Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Тагирова  Алия Махдеевна

Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prezent._tsya_i_tsya_v_glagolah.rar480.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий.

Цели:

  1. Закрепить и систематизировать знания о правописаний – тся и –ться в глаголах;
  2. Вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;
  3. Способствовать к развитию интереса учащихся к предмету;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради;

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Мотивация познавательной деятельности

Послушайте отрывок из весёлого стихотворения Э.Н.Успенского “Окончания глаголов”.

Как же нам быть с этим знаком

Ставить его или нет?

Надо, чтоб сами глаголы

Людям давали ответ.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком знаке идёт речь?

- А теперь подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока?

             III.         Сообщение темы.

- Итак, тема нашего урока звучит следующим образом: «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».(запишем в тетрадь число, классная работа и тему урока).

Запишем в тетрадь предложение:

  1.  Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.

2)    Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

-Давайте найдем в этом предложении глаголы и слова, к которым они относятся.

Из данных предложений учитель записывает примеры на доске, учащиеся в тетрадях делают следующую запись:

-Давайте определим лицо, где возможно.

Венера (что делает?) загорается.(3 лицо)

Начинает (что делать?) клубиться.(н.ф.)

Солнце (что делает?) поднимается.(3 лицо)

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

- От чего зависит написание -тся, -ться ( Если глагол стоит в 3 лице, то в нем перед -СЯ Ь не пишется. Если глагол в неопределенной форме, то перед –СЯ Ь знак пишется. ИЛИ От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак или нет.)

IV. Чтение правила на стр. 106 учебника.

-Звучание неопределенной формы и личной формы глаголов совпадают. Чтобы решить, как писать эти глаголы, необходимо их поставить в определенный контекст, т.е. заставить «работать» их в предложении.

Распределительный диктант (глаголы распределить по колонкам):

 Пора вернут(?)ся. Когда они вернут(?)ся?

Пришлось мчат(?)ся, чтобы успеть на поезд. Мимо мчат(?)ся поезда.

Надо готовит(?)ся к урокам. Миша готовит(?)ся к соревнованиям

V. Физминутка.

VI.  Сообщение учителя о том, что формы глаголов и существительные на -ца звучат одинаково, что является источником ошибок.

Запись в тетрадях:1. Светлица, синица, лисица, столица.

                        2. Разговориться, успокоиться.

Распределить  по столбикам существительные и глаголы.

 Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

(при проверке задания проговариваются неоднократно способ действия при выборе -тся, -ться)

1) Установить к какому слову относится глагол;

2) поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончания.

        VII. Работа с учебником стр. 107, упр. 632.

        VIII. Анализ предложений.

Образец рассуждения: например, Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

"Определим, с каким словом связан глагол не боится (тот), ставим от него вопрос:

Тот (что делает?) не боится (3 л.); во 2-м предложении - умеет (что делать?) трудиться (н.ф.)".

Предложения для анализа:

1. Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И.Крылов)

2. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И.Суриков)

3. Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (И.Крылов)

IX. Рефлексия

- Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно?

- Почему?

- Что нового вы узнали?

- Где вам могут пригодиться эти знания и умения?

(Ученики отвечают на вопросы:

- Нам интересно на уроке потому, что мы работали в парах. Есть компьютер. Данные знания и умения нам пригодятся в старших классах. Учащиеся высказывают самые разнообразные ответы)

X. Подведение итогов

Пришло время оценить свои знания и умения.

        XI. Домашнее задание: П. 110, упр. 634. Слова в словарик стр. 108

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)

Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...

урок русского языка по теме " Правописание НЕ с глаголами"

урок русского языка по теме " Правописание НЕ с глаголами"...

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...