Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гильмутдинова Людмила Александровна

урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной форме, ребята быстро запоминают его и легко начинают в нём ориентироваться. материал урока подобран по одной тематике - история и символика Олимпийских игр, что становится очень актуальной темой в нашей стране на некорый промежуток времени. Задания интересные и разнообразные, ребята не будут скучать в течение урока. Урок имеет большое воспитательное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку

Учитель  Щербовских Людмила Александровна

Класс    6 «Б»

Количество учащихся в классе  25

Количество учащихся на уроке  25

Дата проведения урока  04.02.10

Тема урока:  Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных.

Тип урока  Изучение нового материала

Цели урока:

  1. Образовательная: Объяснить слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных
  2. Развивающая: Развивать навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, умение работать по алгоритму,  интерес к уроку через нестандартные формы работы.
  3. Воспитывающая: Воспитывать  чувство патриотизма, интерес к спорту и занятиям спортом.

Оборудование:   Техническое оборудование урока – компьютер, экран, проектор; схема для работы детей и наглядное пособие «Олимпийские кольца» по теме, сигнальные карточки, алгоритм по теме, медали для награждения, карточки для эстафеты.

Ход урока

  1. Организационный момент

У.: Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наша встреча сегодня будет приятной и полезной для всех нас. Начинаем работу.

  1. Подготовка к изучению нового материала 
  1. «Исключи лишнее» (презентация, слайд № 2)

У.: Посмотрите на слова.

Необходимо выбрать «лишнее» слово и объяснить ваше мнение.

Д.: Лишнее – жизнерадостный, т.к. это сложное слово и начальная форма, остальные – степени сравнения прилагательных.

У.: Скажите, какие прилагательные называются сложными?

Д.: Сложными называются прилагательные, состоящие из двух корней.

У.: Что за высказывание мы видим?

Д.: Олимпийский девиз.

У.: Какое важное событие в мировом спорте приближается?

Д.: Открытие XXI Зимних Олимпийских игр, 12 февраля 2010 года.

У.: Какова эмблема Олимпийских игр?

Д.: Пять сплетённых между собой колец  (презентация, слайд № 3)

У.: Сегодня Олимпийская эмблема будет символизировать пять положений новой орфограммы № 40, с которой мы познакомимся.

Наша новая тема будет касаться правописания сложных прилагательных.

  1. Объяснение нового материала
  1. Работа со схемой «Олимпийские кольца»

У.: Посмотрите на схему, лежащую перед вами. В ней отражены основные теоретические понятия, касающиеся новой темы. Нам необходимо заполнить эту схему примерами, отражающими то или иное положение. Итак, начинаем.

У.: Посмотрите на предложение. Прочитает его. (презентация, слайд № 4)

Д.: Впервые спортивные  игры прошли  в юго-восточном греческом городе Олимпия.

У.: Найдите в этом предложении сложное прилагательное.

Д.: Юго-восточном.

У.: Как вы думаете, каким образом образовано это прилагательное?

Д.: От названия стороны света.

У.: Почему его нужно написать через дефис?

Д.: Потому что слово «юго-восток» пишется через дефис.

У.: Посмотрите на схему. В кольцо какого цвета мы должны вписать данное слово?

Д.: Синего.

У.: Запишите его.

У.: Обратимся к следующему предложению. (презентация, слайд № 5)

Д.: Олимпийская эмблема состоит из пяти разноцветных колец.

У.: Кто уже нашёл сложное прилагательное?

Д.: Разноцветных.

У.: Кто догадался, как оно образовано?

Д.: Это слово образовано от словосочетания.

У.: Впишите его в схему?

 У.: Каким образом напишем это слово?

Д.: Слитно.

У.: Сделайте вывод, в каком случае сложные прилагательные пишутся слитно?

Д.: Сложные прилагательные, образованные от словосочетаний, пишутся слитно.

У.: Посмотрим на следующее предложение? (презентация, слайд № 6)

Д.: Ярко-зелёное кольцо на эмблеме символизирует Австралию.

У.: Что обозначает сложное прилагательное в этом предложении?

Д.: Оттенок цвета.

У.: Найдите данное положение в схеме. Как следует записать слово?

Д.: Через дефис.

У.: А теперь давайте познакомимся с тем, как появляется один из Олимпийских символов – Олимпийский огонь.

Читаем предложение. (презентация, слайд № 7)

Д.: Олимпийский огонь зажигают пучком солнечных лучей, образованных
выпукло-вогнутым зеркалом.

У.: Скажите, от каких слов образовано данное сложное прилагательное?

Д.: Выпуклый и вогнутый.

У.: Куда впишем его?

Д.: В жёлтое кольцо.

У.: Прочитайте в схеме условие дефисного написания этого слова.

Д.: Если сложное прилагательное можно заменить словами, соединёнными союзом И, такое слово пишется через дефис.

У.: Запишите слово.

У.: А теперь посмотрите на зелёное олимпийское кольцо. Какие слова спрятаны в нём?

Д.: Слова-исключения.

У.: Написание этих слов нужно запомнить.

