Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Шилова М.Б.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном предложении.

Цель для учителя:

научить анализировать бессоюзные предложения,

научить применять знания о бессоюзном предложении.

Цель для ученика:

знать, когда какой знак препинания ставится в бессоюзном предложении,

уметь объяснять выбор знака препинания.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Вступительное слово

Пройдет 3 месяца, и вы получите аттестат о среднем образовании. Образованный человек должен обладать грамотной речью, для которой характерны разнообразные синтаксические конструкции, в том числе – сложные предложения.

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- О каких предложениях пойдет речь сегодня?

  1. Актуализация знаний.

- Накануне мы провели диагностическую работу: вы должны были записать 3 предложения, правильно расставить знаки препинания.

- Дарья проанализировала работы. Ей слово. (Слайд)

( Нам были предложены 3 предложения:

  1. Облако пройдёт - озеро заблестит, нивы обольются, точно золотом.
  2. Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер.
  3. Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.

Проверив работы, я пришла к выводу, что правильно поставили знак препинания в 1 предложении только 13% учащихся, во втором –78%, в третьем – 27%.  Вывод: необходимо повторить знаки препинания в бессоюзных предложениях! )

- Готовясь к уроку, Максим исследовал демоверсию ЕГЭ и выявил, какие задания связаны с бессоюзными предложениями. Слушаем. (Слайд)

(Анализируя задания ЕГЭ, я выявил, что ряд заданий по русскому языку связан с бессоюзными предложениями.

Это А10. Указать верную характеристику предложения 5. (Пример задания)

 Буквально на глазах цементная кашица начинает расти, пухнуть , промежутки между зернами заполняются с огромной быстротой игольчатыми кристаллами , образовавшийся материал напоминает камень  –  бетон затвердел .

1)Сложное бессоюзное предложение

2)Сложносочиненное предложение

          3) Сложноподчиненное предложение

4)Сложное с бессоюзной и союзной связью между частями (Ответ 4)

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 

В ходе экспериментов ученые пришли к поразительному выводу: у китообразных имеется своеобразный природный гидролокатор, в котором тесно связаны передающий и приемный механизмы

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

2)Вторая часть сложного бессоюзного предложения противопоставлена тому о чем говорится в первой части

3)Вторая часть сложного бессоюзного предложения поясняет, раскрывает  содержание того, о чем говорится в первой части

4)Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части (Ответ3)

В6. Среди предложений 12-17 найдите бессоюзное сложное предложение и напишите его номер. Например:

16 предложение анализируемого мной текста. Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов.  

- Сделаем выводы: тема урока актуальна для каждого из вас, готовясь к экзамену, необходимо привести в систему знания о б/с предложениях, закрепить умение правильно ставить знаки препинания.

ИКТ  - Презентация 1 (Слайд 1)

Что нам следует предпринять для того, чтобы  научиться правильно ставить знаки препинания в Б/С предложении, уметь объяснять постановку знаков?

  1. Повторить теоретические сведения.
  2. Провести упражнения с этой целью.

  1. Работа с таблицей.

- В первую очередь необходимо систематизировать теоретические сведения о б/с предложениях.

Работая в паре, вы изучаете статью о б/с предложениях, параграф 98, заполняете таблицу. Время 7-10 минут.

(Составляют таблицу)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знак

Значение

Проверка

пример

,

;

:

-

- Индивидуальная работа ученика, его задача: сравнить

материал  9 и 11 класса о постановке тире в б/с предложениях и сделать сообщение.

-Проверим, насколько вдумчиво работали над теорией.

Сформулируйте вопросы по образцу: «Какой знак препинания следует ставить в б/с предложении, если вторая часть представляет вопрос?»

ИКТ – Презентация 1 (Слайд 2)

ИКТ Презентация (Слайд 3,4)

- В чем отличие теоретических сведений в учебнике 11 класса с материалом в учебнике 9 класса (ответ ученика, работавшего индивидуально) 

(Сведения о бессоюзных предложениях есть и в учебнике 9 класса, и в учебнике 11 класса. Однако в 9 классе названы только три условия, при которых ставится тире, в учебнике 11 класса перечислены 7 условий постановки тире. Это говорит о том, что в смысловом отношении бессоюзные предложения с тире значительно богаче)

4. Упражнения в постановке знаков препинания.

