Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
план-конспект по русскому языку по теме

 

В данном учебном материале представлен подробный конспект  урока русского языка  по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_teme.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Цели:

Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение  учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

1 Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

- Ну проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку пять.

2. Актуализация знаний.

А)

- Какую большую тему вы сейчас изучаете?

- Что вы знаете об этой части речи?

Составление кластера.(слайд №1)

Имя прилагательное

Обозначает-(признак предмета)

Изменяется по-(родам, числам, падежам)

Каким членом предложения может быть(сказуемым, определением,)

Какие разряды прилагательных вам известны?(качественные, относительные, притяжательные)

Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)

Б)

Найди лишнее и объясни почему.(слайд № 2)

Морской

Матросский

Флотский

Рыболовецкий

(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2)  состоит из двух корней, т.е. является сложным)

- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.

 

3. Формирование знаний.

А) Работа с текстом.(слайд №3)

- Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого  судна стоял высокий седобородый человек с темно – зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

- Слова какой части речи у нас подчеркнуты?

-Что отличает их от других прилагательных?

- Почему они являются сложными?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.(слайд № 4,5)

Слитно

Через дефис

Рыболовецкое судно

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленые волны

Водонепроницаемый плащ

Горько-соленое море

Трехмачтовый бриг

Темно-серый плащ

Носорожья туша

Бело-розовые облака

- Почему они пишутся по- разному?

- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Давайте запишем ее.(слайд №6)

- Чему мы должны научиться к концу урока?

- Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?

- Какие из этих сложных прилагательных образованы от имени существительного?(слайд №7)

Носорожья – носорог,

Юго – западный – юго – запад

- Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?

- Какой мы вывод можем сделать?

- Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?(слайд №8)

Рыболовецкое – ловец(чего?) рыбы,

Седобородый – борода (какая?) седая,

Водонепроницаемый – непроницаемый( чем?) водой,

Трехмачтовый – три(чего?) мачты

- Как пишутся все эти сложные прилагательные?

Вывод. Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.

-Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?( слайд № 9)

Сине – зеленый

Горько- соленый

Темно – серый

Бело – розовые

- Что объединяет подчеркнутые прилагательные?

(Цвет)

- Как они пишутся?

Вывод: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет пишутся через дефис.

- Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое.(слайд №10)

- Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?

Вывод:  Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.

Б) Работа в группах.(слайд № 11)

Задание: Сформулируйте правило и заполните таблицу.

Слитно

Через дефис

1.

1.

2.

2.

3.

Проверка.(слайд №12)

4. Формирование умений и навыков.

Задание по группам. Работаете вместе, затем один из вас представляет свою работу.

1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.(слайд №13)

2 группа: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.(слайд №14)

Язык Древней Руси-

Техника по строительству судов-

Обряды старой Руси-

3 группа: Образовать сложные имена прилагательные.(Слайд №15)

Бумажный и картонный комбинат-

Взлетная и посадочная полоса-

Русский и татарский словарь-

4 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных. (слайд №16)

Северо – восток-

Северо – запад-

Юго –восток-

Юго – запад-

5 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных. (Слайд №17)

Водопровод-

Лесопарк-

Трубопровод -

Проверка.

5. Итоги урока.

- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Какой была наша цель?

- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.(слайд № 18)

- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?

- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?

- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?

- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?

- как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?

-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание пар.56(выучить правило), упр. 331(раскрыть скобки)

- А теперь нам предстоит,  проверить достигли ли мы поставленной цели, дать самооценку своей работы. Для этого проведем тест.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

Ответы (слайд №19)

Критерии.

- Кто-то сегодня работал очень хорошо и у него все получилось, кто –  то был сегодня не в настроении и работал не в полную меру.

- Я по рядам пущу кораблики с оценкой.

В зависимости от того, на сколько вы сегодня поработали, посадите себя в кораблик с соответствующей оценкой и напишите на обороте листочка свою фамилию и имя.

- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Урок 6 класс Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Урок разработан с применением семи модулей обучения. Направлен на самостоятельное обучение, развитию функциональной грамотности....

Урок русского языка в 6 классе " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" по ФГОС

Урок обеспечивает успешное усвоение учебного материала, формирует умение ставить цели и стремление достигать их, воспитывает потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности....

Урок русского языка в 7 классе на тему "«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Урок «открытия» нового знания представлен в увлекательной форме, где использовались различные формы работы с учащимися:  групповая, индивидуальная, фронтальная, методы обучения: проблемный, иссле...

Открытый урок в рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Открытый урок а рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Урок открытия новых знаний (ФГОС) по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных".

Технологическая карта постановочного урока в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"....

Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»....