Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Магир Татьяна Васильевна

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: научить писать сложные имена прилагательные в соответствии с условиями дефисного и слитного написания. 

Задачи: развитие навыков исследовательской деятельности, формирование логического мышления при выполнении различных по форме и уровню сложности заданий, усвоение новых знаний (условий слитного и дефисного написания имён прилагательных), развитие творческих способностей учащихся.

закрепление знаний учащихся о правописании имен прилагательных, формирование орфографической зоркости.

Ход урока

Сведения о какой части речи мы повторяем и закрепляем?

(имя прилагательное)

1. Какие термины повторяли по изученным темам, связанным с именем прилагательным?

(Сравнительная и превосходная степень, краткое и полное прилагательное, сказуемое, определение, обстоятельство, постоянные и непостоянные морфологические признаки)

Открыть доску

2. На крыльях доски записаны примеры: 2 столбика

Ярко-красный

Кисло-сладкий

Русско-немецкий

Литературно-музыкальный

Санкт-петербургский

Северо-восточный

Красный-красный

Злой-презлой

Семнадцатое октября.

Правописание сложных имён прилагательных

          Через дефис                                    Слитно

Оттенки цвета и вкуса          Образованы от словосоч.

Можно поставить союз И     Образов. от слож. сущ-х,    

                                                 кот-е пишутся слитно

                                                 (микроволны, паровоз)                                                   Образовано от И.сущ.,

которое пишется через дефис

повтор слов (усиление знач-я)

Древнерусский

Машиностроительный

Микроволновый

Паровозное

- Что вы можете сказать об этих прилагательных? (Сложные).

- Сформулируйте тему урока (Правописание сложных имён прилагательных) записать на доске

- Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться писать сложные прилагательные).

Проанализируйте данную запись и попробуйте сформулировать условия дефисного и слитного написания сложных имён прил-х

ЯРКО-КРАСНЫЙ                                  оттенки цвета и вкуса

КИСЛО-СЛАДКИЙ

РУССКО-НЕМЕЦКИЙ                            можно поставить союз И (и русский, и немецкий)          

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ                  образовано от имени сущ-го, которое пишется через дефис

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ

КРАСНЫЙ-КРАСНЫЙ                         повтор слов (усиление значения)

ЗЛОЙ-ПРЕЗЛОЙ

_______________________

ДРЕВНЕРУССКИЙ                         образованы от словосочетаний        Древняя Русь                 

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ                                                                         строят машины

МИКРОВОЛНОВЫЙ              образованы от сущ-х, пишущихся слитно (микроволны, паровоз)

ПАРОВОЗНОЕ

3. Работа с учебником: § 22. Прочитать, выполнить запись

Запись в ТТ: через дефис (условие написания + пример), слитно (условие + пример)

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный, но
Общественно-политический

4. Тренировочные упражнения.

А) Выборочный диктантВыпишите только сложные прилагательные, объяснив условия их написания

Одним ярко-желтым осенним днем из вагона нью-йоркского поезда, который опоздал на полчаса, выпрыгнул человек в серо-зеленом костюме, старых-престарых ботинках и с русско-французским словарем в руках. Это был президент крупной финансово-промышленной компании, которая заключила контракт с Санкт-Петербургским драматическим театром.

Б) Комментированное письмо.

(Жаро)понижающий,

(картофеле)уборочный,

(коричнево)красный,

(сельско)хозяйственный,

(физико)математический,

(десяти)этажный,

(средне)вековой,

(зеленовато)серый,

(мясо)молочный,

(паровозо)ремонтный,

(двух)комнатный,

(садово)огородный,

(кисло)сладкий,

(изжелта)красный.

В) Устная работа с тестовыми заданиями:

1. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):

а) образованы на основе словосочетания;

б) обозначают оттенки цветов;

в) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис;

2. Найдите сложное прилагательное, которое пишется через дефис:

а) что(либо)

б) еле(еле)

в) (стале)литейный

г) (ярко)жёлтый

3. Найдите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

а) (юго)западный

б) (западно)европейский

в) (красно)белый

г) (русско)французский

5. Заполните пробелы.

Примеры

Условие написания

Северо-западный

Прилагательное обозначает оттенки цветов

Синий-синий

Может быть заменено равноправными словами с союзом И

Паровозный

6. Работа с учебником: упр.

6.  А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.

.  А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.

1 И.сущ-е

2 И.прил-х

3 глагола

Фраза из 4-х слов

1 слово-итог

Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

- Что нового узнали на уроке?

- Заполните таблицу на обратной стороне рабочего листа.

ФИ __________________________________________________________________________________

Тренировочные упражнения.

А) Выборочный диктантВыпишите только сложные прилагательные, объяснив условия их написания:

Одним ярко-желтым осенним днем из вагона нью-йоркского поезда, который опоздал на полчаса, выпрыгнул человек в серо-зеленом костюме, старых-престарых ботинках и с русско-французским словарем в руках. Это был президент крупной финансово-промышленной компании, которая заключила контракт с Санкт-Петербургским драматическим театром.

Б) Комментированное письмо.

(Жаро)понижающий, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (сельско)хозяйственный, (физико)математический, (десяти)этажный, (средне)вековой, (зеленовато)серый, (мясо)молочный, (паровозо)ремонтный, (двух)комнатный, (садово)огородный, (кисло)сладкий, (изжелта)красный.

В) Работа с тестовыми заданиями:

1. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):

        а) образованы на основе словосочетания;

        б) обозначают оттенки цветов;

        в) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис;

2. Найдите сложное прилагательное, которое пишется через дефис:

        а) что(либо)

        б) еле(еле)

        в) (стале)литейный

        г) (ярко)жёлтый

3. Найдите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

        а) (юго)западный

        б) (западно)европейский

        в) (красно)белый

        г) (русско)французский

5. Заполните пробелы.

Примеры

Правило

Северо-западный

Прилагательное обозначает оттенки цветов

Синий-синий

Может быть заменено равноправными словами с союзом И

Паровозный

6.  А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.

1 И.сущ-е

2 И.прил-х

3 глагола

Фраза из 4-х слов

1 слово-итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"

урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной фо...

урок русского языка Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

тренировочные упражнения по закреплению правописаний окончаний имен прилагательных....

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода "

Цель :  Актуализация  знаний  обучающихся  об  имени  прилагательном  как  части  речи, его  связи  с  именем  существительным....

Конспект урока русского языка по теме "Окончания имён прилагательных среднего рода"

Цель: познакомить с окончаниями имён прилагательных среднего рода.Задачи:- Формировать умение  находить в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;  задавать...