Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

 

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить степень усвоения знаний. Работа над проектом позволит выявить круг «знаем», «умеем», «чему нужно научиться», вычленить основную информацию по теме и применить полученные ЗУН  на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-proekta_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx68.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елунинская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока-проекта

по русскому языку

«Сложное предложение»

(для учащихся 5-го класса)

Автор разработки:

Учитель русского языка

Решетова Людмила Ивановна.

с. Елунино 2012

Урок-проект «Сложное предложение» в 5 классе

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить степень усвоения знаний. Работа над проектом позволит выявить круг «знаем», «умеем», «чему нужно научиться», вычленить основную информацию по теме и применить полученные ЗУН  на практике.

Форма проекта: предметная газета

Планируемый результат.

  1. Создать проект газеты.  Оформить  статьи о сложном предложении, о знаках препинания в сложном предложении с союзами а, но, и. что, когда, потому что, как, где, чтобы, если.
  2. Проиллюстрировать материал примерами, тематическими рисунками, схемами.

Цель:

создать условия для формирования навыков по анализу, отбору и систематизации  учебного материала и применение знаний на практике

Задачи:

- формировать умения  отбора информации;

- развивать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать упорство и творческое начало;

Ход урока.

1. Орг. момент.

       Вступительное слово учителя. (Мотивация)

Учитель подводит учащихся к тому,  что на уроке   необходимо систематизировать учебный материал по теме «Сложное предложение» и представить  свои наработки в виде проекта

2. Подготовительный этап:

- выбор и обсуждение формы проекта, вид, название  и расположение материала (методом «мозгового штурма»  определяемся, что это будет предметная газета, обдумываем ее название)

- распределение ответственных за подборку и оформление  материала. (В классе 5 учащихся, поэтому каждый работает со своим материалом. Обмениваются находками, идеями)

3. Технология выполнения проекта:

     - изучить материал параграфа  (Учебник «Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М.Разумовской. М.»Дрофа». 2008.)

- просмотреть справочную литературу (предложенную  учителем)

- определить способы оформления,  отчета, презентации ( цветовое решение, шрифт и т.п.)

4. Практическая деятельность:  (При проведении урока-проекта учитель оказывается помощь при формировании идеи, осуществляет контроль и своевременно оказывает помощь в подборе и анализе материала для статьи, предлагает дополнительную литературу, консультирует, направляет творческую деятельность учащихся.)

5. Выступление учащихся, представление подготовленных отчетов по темам

  1. Из истории слова – предложение. – Бонов Саша
  2. Знаки препинания в сложном предложении.  - Бессуднов Лева
  3. Проверь себя  – Решетова Л.И.
  4. Способы и средства связи частей сложного предложения – Дьяков Сергей
  5. Виды  сложных предложений. – Андрюкова Катя.

План  защиты:

  1. Тема
  2. Теоретический материал
  3. Схемы, опоры, рисунки.
  4. Примеры (можно в шаржевой обработке)
  5. Дидактический материал.

6 .Обобщающее слово учителя о результатах работы учащихся

Газета  оформляется на 2-х листах, формат- А4. Необходимо решить, как будут располагаться статьи,  задания,  их оформление.

Макет готов.

Рефлексия: - В чем достигли успехов?

Итог:

- Что понравилось?

- Что можно изменить, добавить в уроке?

Литература

  1. В.М.Бурмако. «Русский язык в рисунках». М.»Просвещение». 1991.
  2. Б.А.Макарова. Абсолютная грамотность за 20 дней». М.»Астрель» 2005.
  3. .Я познаю мир. Д.Э. М.»Издательство АСТ».1998

                                 

Предметная газета по русскому языку № 1             Ответственные за выпуск: учащиеся 5 класса

   

     

Синтаксис- важный раздел грамматики- учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Предложение – одно или несколько слов выражающих законченную мысль.

Грамматический термин – предложение – слово нерусское и имеет несколько значений. 1). В Х1 веке – жертва; 2) поручение; 3) вступление, начало; 4)  требование, нужда. Это слово появилось в нашей грамматике поздно, утратило связь с однокоренными словами. Произнести предложение (написать) не значит предложить ; слова в предложении – это никак  не предложенные слова.

Главный знак сложного предложения- запятая. Простые предложения в сложном предложении отделяются запятыми. (С = П, П.)

На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку!

Слово «запятая» обозначает препятствие, затруднение. В жизни, когда встречаются с неожиданными трудностями говорят: «Вот тут-то и запятая!», «Споткнулся на запятой!» Иногда этот знак шутливо называют знаком «спотыкания».

               

                                 

               

   

 

    Простые предложения в сложном предложении соединяются при помощи союзов  и при помощи интонации. Чтобы узнать сложное предложение, надо разделить его на простые по их главным членам.

           Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. (С = П,П…) Оно не просто включает в себя несколько простых, но  объединяет их в одно целое и богаче по содержанию объединившихся простых.

 

          Части сложного предложения вступают в разные отношения друг с другом. На схемах показаны типы сложных предложений.

  1.                                            

                                       , и                                    .                                                                                                                              

 

2.       , если                                  

,  если

                  .

         В сложносочиненных предложениях связаны с помощью сочинительных союзов  а, но, и равноправные части.

В сложноподчиненных предложениях одна часть является зависимой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов  где, когда, потому что, что,  как, чтобы, если.

Правильные действия.

Аркадий вернулся в город, когда лето подходило к концу.

1.Внимание на паузы. Если есть, то сколько? Есть одна.

2. На паузе зададим вопрос, ответим на него всей фразой.

- Аркадий вернулся в город когда?

- Когда лето подходило к концу.

На паузу ставим запятую.

             

                                        Тест.

  1. Сложное предложение состоит из:

А) одного простого предложения;

У) двух или нескольких простых предложений

       2.    Простые предложения в сложном отделяются друг от друга

              м) запятыми;

              ч) точками.

         3.   Простые предложения могут соединяться в сложноые при помощи;

            е) союзов;

            н) интонации и союзов.

        4. Чтобы узнать сложное предложение, надо:

            А) разделить его на простые;

            И) разделить его на простые по их главным  членам  

        5. Это предложение сложносочиненное.

         Щ) Солнце зашло за тучи, его лучи освещали деревья.

         Ц) Солнце зашло за тучи, но его лучи освещали деревья.

         6. Это предложение состоит из трех простых.

       А)  Горят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.

      Б)  Плывут паутины над сонным жнивьем, краснеют рябины под каждым зонтом.

С А М О П Р О В Е Р К А:

Перенеси буквы ответов в таблицу и прочти слово.

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажеры по русскому языку "Сложное предложение". 9 класс

Тренажеры по русскому языку:1) Грамматическая основа предложения.2) Сложносочиненное предложение.3) Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными.4) Сложное предложение с нескольким...

Конспект открытого занятия по русскому языку (подготовка к ЕГЭ учащихся 10-11 классов) по теме "Сложноподчиненные предложения"

На уроке проверяется умение учащихся пользоваться теоретическими знаниями для практической работы, правильно расставлять знаки препинания....

Урок по русскому языку "Сложное предложение" 5 класс

Материал приурочен к Дню космонавтики...

Контрольная работа по русскому языку "Сложное бессоюзное предложение" 9 класс

Контрольная работа по русскому языку "Сложное бессоюзное предложение" 9 класс...