Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Черепанова Ольга Ивановна

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

Задачи:

  1. Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
  2. Коррекционно-развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

Задачи:

  1. Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
  2. Коррекционно-развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

План урока

I. Организационный момент

Основная часть.

  1. Сообщение целей и задач урока.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Словарная работа.
  4. Объявление темы урока.
  5. Заполнение таблицы по теме.
  6. Физкультминутка.
  7. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.

Заключительная часть

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание.

II. Сообщение целей и задач урока

На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель

Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.

Знакомство с картой “путешествия”.

III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”

Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной письменной речи через составление предложений.

  1. Соединить слова с грамматическими характеристиками.
  2. Составить с этими существительными предложения.

В лесу

ж.р., мн.ч., пр.п

Водосток

ж.р., ед. ч, им. п.

Водянка

м.р., ед.ч., д.п

Пересказом

м.р, ед.ч., пр.п.

Сказителю

ж.р., ед. ч, тв. п.

Сказочницей

м.р., ед.ч., им.п.

О сказках

м.р., 2 ед.ч., тв.п

IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”

Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.

Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).

http://festival.1september.ru/articles/528686/img1.gif

По горизонтали:

2. И попались нам в садки.
Только шустрые ....

5. Учит в школе нас не зря
... первая.

6. Крутится – вертится ветряная …

7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла, 
Мартын в тюрьме за дверью.

По вертикали:

1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.

2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…

3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа

4. Стал натягивать гамаши, 
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …, 
Говорят ему: “Не то!”.

Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?

V. Объявление темы урока

До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!

VI. Заполнение таблицы по теме

Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.

http://festival.1september.ru/articles/528686/img2.gif

Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.

Заполните перфокарты.

Цель: закрепить полученные знания, определить учащихся, которые затрудняются в определении склонения имени существительного.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капуста

 

 

 

ночь

 

 

 

зверь

 

 

 

мышь

 

 

 

дерево

 

 

 

VIII. Физкультминутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! 
(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, 
(Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,
И налево надо тоже 
(Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще 
(Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений

Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.

1)  Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?

1 скл.

Тревога
Надежда
Забота
Отвага
Вера
Скука
Зависть
Обида

2 скл.

испуг
стыд
восторг
счастье
радость
ужас
веселье
покой

3 скл.

печаль
грусть
страх
любовь
жалость
привязанность
гордость
корысть

2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).

Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.

XI. Итоги урока

  1. Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
  2. Какие существительные относятся к 1 склонению?
  3. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  4. Какие существительные относятся к 3 склонению?

XII. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...

Урок письма по теме "Склонение имён существительных" 8 класс.

Урок письма для  обучающихся коррекционной школы VIII вида"....

Открытый урок в 5 классе по теме "Три склонения имён существительных"

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые  расстройства и нарушения в эмоционально-волевой сфере....

Урок русского языка в 4 классе по теме"определения типа склонения имён существительных в начальной форме"

Тема урока «Определение типа склонения имён существительных в начальной форме». Задачи урока: 1. Научить детей правильно определять склонение имён существительных в начальной форме; 2. Прочно закрепит...

Таблицы в помощь глухим и слабослышащим учащимся по теме "Склонение имён существительных"

Материал представлен в виде таблиц, в которых отражены закономерности словоизменения по трём типам склонения имён существительных, а также примеры словоформ существительных во множественном числе. Кро...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Третье склонение имён существительных"

На этом уроке обучающиеся познакомятся с признаками имён существительных третьего склонения, научатся распознавать имена существительные третьего склонения....