Тренажеры по русскому языку "Сложное предложение". 9 класс
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Тренажеры по русскому языку:

1) Грамматическая основа предложения.

2) Сложносочиненное предложение.

3) Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными.

4) Сложное предложение с несколькими придаточными.

5) Двоеточие в БСП.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДВОЕТОЧИЕ в бессоюзном сложном предложении (тренажер)

Слайд 2

Дорогой друг! Данный образовательный ресурс представляет собой тренажёр, с помощью которого ты сможешь проверить свои знания по теме « Двоеточие в Бессоюзном сложном предложении» и усовершенствовать свои умения и навыки. Надеюсь, что пособие поможет вам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку. Желаем удачи!

Слайд 3

Инструкция по работе с учебным тренажёром 1.Изучи теоретический материал. 2.В каждом задании выбери один или несколько правильных вариантов ответа. 3.Если ты выбрал правильный ответ, появится «ДА». 4.Если ты выбрал неверный ответ, появится «НЕТ». 5.Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

Слайд 4

Бессоюзное сложное предложение Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов. Например: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Врач запретил купаться: вода слишком холодная.

Слайд 5

Двоеточие. Вторая часть имеет значение причины (можно заменить союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК ): Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки. Вторая часть в значении пояснения (можно подставить слова А ИМЕННО ): Погода была ужасная: дождь лил как из ведра. Вторая часть имеет значение дополнения: Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.

Слайд 6

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении: Римский- Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство – могучая богатырская сила. а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. Г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. НЕТ НЕТ НЕТ ДА

Слайд 7

2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении: Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения. . а)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Вторая часть БСП раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части . в) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части. НЕТ ДА НЕТ

Слайд 8

3.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? а)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами Предложения. в) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. г) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. НЕТ НЕТ НЕТ ДА Я прислушался : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки музыки.

Слайд 9

4.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении: а)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. в) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. ДА НЕТ НЕТ НЕТ И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.

Слайд 10

5.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? г) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. а) Первая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится во второй части. в) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. б) Первая часть предложения противопоставлена по содержанию второй части. нет НЕТ НЕТ ДА Я пишу, и меня беспокоит весьма странное обстоятельство: я забываю некоторые буквы и припомнить их мне стоит большого труда.

Слайд 11

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. г)Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой части. ДА НЕТ Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нет безыдейных произведений.

Слайд 12

7. Как объяснить постановку тире в данном предложении? а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. в) Вторая часть БСП содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части. б) Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий. НЕТ НЕТ ДА НЕТ Лейтенант быстро взял штурвал на себя – самолёт резко взмыл вверх.

Слайд 13

Если ты выполнил тест без ошибок … Если ты выполнил тест с ошибками…

Слайд 14

Список используемой литературы: 1. Бисеров А.Ю. ЕГЭ 2011.Русский язык: задания А23/ А.Ю.Бисеров, И.Б.Маслова.-М.:Эксмо, 2011.-64 с.(ЕГЭ.Пошаговая подготовка). 2.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2007.Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько,С.И.Львова,В.А.Коханова.- М.:Просвещение,Эксмо, 2007.-120 с. 3. Н.Сорокина, М.Юрьева.Синтаксис и пунктуация.Простое предложение.Сложное предложение.- НПО «Школа»-Издательство «Открытый мир». Москва, 1996.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложносочиненные предложения (тренажер)

Слайд 2

Дорогой друг! Данный образовательный ресурс представляет собой тренажёр, с помощью которого ты сможешь проверить свои знания по теме «Сложносочиненное предложение» и усовершенствовать свои умения и навыки. Надеемся, что пособие поможет тебе успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку. Желаем удачи!

