Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода "
    план-конспект урока (6 класс)

    Иванова Лариса Владимировна

    Цель :  Актуализация  знаний  обучающихся  об  имени  прилагательном  как  части  речи, его  связи  с  именем  существительным.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_r.yaz_.docx177.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Склонение  имён  прилагательных  женского  рода.

    Цель: Актуализация  знаний  обучающихся  об  имени прилагательном  как  части   речи, его  связи  с  именем  существительным.

    Задачи:1.Познакомить  обучающихся  со  склонением  имён  прилагательных  женского  рода  единственного  числа, его  падежными  окончаниями.

                  2.Коррегировать  и  развивать  активность  речевой  деятельности  посредством  обогащения  словарного  запаса  именами  прилагательными.

                  3.Воспитывать  любовь и  заботу  к  матери  через  показ  значимости  матери  в  жизни  каждого  человека.

    Наглядность  и  оборудование: план  урока;

    памятка  по  определению  падежа  у  имён  прилагательных;

    карточки   с  заданиями;

     шаблоны  цветов.

    Ход  урока:

    I.Организационный  момент:

    - отчёт  дежурного;

    - проверка  готовности  класса  к  уроку;

    - эмоционально-психологический  настрой  на  урок

    Ниточку души от каждого из вас

    В руки бережно возьму сейчас.

    Мы соткём из ниточек урок,

    Он успеха нашего исток.

    А исток - начало многих дел.

    Я хочу, чтоб каждый захотел

    Прямо здесь и слушать, и   писать,

    Думать, говорить,  понять.

           Наш  урок  пройдёт  по  следующему   плану.

    1.Организация  урока.

    2.Играя,  проверяем  то, что  знаем.

    3.Усвоение  новых  знаний.

    4.Минутка  отдыха.

    5.Закрепление  новых  знаний.

    6.Домашнее  задание.

    7.Подведение  итогов  урока.

           В начале урока для активизации умственных и физических возможностей учащихся выполняются упражнения:

           Чтобы нам работалось легко, мы выполним несколько полезных упражнений:

    1. Быстро потрите друг о друга ладони.

    2. Щёки быстро потрите вверх-вниз (5сек).

    3. Потрите уши.

    4. Пальчиками побарабаньте  по голове.

    5. Погладьте  осторожно шею спереди ниже кадыка спереди, с боков, сзади сверху вниз.

    II.Актуализация   опорных  знаний  .

    1.Стихотворение – загадка  об  имени  прилагательном.

    Послушайте    загадку   и определите, о какой   части    речи    в  ней  говорится.

    Я – часть речи интересная,

    Широко в миру известная:

    Опишу любой предмет –

    В этом равных со мной нет.

    Речь со мною выразительна,

    И точна, и удивительна.

    Чтоб красиво говорить,

    Мною нужно дорожить!

    - Догадались?    Правильно. Это имя прилагательное.

    2.Фронтальный  опрос.

    - Какая  часть  речи  называется  именем прилагательным?

    - С  какой  частью  речи  связаны  имена  прилагательные?

    (Имена  прилагательные  связаны  с  именами  существительными)

    Загадки.

           В  загадках  очень  часто  используются  имена  прилагательные,  которые  описывают    признаки  загаданного  предмета. Отгадайте  загадки  и  назовите  прилагательные,  которые  имеют  в  загадке.

    1)Круглые зеленые на дереве растут

    Как бочок покраснеет, тут их и сорвут

    Сладкие и спелые соберут в корзинку

    Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки)

    2)Птица  длиннохвостая,

    Птица  говорливая,  самая  болтливая.    (Сорока)

    3)Чистое,  как  вода.

    Клейкое,  как  смола,

    Белое,  как  снежок.

    Сладкое ,  как  медок.  (Молоко)

    - Как  изменяются  имена  прилагательные ?

    (Имена  прилагательные  изменяются  по  родам,  числам,  падежам)

    - Как  определить  род,  число,  падеж  имени  прилагательного?

    (Род,  число,  падеж  имён  прилагательных   определяется  по  роду,  числу,  падежу  имён  существительных,  с  которыми  они  связаны)

    Игра  «Заказ».

    На  лесном  пригорке

    К  дремучему  лесу

    У  могучего  дерева

    -Поставьте  цифру  один  у  прилагательного  мужского  рода,  единственного  числа, дательного  падежа.

    -Поставьте  цифру  один  у  прилагательного  среднего  рода,  единственного  числа, родительного  падежа.

    -Поставьте  цифру  один  у  прилагательного  мужского  рода,  единственного  числа,  предложного  падежа.

    Самопроверка.

    - Для чего  нужны  в  речи  имена  прилагательные?

    (Имена  прилагательные  делают  нашу  речь  красивой,  точной,  выразительной)

    III.Сообщение  темы  и  целей  урока.

    1.Разгадывание  ребусов.

    Слайд  3                                                                              Слайд 4

    https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1289/000087b8-be0e096b/640/img29.jpg       малина                 https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0368/00061de7-5259fbd5/1/640/img76.jpg        погода

    Слайд 5

    http://mypresentation.ru/documents_2/e416f0bad7a39817b453c57f12ee6afc/img2.jpg         лисица

    К  данным  именам  существительным  подберите  имена  прилагательные.