1) Работа с предложением. Полный синтаксический разбор.

Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал, где выл, крутясь, сердитый вал.

- Откуда взято предложение? (Лермонтов, «Мцыри»

(повеств., невоскл., сложное,  грамматические основы и границы предложений, с разными видами связи – бессоюзная (основная) !!!!, подчинительная (союзное слово где), состоит из двух частей  (1 часть, 2 часть (с/п) – главное, придаточное, присоединяется с/с где, придаточное определительного типа, потому что отвечает на вопрос какой?),  между частями с/п предложения ставим запятую, после 1 предложения ставим двоеточие, так как вторая часть поясняет содержание первой; характеристика каждого предложения)

- Почему именно б/с использовано в этом случае? (Отсутствие союза делает предложение  динамичным)

2) Б/С предложений с течением времени становится больше - это примета нашего интенсивного времени.

Сообщение ученика о роли Б/С предложений в речи. (Презентация)

  1. Продолжаем упражнение в постановке знаков препинания в б/с предложении. Работаем в парах, задание: расставить знаки препинания, пояснить значение, способ проверки. Обращайтесь  к таблице.

Предложения:

  1. В перелесках весёлый берёзовый хоровод  не наглядишься.
  2. Льется тёплый  солнечный воздух в комнаты  шумят воробьи на сирени.  
  3. Дед оказался прав  к вечеру пришла гроза.
  4. К солнцу потянулись нежные ростки трав тайга обновилась заполнилась голосами птиц.
  5. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы  белая кашка склонялась отяжелевшими головками  как будто в тихой истоме.
  6. Я выхожу на берег и не узнаю реки  могучий поток мутной воды как хищный зверь  крадется по дну глубокого ущелья.
  7. Красоту только тронь небрежной рукой    она исчезнет навеки.
  8. Посёлок расположившийся у подножия горы    широко

известный курорт.

Проверка: В каких предложениях поставили тире,  и почему? (двоеточие, запятую, точку с запятой)

«ЛОВУШКА»

-Все ли предложения сложные? Объясните знаки препинания в последнем предложении.

  1.        Решение тестовых заданий (ЕГЭ):

Сборники заданий А 23. (Варианты 1-5) Самопроверка. Презентация (слайд)

  1. Д/з Параграф 98,
  1. № 487 (По узкой тропинке…)
  2. Выписать из «Тихого Дона» три бессоюзных предложения, сделать их разбор, составить схему.
  1. РЕФЛЕКСИЯ:

Согласны с утверждением +

Не согласны  -

  1. Я воспользуюсь составленной таблицей в работе с б/с предложениями
  2. Я вспомнил и систематизировал знания о б/с предложениях
  3. Я сумею выполнить Д/З

У кого все +, +2,  +1

ПРИЛОЖНИЕ 1

Предложения:

  1. В перелесках весёлый берёзовый хоровод не наглядишься.

  1. Льется тёплый солнечный воздух в комнаты  шумят воробьи на сирени.

  1. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

  1. К солнцу потянулись нежные ростки трав  тайга обновилась заполнилась голосами птиц.

  1. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы белая кашка склонялась отяжелевшими головками как будто в тихой истоме.

  1. Я выхожу на берег и не узнаю реки  могучий поток мутной воды как хищный зверь  крадется по дну глубокого ущелья.

  1. Красоту только тронь небрежной рукой   она исчезнет навеки.

  1. Посёлок расположившийся у подножия горы   широко известный курорт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знак

Значение

Проверка

пример

,

Интонация перечисления

Союз И

;

Части  слабо связаны, предложения распространенный

Союз И

:

1)2 часть разъясняет и раскрывает содержание первой

А именно

2)в первой части есть  глаголы видеть, слышать, знать, чувствовать

Что

3)во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части

Потому что

Так как

4)вторая часть представляет вопрос

-

1) неожиданное присоединение

И

2) вторая часть содержит противопоставление

А, но

3) 2 часть – следствие, вывод

Поэтому

4) первая часть указывает на время или условие

Когда, если

5) 2 часть – сравнение

Будто, как, словно, что

6) 2 часть имеет изъяснительное значение

Что

7) 2 часть – присоединительное предложение

это


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях» Цель: повторить и систематизировать знания о б ессоюзных предложениях; с овершенствовать пунктуационные умения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ заданий ЕГЭ Выполнил ученик 11 класса МБОУ СОШ № 5 Линник Максим

