Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Остапенко Ирина Александровна

    Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном селе, чуткое отношение к слову.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx25.72 КБ
    Office presentation icon korni_e_i_-ya_-2.ppt2.21 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 5 классе

    Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.» 

    Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных е-и, о-а в корне слова. 

    Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном селе, чуткое отношение к слову. 

    Оборудование:
     раздаточный материал, таблица, проектор. 

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    Мы сюда пришли учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно!

    - Добрый день, ребята.

    II. Начало урока.

    Взгляните на этот красивый цветок (слайд или цветок в классе). Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

    - Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

    - Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

    Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

    -Почему?

    ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

    - Игра «Четвертое лишнее». На доске записаны слова:

    Излагать, росток, роскошный, расти.

    - Прочитайте их, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.

    - Давайте обобщим пройденный материал о правописании корней с чередованием гласных о-а.

    - Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)

    - А что мы должны уметь в конце урока?

    III. Работа по теме. Обобщение и повторение материала.

    1. Но прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. Дома составляли предложения по рисункам (упр.650) и повторяли фонетический разбор слов (слово люблю).

    2. Новая тема.

    1). Презентация:

         А) Начинаем с 3 слайда: включаю и читаю его.

         Б) Слайд 4: включаю и читаю его.

         В) Ребята, давайте заглянем в сундук с орфограммами. Где же он? Может, в учебнике? Работа с теоретическим материалом учебника п.113. Делаем вывод по правилу и читаем рассуждение. Работа с таблицей. А где же сундук?

         Г) Слайд 5: мы уже правило прочитали, сделали выводы. Белочка говорит, что мы молодцы.

       Д) Ребята, давайте еще раз назовем корни с чередованием гласных е-и. Включаю слайд 6  Тренировка: упр. 653 (устно)

       Е) Молодцы. Вы, ребята, заметили, что белочка нас хвалит, а сова, такая строгая, только задает вопросы. Она для нас и задание подготовила: «Поспешишь – людей насмешишь». Слайд 7. Выполняем задание на отдельных листах.

       Ж) Давайте проверим, как мы справились с заданием тетушки совы. Слайд 8.

       З) Следующее задание совы вам знакомо.  Она приготовила для нас тест. Слайд 9.

       И) Проверим тест? Будет нас белочка хвалить или нет? Слайд 10.

       К) Ребята, вы молодцы. Я с белочкой согласна. Но сова нам отдыхать не дает. Она задает нам следующий вопрос. Что такое ГИА? Что вы об этом слышали? Говорю сама, что это такое и включаю слайд 11, читаю его. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу  ОГЭ. (Упомянуть об экзамене в 5 и 6 классе, при подготовке к итоговой контрольной работе).

       Л) Слайды 12-16 включать только после выполнения заданий на листах, так как там есть ответы.

       М) Ребята, а из каких сказок Г. К. Андерсена были взяты предложения выполненных заданий?  Слайд 17 пропускаю, так как там есть ответы, а включаю слайды 18-22, отвечаем на вопросы по картинкам. Затем возвращаемся к слайду 17, чтобы подтвердить наши ответы.

    3. Ребята, утомила вас сова? Давайте отдохнем? Физкультминутка.

    4. Наша работа не закончена. На следующих уроках мы продолжим изучение корней с чередованием гласных.  Ваши одноклассники приготовили для нас сценку. Посмотрим? Сценка.

    Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию.

    Автор:                                    Давным-давно на белом свете

    Жил пятиклассник, мальчик Петя,

    Хоть был талантлив и умен,

    Но с русским был не дружен он.

    И дома, в школе, на уроке

    Все сыпали ему упреки:

    Группа ребят:                          «Правописанья правил он

    Не знает, глупых мыслей полн!»

    Автор:                                        Пришел конец терпенью Пети:

    Петя:                                           «Я решил, вы все заметьте,

    Пойти в страну Правописанья

    И осмотреть все со стараньем…»

    Автор:                                           Шел долго, коротко ли шел,

    Но все ж страну он ту нашел…

    Петя:                                           «Да, войти никак нельзя туда,

    Не приложу я коль труда.

