Урок открытия новых знаний (ФГОС) по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку на тему

Дягилева Татьяна Юрьевна

Технологическая карта постановочного урока в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 6

Учитель: Дягилева Татьяна Юрьевна

Тема урока

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Цель деятельности учителя

сформировать УУД по правописанию сложных имен прилагательных.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать условия слитного и дефисного написания сложных имен прилагательных.

Уметь применять данную орфограмму на письме.

Метапредметные(компоненты культурного опыта): * владение всеми видами речевой деятельности; * применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; * коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; 2) осознание эстетической ценности русского языка; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств.

Методы и формы обучения

совместное решение учебных задач

Основные понятия

Сложные имена прилагательные, дефисное и слитное написание

Место темы в разделе предмета

 является последней в разделе «Имя прилагательное» после тем: «Буквы о и е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных», «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных», «Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-».

                Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Включение в деловой ритм урока.

Приветствие.

Подготовка класса к работе: разделение на группы

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний (ситуация успеха) и фиксация затруднений в деятельности

На экране исходный языковой материал (см. приложение №1)

-Проанализируйте слова.

Ставят цели, объясняют правописание суффиксов –К-,

 -СК-, -ЕНН-.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

Логические: анализ объекта с целью выделения признаков.

  1. Постановка учебной задачи

Активизирую знания учащихся;

Создаю проблемную ситуацию:

какую работу можно провести с этим языковым материалом?

 Записываю вопросы учащихся на доске (на интерактивной доске)

-Как вы образовали прилагательные из скобок?

-Как называются такие прилагательные?

-Для чего нужно знать эту тему?

Испытывают затруднения:

 задают (формулируют) вопросы,

появляются гипотезы:

-эти слова можно разделить на группы;

-можно образовать словосочетания из слов в скобках;

Ставят перед собой учебную задачу:

-Мы их сложили.

Выводят тему урока: «Сложные прилагательные»

-Чтобы правильно писать сложные прилагательные.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Общеучебные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Совместное решение учебной задачи

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации: раскроем скобки и образуем прилагательные (см приложение №2)

-Как можно назвать такие прилагательные?

-Возникли ли у вас вопросы по правописанию?

-От каких условий зависит слитное написание и написание через дефис? Кто может выдвинуть версию?

-Вернемся к 1 слайду. Как образуются прилагательные, которые пишутся через дефис? Слитно?

-

Составляют план достижения цели и определяют средства; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу.

Приступают к преобразованию материала.

-Сложные.

- Некоторые прилагательные пишутся слитно, некоторые через дефис.

Варианты ответов учеников:

-От разных частей речи - слитно, от одинаковых – через дефис.

-Прилагательные, образованные от словосочетаний, пишутся слитно, от равноправных – через дефис

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

Познавательные : моделирование;

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия;

Первичное обобщение.

Как вы будете различать, когда сложные прилагательные будут писаться через дефис, а когда – слитно?

Нужен способ различения?

-Из учебника найдите прилагательные и по схеме определите их правописание

- Да!

Определяют средства (алгоритм, модель, схему) различения дефисного и слитного написания сложных прилагательных.

(обсуждение в группах)

Примерный способ:

  1. Определить, от каких частей речи образовано прилагательное
  2. От одинаковых - пиши через дефис, от разных -пиши слитно

Решают задания с проговариванием алгоритма ( способа действия) вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;

Общеучебные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организую деятельность по применению новых знаний.

-Даны 5 словосочетаний со сложными прилагательными (см 3 слайд), опираясь на опорную схему, раскройте скобки и запишите получившиеся словосочетания со сложными прилагательными. Перед выполнением задания поставьте себе ту оценку, на какую сможете выполнить это задание.

Самостоятельная работа;

Осуществляют самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном.

Возможна взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

Личностные : самоопределение.

  1. Рефлексия деятельности  (итог урок )

  1. Д  /з.упр. №380

Организую рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

На следующий урок придут с вопросами

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные : рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

                                                                                                                                                                                                         Приложение

Слайд №1

(Русский, английский) словарь; (синие, очи) девушка; (древняя, Греция) мифы; (шахматный, шашечный) клуб; (серый, голубой) цвет; (древняя, Русь) государство; (северный, западный) ветер; (бледный, розовый) свитер; (кислый, сладкий) соус; (голубые, глаза) юноша, (литературный, художественный) журнал.

Слайд №2

Русско-английский словарь

Синеокая девушка

Шахматно-шашечный клуб

древнерусское государство

Серо-голубой цвет

древнегреческие мифы

Северо-западный ветер

Голубоглазый юноша

Бледно-розовый свитер

Кисло-сладкий соус

Литературно-художественный журнал

Слайд №3

(Горно) лыжный, выпукло (вогнутый), (седо) бородый, (желто) черный, (музыкально) развлекательный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

В данном учебном материале представлен подробный конспект  урока русского языка  по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»...

презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Урок русского языка в 6 классе " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" по ФГОС

Урок обеспечивает успешное усвоение учебного материала, формирует умение ставить цели и стремление достигать их, воспитывает потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности....

Урок открытия нового знания: Дефисное написание наречий

Цели как деятельность учеников:- опознавать наречия, которые пишутся через дефис, выявлять закономерности дефисного написания наречий, правильно их писать, объяснять условия выбора написаний уст...

Открытый урок в рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Открытый урок а рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Урок открытия новых знаний (ФГОС) по теме "Сказуемое" (5 класс)

Технологическая карта постановочного урока  по теме "Сказуемое" (5 класс)...

Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Презентация для проведения урока в 6 классе по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»....