Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Чижова Екатерина Игоревна

Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить исследовательские компетентности учащихся; 4) научить различать безударные и чередующиеся гласные; 5) учиться давать оценку полученным знаниям.

Задачи и планируемые образовательные результаты урока:

Личностные:

Овладение системой знаний и умений, навыками их применения в различных учебных ситуациях; понимать собственную деятельность, формировать уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам, их мнению, готовность вести с ними и учителем диалог и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника; самостоятельное планирование пути достижения цели; оценка правильности выполнения поставленных задач; самоконтроль и самооценка.

Познавательные УУД:

Умение установить причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; находить в тексте требуемую информацию.

Коммуникативные УУД:

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; принимать решение в ходе диалога при работе в парах.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник; свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Предметные: знать правописание корней -раст-, -ращ-,-рос-; знать условия выбора букв а – о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; знать слова-исключения; распознавать слова с чередующимися гласными а — о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; уметь обозначать орфограмму № 13.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_a_-_o_v_korne_-rast-_-_-ros-.docx93.53 КБ

Предварительный просмотр:

Чижова Екатерина Игоревна

Московская область

Технологическая карта урока по русскому языку

в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить исследовательские компетентности учащихся; 4) научить различать безударные и чередующиеся гласные; 5) учиться давать оценку полученным знаниям.

Задачи и планируемые образовательные результаты урока:

Личностные:

Овладение системой знаний и умений, навыками их применения в различных учебных ситуациях; понимать собственную деятельность, формировать уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам, их мнению, готовность вести с ними и учителем диалог и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника; самостоятельное планирование пути достижения цели; оценка правильности выполнения поставленных задач; самоконтроль и самооценка.

Познавательные УУД:

Умение установить причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; находить в тексте требуемую информацию.

Коммуникативные УУД:

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; принимать решение в ходе диалога при работе в парах.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник; свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Предметные: знать правописание корней -раст-, -ращ-,-рос-; знать условия выбора букв а – о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; знать слова-исключения; распознавать слова с чередующимися гласными а — о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; уметь обозначать орфограмму № 13.

Оборудование и технические средства обучения: рабочие листы; проектор, компьютер, презентация.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175с.

Дидактические материалы:

1. Богданова Г.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. Просвещение, 2010.

2. Л.Т. Григорян, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Дидактический материал к учебнику русского языка. 5 класс: Пособие для учителей. Издательство: Просвещение.2009

3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5 класс/ [Т.В. Соловьёва, Л.И. Журавлёва, О.Н. Гулеватая]. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 224 с. + 32 с. Прил. – (ФГОС. Тематический контроль).

Этапы  урока, продолжительность

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

(2 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, поделимся частичкой хорошего настроения друг с другом. Я рада видеть улыбки на ваших лицах и не сомневаюсь в том, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

А сейчас откройте свои тетради, запишите число.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выполняют задание учителя.

Дети улыбаются, внося позитив на весь урок, помогая друг другу в адаптации.

Открывают тетради, делают запись.

Актуализация знаний

 (7 мин.)

А чтобы ваше настроение было более радужное, я хочу подарить вам по волшебному лепестку. Это не простой цветок, он таит в себе загадки, которые вам необходимо будет отгадать. Выберите каждый по лепестку, который вам больше нравится. (Приложение 1)

Учащиеся слушают учителя, после чего подходят к доске и выбирают лепесток.

Возвращаются на свои места и самостоятельно работают с карточкой.

Постановка учебной цели и задач

(3 мин.)

Лингвистическая сказка.    (Приложение 2)

Учитель:

- Ребята, а вы догадались, какова тема нашего урока? (Слайд 6). Что же нам сегодня предстоит узнать? (Слайд 7)

Учащиеся внимательно слушают сказку. Делают выводы.

Формулируют (уточняют) тему урока. Ставят цели.

Первичное усвоение новых знаний (15 мин.)

На доске записаны слова:

Р…стение, выр…с, взр…щивать, зар…с, выр…щенный, водор…сли.

Ребята, запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенный буквы.

Возникновение проблемной ситуации.

А как вы думаете, почему вы по-разному написали эти слова?

Что нам с вами предстоит узнать?

- А давайте с вами проведем небольшое исследование. А для этого вспомним, правописание каких корней с чередованием мы уже знаем?

(фиксирует на доске).

- От чего зависит правописание этих корней? (От ударения, от наличия или отсутствия суффикса А, от последующих согласных).

- Какие будут гипотезы о правописании корней -раст-, -ращ-,     -рос-? (Правописание корней будет зависеть или от ударения, или от суффикса А, или от последующих согласных).

- Проверим каждую из гипотез. Разбейтесь на пары.

(Приложение 3)

Формулировка правила (Слайд 8).

Запомните слова – исключения. (Слайд 9 – 14)

Учитель просит открыть тетрадь для записи правила и исключений.

Выполняют упражнение на закрепление изученного материала (упражнение 453)

Учащиеся записывают слова в тетрадь, после чего озвучивают свои результаты.

