Урок по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок изучения новой темы. Не оставлен без внимания и вопрос подготовки учащихся к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Бессоюзные сложные предложения

Савкина Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы

муниципальной общеобразовательной школы-интерната

среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района

Урок в теме – 1

Задачи урока:

  • формировать навыки грамотного письма (подготовка к экзамену);
  • работа по развитию речи (подготовка к экзамену);
  • сформировать понятие о БСП как единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов;
  • научить отличать БСП от сложных союзных

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Повторение орфографии. Повторение правила о правописании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных. Привести примеры.

  1. Словарный диктант (игра «Квадратик»). Перед учащимися лежат распечатанные листочки. По ходу чтения учителем  словосочетаний они выбирают слова с данной орфограммой и пишут одну или две буквы Н (в зависимости от слова) в пронумерованные ячейки. После – взаимопроверка. Если соединить ячейки 1, 6, 11, 16 и 4, 7, 10, 13 (по диагонали), то получится Х. У кого получилось – 5, 1 ошибка – 4, две  или три ошибки – 3, больше – 2.

  1. картинная галерея;
  2. ржаной хлеб;
  3. лекция прослушана;
  4. купленный товар;
  5. льняное полотно;
  6. оловянная ложка;
  7. восторженное отношение;
  8. масляное пятно;
  9. серебряный иней;
  10. стеклянный шар;
  11. деревянные изделия;
  12. ветреный день;
  13. безветренный день;
  14. раненый боец;
  15. юный художник;
  16. длинный стебель.

1нн

2н

3н

4нн

5н

6нн

7нн

8н

9н

10нн

11нн

12н

13нн

14н

15н

16нн

  1. Развитие речи (подготовка к экзаменационному изложению).

 Распечатанные заготовки лежат перед учениками.

Лето в тундре

1) Коротка летняя пора в тундре. 2) В мае еще налетают метели, гуляют буйные ветры по ее бесконечным просторам. 3) Потом быстро тает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.

4) Сколько птиц летом в тундре! 5) Здесь им не нужно беспокоиться о корме. 6) Мошки и комары сами в рот летят. 7) На берегах светлых озер птицы спокойно могут отложить яйца, вывести птенцов. 8) Птицы вырастят их и улетят вместе с ними за далекие горы, леса и моря.

9) Но быстро проходит короткое лето. 10) Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта. 11) Начинается долгая полярная ночь, и только синие сумерки будут освещать землю.

 

- определить тему и основную мысль текста;

-определить стиль речи и тип текста;

4. Повторение пройденного.

Работа в тетрадях и на доске.

- найдите в тексте ПП и сделайте его синтаксический разбор;

- найдите ССП и сделайте его синтаксический разбор;

- найдите СПП и сделайте его синтаксический разбор;

- кратко перескажите текст.

5. Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения:

  • Бабушка сердилась, а внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась, потому что внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

Доказать, что это сложные предложения, указать средства связи.

- в чем отличие ССП, СПП, БСП?

- найдите в тексте «Лето в тундре» БСП.

6. Самостоятельное чтение теоретического материала на стр.94-95 (Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.). М.: Просвещение, 2006.)

7. Знакомство учащихся со знаками препинания, встречающимися в БСП (см. таблица «Знаки препинания в БСП»). Выразительно, соблюдая правильную интонацию, прочитать приведенные предложения.

8. Анализ предложения (работа на доске и в тетрадях).

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора…

(Вспомнить автора и название стихотворения.)

9. Самостоятельная работа по карточкам с дальнейшей взаимопроверкой. 

Расставить знаки препинания, определить виды предложений по наличию грамматических основ, дать характеристику каждому предложению.

А) Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей – пеструшек зимой и летом живущих в полярной тундре. (И.Соколов-Микитов). Б) Первые месторождения природного газа на Крайнем Севере открыты примерно в том же районе где стояла Мангазея. (К.Серебряков, Е.Ананьев). в) С утесов стекали бесчисленные ручейки на маленьких оголившихся площадках появились крошечные цветы… (В.А.Обручев). г) Там другие оленята силы набирают а в бору грибы - маслята силы набирают… (Ю. Вэлла).

10. Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание.

Выполнить упр. 215 (стр.95) по заданию.

Упр. 323 (устно, подготовиться к словарному диктанту на орфограмму «Правописание приставок пре- и при-».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Открытый урок по русскому языку "Сложные предложения"

Закрепить понятие о сложном предложении, учить строить сложные предложения с союзами а, и, но....

Урок русского языка "Сложное предложение"

Урок - смотр знаний. Повторение видов сложного предложения, интересные задания на перестройку разных осложнённых предложений. Все предложения для урока подобраны на одну тему "Судьба"...

Урок по русскому языку "Сложное предложение" 5 класс

Материал приурочен к Дню космонавтики...