Слайд 3

Инструкция по работе с учебным тренажёром Изучи теоретический материал. В каждом задании выбери один или несколько правильных вариантов ответа. Если ты выбрал правильный ответ, появится «ДА». Если ты выбрал неверный ответ, появится «НЕТ». Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

Слайд 4

Сложносочиненное предложение Сложносочиненными называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. Связь предикативных частей в составе сложного предложения передается с помощью: а) сочинительных союзов; б)интонации. Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочиненного предложения передаются на письме с помощью знаков препинания( запятая, тире, точка с запятой). Запятая перед союзом и не ставится, если в сложносочиненном предложении имеется общий второстепенный член , который относится к обеим частям этого предложения.

Слайд 5

1.Какие смысловые отношения существуют между частями сложносочиненного предложения? Еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал открывать стога сена. а) последовательность явлений б)одновременность явлений в) чередование явлений г) противопоставление явлений НЕТ НЕТ НЕТ ДА

Слайд 6

2. Укажи правильное объяснение пунктуации в предложении Во время частых зимних штормов в порту ревели басом океанские пароходы и скрипело от ветра окно.(К.Г.Паустовский) а) сложносочиненное предложение , перед союзом и нужна запятая б) сложносочиненное предложение , пред союзом и не нужна запятая, так как есть общий второстепенный член в) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна НЕТ ДА НЕТ

Слайд 7

3.В каком из предложений не ставится запятая? а) То увидишь двух играющих белок то выскочит навстречу озабоченная лиса. (В.Солоухин) в) Из угрюмого неба льет дождь или мокрый падает снег.(В.В.Вересаев) г) Эта травка цветет все лето но цветет она такими мелкими белыми цветочками. (В.А.Солоухин) НЕТ НЕТ НЕТ ДА б) Кладовая была каменная и окон внизу в ней не было.(Н.С.Лесков)

Слайд 8

4. В каком из предложений не ставится запятая? а) Снег облепил сучья деревьев и в его белизне так ярко горели захваченные врасплох тяжелые кисти рябин. ( В.А.Солоухин) б) Большинство льдин лежало на лугу плашмя но многие стояли под углом. (В.А.Солоухин) в) Зимой заборчик совсем заносит снегом и его вообще не видно.(Ю.Я.Яковлев) г) Не то солнце светит не то дождь идет. НЕТ НЕТ НЕТ ДА

Слайд 9

5.Укажи предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить запятую а) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали лилии, потревоженные веселою рыбой. (А.П.Чехов) б) Окна во всех корпусах были ярко освещены _ и оттого на громадном дворе казалось очень темно. (А.П.Чехов ) в) Сказал бы словечко _ да волк недалечко. (Пословица) г) Ты цветешь одиноко, да _ и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой. (А.А.Блок) ДА НЕТ НЕТ НЕТ

Слайд 10

6.Укажи предложения, в которых запятые перед и не ставятся. г) Окно захлопывается и дом опять кажется необитаемым.(Ю.П.Казаков) а) И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу и очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.(А.А. Блок) в) Спустясь по крутой тропинке , мы остановились у самой реки и обнажили шпаги.(А.С.Пушкин) б) В лесу в это время снег лежал нетронутый и деревья стояли в снежных нарядах. ДА НЕТ НЕТ ДА

Слайд 11

7.Укажи предложение, в котором запятая перед и ставится. а) В это время из-за высоты показались новые конные толпы и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями.(А.С.Пушкин) б) С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.(А.С.Пушкин) ДА НЕТ

Слайд 12

8.Укажи предложение с пунктуационной ошибкой. а) Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган.(М.Горький) г) Начинало смеркаться , и провожающие заторопились. в) В это самое мгновение где-то вдали неожиданно ударила молния и прогремел гром. б) Белые облака и белые песчаные острова отражались в глянцевитой воде и временами их было невозможно отличить друг от друга. (К.Г.Паустовский) НЕТ НЕТ ДА НЕТ

Слайд 13

Если ты выполнил тест без ошибок … Если ты выполнил тест с ошибками…

Слайд 14

Список используемой литературы 1.Книгина М.П. Русский язык.9 класс. Тесты: В 2 ч.-2-е изд., испр. и доп.-Саратов: Лицей, 2007.-Ч. 1.-64с. 2.http://animashky.ru/index/0-43?2 3.Русский язык: Учеб. Для 8 кл.общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская,С.И.Львоа,В.И.Капинос,В.В.Львов; Под ред.М.М.Разумовской,П.А.Леканта.-3-еизд., стереотип.-М.:Дрофа,2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Последовательное и параллельное подчинение.