Делают вывод о том, что слова написаны по-разному, т.к. ещё не знают правила правописание гласных  -а- и -о- в корне –раст- и -рос-

Правила написания гласных -а- и -о- в корне -раст- и -рос-

Разбиваются по парам, получают карточки и проверяют гипотезы.

1-я пара – правописание зависит от ударения;

2-я пара – правописание зависит от наличия или отсутствия суффикса А;

3 пара – правописание зависит от последующих согласных.

Делают выводы. Самостоятельно формулируют правила.

Возвращаются на свои места. Делают запись в тетрадь.

Выходят к доске, записывают слова в 2 колонки.

Физкультминутка (2 мин.)

Учитель проговаривает слова, если правильно, то учащиеся хлопают, ели неправильно – топают.

Вишенка рОсла (хлопают), подрАстала (хлопают) и наконец вырАсла (топают); сберегли рАстение (хлопают); вырОщенный (топают) школьниками сад; небольшой рАсточек (топают).

Учитель проговаривает слова, если правильно, то учащиеся садятся, если неправильно – стоят.

ПолОжение (садятся), излАжение (встают), слАгаемое (садятся), предполАжение (встают), слАжение (стоят), прилАгательное (садятся).

Учащиеся слушают задание, затем выполняют его.

Первичное закрепление

(13 мин.)

Самостоятельно работают с упражнением на слайде. (Слайд 15). Проверяют. (Слайд 16)

Самостоятельная работа по карточкам. (Приложение 4)

Делают запись в тетрадь. После выполнения упр. выполняют взаимопроверку.

Работают с карточками.

Информация о домашнем задании (1 мин.)

§85, упражнение 456.

*Задание на выбор:

– придумать сказку о корнях -раст и -рос, или – составить перфокарту – карточку для проверки знаний по изученному правилу.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия деятельности

(2 мин.)

Дайте анализ своей деятельности на уроке, начиная предложения с предложенных словосочетаний, но, не повторяя своих одноклассников.

сегодня я узнал… было интересно…

было трудно…   я выполнял задания…

я понял, что…    теперь я могу…

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, информирует, что оценка будет складываться из устного ответа на уроке и за работу в карточках, а выставлена после проверки работ.  Предлагает учащимся выйти к доске взять с собой «кусочек счастья» (Приложение 5). Спасибо за хорошую работу на уроке! Урок окончен До свидания!

Анализируют свою деятельность на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подходят к доске и отрывают по «кусочку счастья»

Приложение 1. На обратной стороне разноцветных лепестков закреплено задание.

  1. Бе…граничный, бе…шумный, (с, з)жимать, ра…смотреть, бе…заветный, (с, з)делать бе…сменный, и…следовать, (с, з)десь, ра…целовать, чере…чур, ра…бить, во…седать, (с, з)бегать.
  2. Высказать своё предпол…жение. Написать сжатое изл…жение. Подобрать подходящее прил…гательное. Подробно изл…жить свои мысли. Найти в примере сл…гаемое. Распол…жить трудные слова по алфавиту. Предпол…гать развитие событий.

Приложение 2

Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. (Слайд 2)

Однажды они решили прогуляться, погода была прекрасная, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Подруги спрятались под деревом и стали любоваться природой.

Буква А сказала: «Посмотри, цветы!»

Буквы удивились красоте цветов, но больше всего тому, как они быстро начали расти и распускаться.  (Слайд 3)

- РАстут! – с восторгом сказала А. (Слайд 4)

- И правда, подрОсли, - ответила О. (Слайд 5)

- И всё это благодаря мне! – заявила буква А с гордостью. – Ведь в корне -РАСТ- я самая главная!

– Но как бы они подросли без меня?! – возмутилась О. – В корне -РОС- без меня не обойтись.

Стали спорить гласные. Кто же из них самый главный: буква А или О.

Приложение 3

Карточка для исследования гипотезы «Ударение»: 

выращивают, вырастить, подрос, подросли, растение, подросший.

- Определите, зависит ли написание А или О от ударения.

Расставляют ударение, распределяя на два столбика:

Ударные                                         Безударные

__________________________________    

Вывод: ______________________________________________________________

Карточка для исследования гипотезы «Суффикс А»: 

подрастают, вырастет, растение, перерастёт, вырастает.

- Распределите слова на два столбика в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А. Определите, зависит ли написание гласных от суффикса А.

 с А                                                        без А

________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________

Карточка для исследования гипотезы «Последующие согласные»: 

растительный, подрастают, водоросли, вырастает, взращивать, подрос.

-Определите, перед какими согласными пишется А, а перед какими – О. 

____________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________

Приложение 4

Распол…жение (лагеря), пол…гаться (на друга), предл…жить (помощь), (пишешь) изл…жение, (изучаешь) прил…гательное, пол…жение (трудное), перел…гать (стихи своими словами).

Деревья быстро выр…сли, богатая р…стительность, взр…щенный цветок, дети за лето подр…сли, подр…стает свежая трава, выр…щенные в оранжерее розы.

Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...