    Вон корни у ворот стоят,

    Сомкнулись тесно-тесно в ряд».

    Автор:                                              И говорят все корни Пете:

    Корни все вместе:                   «Зачем пришел к воротам этим?»

    Автор:        Им Петя вежливо сказал:

    Петя:        «Я познакомиться желал.

    Чередованья А и О

    В корнях замучило давно!»

    Корень –КАС-:                        «Иду навстречу, я корень-КАС-,

    И суффикс –А- за мной тот час,

    Все потому, что корень –КАС-

    Без –А- ни шагу напоказ.

    Коль суффикс –А- пропал куда-то,

    То корень будет –КОС-, ребята!»

    Корни –ЛАГ- и -ЛОЖ-:      «Я –ЛАГ-, я –ЛОЖ-, мы скажем ясно:

    С этим правилом согласны.

    Если суффикс –А- за корнем,

    Пишем букву А спокойно».

    Автор:                                         Вышли корни –ГАР- и –ГОР-,

    А за ними –ТВАР- и –ТВОР-,

    А за ними –КЛАН- и –КЛОН-

    Выходили на поклон.

    Выходили, говорили,

    И трещали, и твердили.

    Корни:                                              «Если мы без ударенья,

    О пиши без промедленья!»

    Автор:                                             Корни –РАСТ- и –РОС-

    Встали во весь рост

    Корни –РАСТ- и –РОС-:                 И сказали: «Букву А

    Пишем, Петя, не всегда.

    Если вслед за корнем

    Идут СТ иль Щ,

    То писать, запомни,

    Нужно букву А.

    Но к большому сожаленью,

    Существуют исключенья.

    Ростовщик в Ростове жил,

    В торговой отрасли служил,

    Ростиславом звали,

    Он росток себе купил

    Где-то на вокзале».

    Автор:                                          Корни –СКАК- и –СКОЧ-

    Поболтать не прочь:

    Корни –СКАК- и –СКОЧ- :      «Перед буквой К пишем только А,

    Перед Ч пиши букву О, спеши!»

    Автор:                                Корни –МОК- и –МАК- говорили так:

    Корни –МОК- и –МАК- :      «Ты в глаголах со значеньем

    Пропускать воды теченье

    Напиши лишь корень –МОК-,

    Чтоб придраться кто не смог.

    Ну, а в «жидкость погружать»

    Нужно корень –МАК- писать».

    Автор:                                        Миг – и корни расступились,

    Все куда-то разом скрылись,

    И оставили его

    Там, у входа, одного.

    5. Молодцы! Так какие же командиры управляют гласными в корнях с чередованием? От каких условий зависит написание той или иной гласной в корне?

    6. Наша работа продолжается.

    Перед вами панорама нашего любимого села, это наша родина, наши исторические корни.

    Я читаю текст, послушайте его внимательно. (Звучит красивая музыка)

    Над нашим селом разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие тополя поклонились солнцу. Ветвистые лозы, расположившиеся по берегам великой реки Дон, загорелись теплым светом. Луг за рекой, озаренный солнцем, представлял собой удивительное сочетание красок.

    - О чем этот текст? (О красоте нашего села)

    VI.  Лингвистический эксперимент.

    -Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов и пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок)

    Выразительно его прочитайте.

    Наслаждаешься просторами земли Донской и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.

    Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.

    ( Ученик читает свой вариант, объясняя пунктуацию при однородных членах предложения, ответ оценивается)

    Наслаждаешься просторами земли Донской и преклоняешься перед величием и красотой родного края. Душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.

    - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

    (На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)

    - А как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

    V.Домашнее задание:

    Написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, упр. 656, п.84, 85, 113. или составить отдельные предложения по этой теме.

    VI. Итог урока. Рефлексия.

    - Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

    - Чему научились?

    -Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке сами. Слайд 23 (Поднять руки)

    -Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

    Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

    - Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

    - Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

    Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

    Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

    Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

    Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

    Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

    Презентация у уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и"

    Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

    Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

    Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...