Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_bessoyuznyh_slozhnyh_predlozheniyah.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности бессоюзного сложного предложения.

* * *

Цели урока.

Личностная: помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

* * *

I Оргмомент.

* * *

II Актуализация изученного.

1) Проверка домашнего задания (1 человек у доски, запись приготовлена, нужно исправить, подчеркнуть грамматические основы)

Деформированный текст.

Алгоритм работы.

  1. Отредактируйте текст, замените эти 5 предложений одним СП с различными видами связи, осложненным обособленным членом предложения.
  2. Запишите предложение.
  3. Расставьте знаки препинания. Выполните пунктуационный разбор данного предложения.

        Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

        Тигр злопамятен, так как он легко запоминает запах и голос человека, и хищник не решается конфликтовать с человеком в открытую, дожидаясь возможности отомстить.

Слайд 1.

t: 2) Повторим теорию.

Сформулируйте задание.

Заполнить схему «Сложные предложения» (устно)

Карточка УУ 1

* * *

III Мобилизующий этап.

Какие знания понадобились на этом этапе?

Для чего нужно это знание? Какое знание отсутствует?

* * *

IV Формулирование темы, цели и задач (для учащихся) урока.

Определив необходимость имеющихся знаний, сформулируйте тему и цель урока. Как будем добиваться достижения цели?

Слайд 2.

* * *

V Работа над темой урока. Объяснение.

БСП – предмет многочисленных дискуссий в современной лингвистике. БСП на протяжении длительного времени рассматривали как разновидность ССП и СПП. Для характеристики БСП использовали прием подстановки союзов или союзных слов. Но восстановление союзов и союзных слов в БСП допускает много вариантов:

Слайд 3.

Лес рубят – щепки летят. (БСП)

Когда лес рубят, щепки летят. (СПП с придаточным времени)

Если лес рубят, щепки летят. (СПП с придаточным условия)

Лес рубят, и щепки летят. (ССП)

По мнению языковедов, бессоюзное следование предшествовало сочинению и подчинению, т.е. БСП – это собственно языковое явление.

Отличие БСП от союзных в том, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями, но в письменной речи именно смысл определяет знаки препинания, а в устной речи – интонация.

Слайд 4.

Определение смысловых отношений между частями БСП.

Наступил вечер, пошел дождь. (одновременность: и)

Служить бы рад – прислуживаться тошно. (противопоставление: но)

Привычка свыше нам дана: замена счастию она. (причина: потому что)

* * *

VI Практикум.

Слайд 5.

Сопоставьте схемы:

[ О , О ].   [     ] , [     ].

Сформулируйте задание практикума.

С чудесной быстротой степь покрылась южной ночью, на потемневшем небе вспыхнули звезды. Смутно поблескивает река в предрассветной дымке, журчит по прибрежным камешкам. Я быстро зажигаю огонь, пью воду прямо из графина, потом спешу к открытому окну. День становился все более ясным, гонимые ветром облака уходили.

* * *

VII Самостоятельная работа. Подготовка к ОГЭ.

Северный ветер дул из л…сов, (1) д…носил запах тал… льда, (2) из(под) осевш…го снега пахло мерзлой брусникой, (3) корнями.

7. Замените словосочетание «северный ветер», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу второй части предложения.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями бессоюзного сложного предложения.

* * *

VIII Самопроверка.

Слайд 6.

Модель ответа.

* * *

IX Рефлексия.

Что знали? Какое новое знание получили? Понадобится ли это правило в жизни? Для чего?

* * *

X Домашнее задание.

§ 216, упр. 171, словарные слова на стр. 80-84 (правописание, лексическое значение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс

урок первичного предъявления знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение"....

Методическая работа "Система УЗ в ТРИИК" Разработка уроков по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Методическая работа "Система УЗ в ТРИИК" В работе представлены уроки русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение". Уроки были разработаны после прохождения курсов "Русский язык в...

Урок по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения"

Урок изучения новой темы. Не оставлен без внимания и вопрос подготовки учащихся к ГИА....

Конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Урок русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"....

Презентация к уроку русского языка "Бессоюзные сложные предложения"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Повторение по теме "Бессоюзные сложные предложения"...