Главные вкладки

    Урок по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения"
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

    Урок изучения новой темы. Не оставлен без внимания и вопрос подготовки учащихся к ГИА.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 9 классе

    Бессоюзные сложные предложения

    Савкина Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы

    муниципальной общеобразовательной школы-интерната

    среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района

    Урок в теме – 1

    Задачи урока:

    • формировать навыки грамотного письма (подготовка к экзамену);
    • работа по развитию речи (подготовка к экзамену);
    • сформировать понятие о БСП как единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов;
    • научить отличать БСП от сложных союзных

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    1. Повторение орфографии. Повторение правила о правописании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных. Привести примеры.

    1. Словарный диктант (игра «Квадратик»). Перед учащимися лежат распечатанные листочки. По ходу чтения учителем  словосочетаний они выбирают слова с данной орфограммой и пишут одну или две буквы Н (в зависимости от слова) в пронумерованные ячейки. После – взаимопроверка. Если соединить ячейки 1, 6, 11, 16 и 4, 7, 10, 13 (по диагонали), то получится Х. У кого получилось – 5, 1 ошибка – 4, две  или три ошибки – 3, больше – 2.

    1. картинная галерея;
    2. ржаной хлеб;
    3. лекция прослушана;
    4. купленный товар;
    5. льняное полотно;
    6. оловянная ложка;
    7. восторженное отношение;
    8. масляное пятно;
    9. серебряный иней;
    10. стеклянный шар;
    11. деревянные изделия;
    12. ветреный день;
    13. безветренный день;
    14. раненый боец;
    15. юный художник;
    16. длинный стебель.

    1нн

    2н

    3н

    4нн

    5н

    6нн

    7нн

    8н

    9н

    10нн

    11нн

    12н

    13нн

    14н

    15н

    16нн

    1. Развитие речи (подготовка к экзаменационному изложению).

     Распечатанные заготовки лежат перед учениками.

    Лето в тундре

    1) Коротка летняя пора в тундре. 2) В мае еще налетают метели, гуляют буйные ветры по ее бесконечным просторам. 3) Потом быстро тает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.

    4) Сколько птиц летом в тундре! 5) Здесь им не нужно беспокоиться о корме. 6) Мошки и комары сами в рот летят. 7) На берегах светлых озер птицы спокойно могут отложить яйца, вывести птенцов. 8) Птицы вырастят их и улетят вместе с ними за далекие горы, леса и моря.

    9) Но быстро проходит короткое лето. 10) Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта. 11) Начинается долгая полярная ночь, и только синие сумерки будут освещать землю.

     

    - определить тему и основную мысль текста;

    -определить стиль речи и тип текста;

    4. Повторение пройденного.

    Работа в тетрадях и на доске.

    - найдите в тексте ПП и сделайте его синтаксический разбор;

    - найдите ССП и сделайте его синтаксический разбор;

    - найдите СПП и сделайте его синтаксический разбор;

    - кратко перескажите текст.

    5. Объяснение нового материала.

    На доске записаны предложения:

    • Бабушка сердилась, а внучка не слушалась.
    • Бабушка сердилась, потому что внучка не слушалась.
    • Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

    Доказать, что это сложные предложения, указать средства связи.

    - в чем отличие ССП, СПП, БСП?

    - найдите в тексте «Лето в тундре» БСП.

    6. Самостоятельное чтение теоретического материала на стр.94-95 (Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.). М.: Просвещение, 2006.)

    7. Знакомство учащихся со знаками препинания, встречающимися в БСП (см. таблица «Знаки препинания в БСП»). Выразительно, соблюдая правильную интонацию, прочитать приведенные предложения.

    8. Анализ предложения (работа на доске и в тетрадях).

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу, приближалась

    Довольно скучная пора…

    (Вспомнить автора и название стихотворения.)

    9. Самостоятельная работа по карточкам с дальнейшей взаимопроверкой. 

    Расставить знаки препинания, определить виды предложений по наличию грамматических основ, дать характеристику каждому предложению.

    А) Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей – пеструшек зимой и летом живущих в полярной тундре. (И.Соколов-Микитов). Б) Первые месторождения природного газа на Крайнем Севере открыты примерно в том же районе где стояла Мангазея. (К.Серебряков, Е.Ананьев). в) С утесов стекали бесчисленные ручейки на маленьких оголившихся площадках появились крошечные цветы… (В.А.Обручев). г) Там другие оленята силы набирают а в бору грибы - маслята силы набирают… (Ю. Вэлла).

    10. Подведение итогов урока.

    11. Домашнее задание.

    Выполнить упр. 215 (стр.95) по заданию.

    Упр. 323 (устно, подготовиться к словарному диктанту на орфограмму «Правописание приставок пре- и при-».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

    Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

    Открытый урок по русскому языку "Сложные предложения"

    Закрепить понятие о сложном предложении, учить строить сложные предложения с союзами а, и, но....

    Урок русского языка "Сложное предложение"

    Урок - смотр знаний. Повторение видов сложного предложения, интересные задания на перестройку разных осложнённых предложений. Все предложения для урока подобраны на одну тему "Судьба"...

    Урок по русскому языку "Сложное предложение" 5 класс

    Материал приурочен к Дню космонавтики...