Слайд 2

Проверка домашнего задания. Упр. 200 Рассказать об однородном подчинении.

Слайд 3

Выполнить задание демоверсии ГИА B8.Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Слайд 4

Виды подчинения Практикум

Слайд 5

Последовательное подчинение При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные — последовательно друг другу (вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно), например: Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес.

Слайд 6

Параллельное подчинение При параллельном подчинении разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным: Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.

Слайд 7

Однородное подчинение При о д н о р о д н о м подчинении придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются однородными: Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.

Слайд 8

Алгоритм рассуждения Итак, чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо: 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. · Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение. · Если это разные вопросы от главного, то параллельное. · Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное.

Слайд 9

Отработаем алгоритм рассуждения Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы. Найдите главное предложение Задайте вопросы к придаточным От одной части или последовательно задаются вопросы? Следовательно или параллельное подчинение, или однородное Одинаковые вопросы или разные? Раз разные, то это параллельное подчинение

Слайд 10

Отработаем алгоритм рассуждения Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. Найдите главное предложение Задайте вопросы к придаточным От одного предложения ставятся вопросы к придаточным или от разных? Если от разных, то это последовательное подчинение

Слайд 11

Отработаем алгоритм рассуждения Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний. Найдите главное предложение Поставьте вопросы к придаточным От одного предложения ставятся вопросы или от разных? Если от одного, то это параллельное или однородное подчинение Один и тот же вопрос? Значит это однородное подчинение

Слайд 12

Определите тип подчинения Когда смотришь в открытое море с высокого обрыва, то кажется, что вся остальная поверхность земли тоже сплошная водная гладь. параллельное

Слайд 13

Определите тип подчинения И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно. последовательное

Слайд 14

Определите тип подчинения Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении, в котором многие найдут себе смерть. последовательное

Слайд 15

Определите тип подчинения Он ( сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков , и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. однородное

Слайд 16

Определите тип подчинения Элен со спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой. последовательное

Слайд 17

Определите тип подчинения Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал бы Пьер. последовательное

Слайд 18

Определите тип подчинения Пимка увидел, как и чай пьют господа, и как они закусывают по-своему, и как папиросы курят. однородное

Слайд 19

Определите тип подчинения Знали все, что охотник он прекрасный, что белке в глаз попадает и на медведя с рогатиной ходит. однородное

Слайд 20

Определите тип подчинения Нужно родиться в культурном обществе для того, чтобы найти в себе терпение всю жизнь жить среди него и не пожелать уйти куда-нибудь из сферы всех этих тяжелых условностей. однородное

Слайд 21

Выполните задание Среди предложений 12–16 найдите сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных. Укажите номера этих предложений. (12)И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь — появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо. (13)Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. (14)Так же, как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. (15)И названия книг этих стираются, как будто и нет их, как будто никогда и не было. (16)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. 12, 13, 15

Слайд 22

Выполните задание Среди предложений 18–20 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. (18)На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (19)Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. (20)И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло: 20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ Учебный тренажёр по теме «Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных»

Слайд 2

Задание: Определите вид придаточного предложения.

Слайд 3

1 . В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. - - + -

Слайд 4

2. Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. - - + -

Слайд 5

3. Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. - - + -

Слайд 6

4. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. - - + -

Слайд 7

5. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. - - + -

Слайд 8

6. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. - - + -

Слайд 9

7. Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. - - + -

Слайд 10

8. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. - - + -

Слайд 11

9. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. - - + -

Слайд 12

10. Маленький дом, где я живу, заслуживает описания. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. 1 2 3 4 Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. - - + -