Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Талапова Елена Анатольевна

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  5 класс

Тема: Правописание корней  с чередованием гласных е//и

учитель Талапова Елена Анатольевна

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Цель урока

 Формирование орфографических умений по теме Правописание корней

с чередованием гласных е//и.

Задачи урока

Предметные

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать   логическое   мышление   и   повышать   речевую   активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ работы


Ход урока

Структура урока

Деятельность учитель

Деятельность учеников

1 Постановка учебной задачи, объявление темы урока.

Мы продолжаем знакомство с правописанием корней с чередующимися гласными.

Какие группы корней  с чередованием мы знаем?

Мы заполняли таблицу «Корни с чередующимися гласными». Все ли графы  мы уже заполнили? Все ли семьи корней с чередованием гласных мы узнали?

Посмотрите на доску. (Слайд)

Стереть с доски, вытереть пыль, оттереть пятно, протирал стол, вытирает руки, оттирал грязь, утирает слезы.

Замереть от страха, замирает от волнения, вымирающие животные, с замиранием сердца, умереть от старости.

Можно ли сказать, что здесь в каждой группе  написаны словосочетания с однокоренными словами? Почему? Докажите. Обозначим в словах корни.

Почему корни написаны по-разному?

 С чередованием каких гласных мы будем знакомиться на уроке?

Запишем тему в тетради:

Корни с чередованием гласных е//и




















Слова с чередованием гласных е-и

2 Работа над темой урока

(Слайд со словами)

Посмотрите внимательно на слова. Как вы думаете, от чего зависит написание гласной в корнях с чередованием е//и? (В случае затруднения проведем морфемный анализ, вспомним еще раз все условия выбора гласной.)

Какие вы уже знаете корни, где выбор гласной зависит от суффикса а?

Корней с чередованием е//и в русском языке гораздо больше. Давайте с ними познакомимся.

Запишите в столбик слова, которые я продиктую. Это будут слова, в которых нет суффикса а. Какую гласную вы будете писать в корнях слов?

Соберу – собираю

Выдеру – выдираю

Замереть – замирать

Отпереть – отпирать

Вытереть – вытирать

Застелить – застилась

Блестеть – блистать

Выжег – выжигал

Подберите к этим словам однокоренные с суффиксом а. Какую гласную будем писать в словах?

Давайте теперь назовем корни с чередованием е//и. Запишем эти корни в таблицу. В какой столбик будем писать?

Еще раз повторим корни.

3 Формулировка правила

Сформулируйте правило о правописании корней с чередованием гласных е//и

В корнях с чередованием гласных е//и бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, стел-стил, блест-блист, жег-жиг пишется буква и, если после корня есть суффикс а.

4 Расширение полученных знаний







































5 Формирование умения находить орфограмму в слове

В корнях с чередованием е//и мы можем встретиться с интересным явлением в области звуков русского языка. Вы с этим явлением уже немного знакомы. Сейчас я проверю, узнаете ли вы его.

Брать – беру – выбираю

Запишите слова, обозначьте  корень.

Столкнулись ли с каким-либо затруднением в обозначении корня?

Какое вы видите здесь чередование?

Составьте еще цепочки родственных слов или форм слова с подобным чередованием.

Удрать

Застлать

Сколько чередований произошло в данных корнях?

Вы смогли сейчас определить эти чередования, а вот интересно, получилось бы у вас найти родственные слова с чередованием звуков, если бы они были спрятаны в тексте?

В задании упражнения 592 говорится, что ученик не смог найти в тексте родственные слова. Давайте попробуем ему помочь. Только сначала внимательно прочитайте задание, обратите внимание на то, сколько слов надо найти.

Сбор – собрание – собираются – отбирают

Какое вы видите чередование  в этом корне?

Скажите, а все ли возможные чередования здесь отражены? Давайте дополним цепочку еще одним словом с е в корне. Составьте с этим словом предложение, которым можно было бы закончить данный текст. (Скоро выпускники соберутся вместе)

Запишите предложение. Докажите, что в данном слове в корне надо писать букву е.


Возьмите раздаточный материал. Прочитайте предложения в задании 1. Что это за предложения?

Пословица – народная мудрость. Посмотрите внимательно на эти пословицы и выберите сейчас ту, которая вам кажется наиболее интересной. Может, она поможет вам по-другому взглянуть на себя, а может, вы захотите дать при помощи этой пословицы совет кому-то. Или вам не совсем понятен смысл какой-то из пословиц. Запишите эту пословицу в тетрадь.

Найдите в этой пословице слово с чередованием гласных в корне, обозначьте орфограмму.

Проверка и обсуждение выписанных пословиц.

Из оставшихся пословиц выпишите слова с орфограммой «Чередование е//и в корне», обозначьте орфограмму.

Умирает, выбирает, подстелил, утирает, спирает, задирай, дерутся, наберешься.

Задание 2. Прочитайте текст.

К какому стилю принадлежит этот текст? Докажите.

Назовите выразительные средства языка, которые вы увидели в тексте Ивана Александровича Гончарова.

Найдите слова с чередующимися гласными в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

Выпирали, блестела, застелил.










Нуль звука//е//и





три











Нуль звука//о//и






Нет суффикса а




6 Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.


Домашнее задание упр. 595


Корни с чередованием гласных е//и

Задание 1  Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

Задание 2  Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)

Корни с чередованием гласных е//и

Задание 1  Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

Задание 2  Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)


Проверь себя

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых          

 есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием

гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3  Я умею образовывать и правильно писать новые

слова с чередованием гласных е//и в корне.

От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

О б р а з е ц: утирать –  стереть, растирать.

Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-),  наст…лать (прер-, под-), ум…рать  (за-, вы-).

Уровень 4  Я умею правильно писать слова с чередованием

 гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием

гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

    Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с  пропущенными чередующимися гласными в корне,  а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.


Компетентностно - ориентированное задание:
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

 

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор


Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

конспект урока русского языка по теме "Правописание производных предлогов"

Урок закрепления знаний с использованием технологии рейтинговой накопительной системы. Каждый ученик за урок получает оценку согласно набранным баллам. Урок включает 6 этапов, на каждом этапе предлага...

Конспект урока русского языка по теме:«Правописание имен собственных и употребление их в предложениях».

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных и употребление их в предложениях». Данный урок с использованием нестандартных приёмов работы можно также использовать  в пери...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Урок русского языка по теме "Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова" 5 класс

данныйй конспект урока предназначен для использования с сопровождением интерактивной доски и сервиса Wordwall...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...


 

Комментарии

Богусловская Полина Ивановна

Большое спасибо за урок! Чётко, последовательно, интересно!