  1. Обобщающая беседа

У.: Итак, сделаем вывод, каким образом могут быть написаны сложные прилагательные?

Д.: Слитно и через дефис.

У.: В каком случае прилагательные нужно написать слитно?

Д.: Если они образованы от словосочетаний.

У.: Когда сложные прилагательные пишутся через дефис?

Д.: (ответы учащихся)

У.: Написание каких слов необходимо запомнить?

Д.: Написание слов-исключений.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Работа с сигнальными карточками

У.: Ещё одним символом Олимпийских игр являются Олимпийские медали. (презентация, слайд № 8)

У.: Медали какого достоинства вручаются атлетам на Олимпийских играх?

Д.: Золотые, серебряные и бронзовые.

У.: Готова поспорить с вами, что вы не знали о том, что на Олимпиаде 1900 года не было золотых медалей. Награждали только спортсменов, занявших первое и второе места, т.е. вручали серебряные и бронзовые медали. У вас на партах лежат сигнальные карточки в виде медалей. Посмотрите, серебряная медаль имеет серый оттенок, а бронзовая – красноватый.

Предлагаю вам такое задание: Если слово, которое вы увидите на экране, пишется через дефис, вы поднимаете вверх серебряную медаль, а если слитно – бронзовую.

Итак, внимание на экран. (презентация, слайд № 9)

  1. (светло)голубое небо
  2. (широко)плечий атлет
  3. (лимонно)жёлтое кольцо
  4. (сто)метровая дистанция
  5. (спортивно)оздоровительный бег
  6. (восточно)европейская культура
  7. (легко)атлетическое упражнение
  8.  (ослепительно)белый флаг
  1. Лингвистическая эстафета

У.: Одним из видов Олимпийской программы является различные эстафеты. У нас тоже сейчас будет эстафета, но не обычная, а лингвистическая.

Приготовьте разноцветные ручки и карандаши.

Итак, каждый ряд – команда. Команда получает эстафетный лист. На нём слова. Если слово следует написать слитно, то стрелку между частями слов закрашиваем красным цветом, а если через дефис – зелёным. 

(презентация, слайд № 10)

Три, два, один, начали! (ребята закрашивают стрелку в одном слове по цепочке)

Главное в эстафете, конечно, - скорость, а в нашей – ещё и правильность.

Проверим задание.  Посмотрите на экран (презентация, слайд № 11)

Итак, победила команда…………

  1. Домашнее задание

У.: Сегодня мы представили новую орфограмму в виде Олимпийских колец. В них отражены все теоретические положения орфограммы № 40, а дома я предлагаю вам рассмотреть алгоритм к этой орфограмме. Если вы внимательно рассмотрите его и научитесь пользоваться им, вы быстрее запомните правило.

  1. Итог урока

У.: Итак, с какой орфограммой познакомились на уроке?

Д.: Правописание сложных прилагательных.

У.: Какие прилагательные пишутся слитно? Через дефис?

Д.: (ответы учащихся)

У.: Сегодня на уроке отметки получают ….. Кроме того, особо активные ребята получают сегодня золотые медали за работу на уроке с становятся чемпионами в изучении новой орфограммы.

У.: В 1896 году основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном был определён Олимпийский принцип: «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие,  также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба».  Подумайте над этими словами, и пусть они станут полезными для вас. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Кто Быстрее?

Журнально          газетный          столик

Общественно       политический           процесс

Светло          фиолетовый           шарф

Северо         западный          ветер

Десяти          этажный        дом

Легко          атлетический      кросс

Научно          фантастическая        литература

Правописание сложных прилагательных

И                                                                                                            С

М                    образовано от словосочетания                                    Л

Я                                                                                                            И

                                         Нет                   Да                                        Т

                                                                                                               Н

П                     между словами есть союз И                                        О

Р                     или его можно легко подставить

И                                                                                                          

Л                                      Нет                   Да                                        Ч

А                                                                                                            Е

Г                    образовано от сложных существительных,                Р

А                    которые пишутся через дефис                                     Е                      

Т                                                                                                             З

Е                                       Нет                   Да                                                            

Л                                                                                                             Д

Ь                            обозначает оттенок цвета                                      Е                                                                                                                                                                                                              

Н                                                                                                             Ф

О                                                                                                             И

Е                                                                Да                                         С                                                                                                                   

                                                                                                               

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

В данном учебном материале представлен подробный конспект  урока русского языка  по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»...

презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Урок 6 класс Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Урок разработан с применением семи модулей обучения. Направлен на самостоятельное обучение, развитию функциональной грамотности....

Урок русского языка в 6 классе " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" по ФГОС

Урок обеспечивает успешное усвоение учебного материала, формирует умение ставить цели и стремление достигать их, воспитывает потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности....

Урок русского языка в 7 классе на тему "«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Урок «открытия» нового знания представлен в увлекательной форме, где использовались различные формы работы с учащимися:  групповая, индивидуальная, фронтальная, методы обучения: проблемный, иссле...

Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных

Вы можете использоватьданное оформлениедля создания своих презентаций,но в своей презентации вы должны указатьисточник шаблона:...

Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных

Этот урок поможет подготовиться к уроку русского языка...