    - Красная, душистая,  сладкая,  спелая -  малина.

    - Пушистая, хищная, хитрая,  рыжая – лиса

    - Ясная,  ветреная,  дождливая, морозная – погода

    - Что  общего  между   именами  прилагательными?

    (Все  имена  прилагательные  женского  рода).

           Сегодня на уроке вы познакомитесь со склонением имён прилагательных женского рода и научитесь определять падежи  этих  прилагательных.

    IV.Изучение  нового  материала.

    1.Работа  с  учебником.

    Вып – ть  упр.298, с.179,  у  доски  и  в  тетрадях.

    2.Работа  с  таблицей  учебника.

    - В  каких  падежах  прилагательные  женского  рода  имеют  одинаковые  окончания?

    (Имена  прилагательные  женского  рода  в  родительном,  дательном, творительном   и  предложном  падежах  отвечают  на  вопрос  какой?  и  имеют  окончания  -ой, -ей)

                      Прил.ед.ч., ж.р.

    Р.п.

    Д.п.

    Т.п.                           какой ?    -ой,   -ей

    П.п.

    (Имена  прилагательные  единственного  числа  женского  рода  в родительном,  дательном, творительном   и  предложном  падежах  отвечают  на  вопрос  какой?  и  имеют  окончания  -ой, -ей)

    - Можно  ли  определить  падеж  по окончанию?

    (Определить  падеж  по  окончанию   нельзя,  так  как  окончания  одинаковые  во  всех  четырёх  падежах)

    - Сделаем  вывод. Как   можно  определить  падеж  у  прилагательных  женского  рода? Для  этого  построим  план,  опираясь  на  ваши  знания.

    План

    1)Найти  существительное,  к  которому  относится  прилагательное.

    2)Определить  падеж  существительного.

    3)По  падежу  существительного  определить  падеж  прилагательного.                  

    4.Физкультминутка.

    Мы  хорошо  потрудились,  пора  отдохнуть.

    Дружно встали, улыбнулись, хорошенько потянулись

    Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули.

    Повернулись вправо, влево – стало гибким наше тело.

    Поднимаемся всё выше – выше дома, крыши выше.

    Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули.

    Носом воздух мы вдыхаем и  тихонько  выдыхаем.

    Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё.

    Всем здоровья пожелаем и учиться продолжаем.

    V.Закрепление  материала.

    1.Работа  с  учебником.

    Вып – ть упр.299, с.180,  по  цепочке  у  доски  и  в тетрадях.

    - Как  определить  падеж  у  имён прилагательных  женского  рода?

    2.Творческое  задание.

    Упражнение  «Букет  из  комплиментов».

           Ребята, очень  скоро  наступит  долгожданная  весна. А  вместе  с  ней  к  нам  придёт  замечательный  праздник.

    - Какой  праздник  мы  празднуем  вместе  с  приходом  весны?

    (Международный  женский  день – 8  марта)

           В  этот  день  мы  будем  поздравлять  всех  женщин  и  конечно, любимых  и  дорогих  мам.   Я  предлагаю  составить  для  них  букет  из  «комплиментов»,  а  в  этом  нам  помогут  имена  прилагательные.,  так  как это  самая   выразительная    часть  речи. Именно  они  помогут  рассказать  о  чувствах,  настроении.

    (Ученики  на  цветочках  пишут  комплименты,  а  затем  прикрепляют  их  на  рисунок)

           Ребята,  берегите  своих  мамочек, любит  и  заботьтесь  о  них,  не  причиняйте  им  боли  словами,  поступками. Почаще  спрашивайте  маму,  чем  ей  помочь, помогайте  по  дому,  приносите  хорошие  вести  из  школы ,  говорите  маме  много  нежных,  добрых  слов. А  если  случится,  что  виноваты.  Подойдите   к маме,  посмотрите  прямо  в  глаза  и  скажите:  «Прости!»

    VI.Домашнее  задание.

    Вып – ть  упр.300, с.180.

    VII.Подведение  итогов  урока.

    - Над  какой  частью  речи  работали на уроке?

    - Что  вы  узнали  об  именах  прилагательных?

    Рефлексия.

    1. Своей работой на уроке  я              доволен / не доволен

    2. Урок для меня показался               легким / трудным

                                                                  интересным / скучным

    И в заключение составим пожелания друг другу.

    Учитель: Будем людьми, которые любят труд. Значит какими?

    Дети: Трудолюбивыми

    Учитель: Стремящимися всё знать

    Дети: Любознательными

    Учитель: Никогда не обманывать

    Дети: Честными

    Учитель: Никогда не болеть.

    Дети: Здоровыми

    Учитель. Никогда не обижать, а помогать друг другу

    Дети: Добрыми, вежливыми …

       Молодцы!

           Отметить  работу  ребят  за  урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения по грамматике немецкого языка "Сильное склонение прилагательных"

    Die Deklination der AdjektiveStarke Deklination MaskulinaNeutraFemininaPluralNominativ      Genitiv      Dativ ...

    склонение существительных в немецком языке

    презентация: правило +тест с ответами...

    урок русского языка "Именительный падеж 1-го склонения единственного числа"

    Данный материал познакомит с особенностями существительных 1 склонения ед. числа....

    урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

    Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

    урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

    данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

    Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

    Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...