Слайд 2

А10. Указать верную характеристику предложения 5. 5) Буквально на глазах цементная кашица начинает расти, пухнуть , промежутки между зернами заполняются с огромной быстротой игольчатыми кристаллами , образовавшийся материал напоминает камень – бетон затвердел . 1)Сложное бессоюзное предложение 2)Сложносочиненное предложение 3)Сложноподчиненное предложение 4)Сложное с бессоюзной и союзной связью между частями [ [ [ [ ] ] ] ]

Слайд 3

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? В ходе экспериментов ученые пришли к поразительному выводу: у китообразных имеется своеобразный природный гидролокатор, в котором тесно связаны передающий и приемный механизмы 3)Вторая часть сложного бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части 1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения 2)Вторая часть сложного бессоюзного предложения противопоставлена тому о чем говорится в первой части 4)Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части

Слайд 4

В6. Среди предложений 12-17 найдите бессоюзное сложное предложение и напишите его номер 16) [ Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей ] , [ не мог задушить желтый дым разрывов ].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ тестирования на тему: «Знаки препинания в Бессоюзных предложениях» Выполнила : ученица 11 класса МБОУ СОШ №5 Дельнова Дарья 2012г.

Слайд 2

Облако пройдёт-озеро заблестит, нивы обольются, точно золотом. Скоро все угомонились: п ритихли птицы, застыл воздух, потух костер. Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.

Слайд 6

Вывод: Необходимо повторить знаки препинания в бессоюзных предложениях!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания в бессоюзном предложении Знак Значение Проверка , Интонация перечисления Союз И ; Части слабо связаны, предложения распространены Союз И : 1)Вторая часть разъясняет и раскрывает содержание первой А именно 2)В первой части есть глаголы видеть, слышать, знать, чувствовать Что 3)Во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части Потому что Так как 4)Вторая часть представляет вопрос

Слайд 2

Знак Значение Проверка - 1) неожиданное присоединение И 2) вторая часть содержит противопоставление А, но 3) вторая часть – следствие, вывод Поэтому 4) первая часть указывает на время или условие Когда, если 5) Вторая часть – сравнение Будто, как, словно, что 6) Вторая часть имеет изъяснительное значение Что 7) Вторая часть – присоединительное предложение это

Слайд 3

« Какой знак препинания следует ставить в бессоюзном предложении, если вторая часть представляет вопрос?»

Слайд 4

Домашнее задание: Параграф 98. Выучить. На выбор: - № 487 (По узкой тропинке…) - Выписать из «Тихого Дона» три бессоюзных предложения, сделать их разбор, составить схемы.

Слайд 5

Я воспользуюсь составленной таблицей в работе с Б/С предложениями. Я вспомнил(а) и систематизировал(а) знания о б/с предложениях. Я сумею выполнить Д/З самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль бессоюзных предложений. Серых Арина 11 класс

Слайд 2

Разнообразие смысловых отношений между частями БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин . С помощью БП создается динамичная, напряженная картина. Бессоюзный способ соединения предложений ограничен преимущественно рамками разговорной речи. Смысловая емкость и яркая стилистическая окрашенность бессоюзия создают также условия для его использования в худ. литературе как эстетического, изобразительного приема. В современном русском языке БСП очень широко распространены в художественной литературе. Наряду с этим они широко используются и в разговорной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений.

Слайд 3

Отрывок из рассказа И. Тургенева «Бирюк» «Сильный ветер внезапно загудел в вышине; деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась»

Слайд 4

Тема отрывка надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамичная, с быстро сменяющимися друг друга действиями. Динамичности способствуют употребление бессоюзных предложений, содержащих ряд глаголов со значением «начала действия»: загудел, забушевали, застучали, сверкнула + наречия: внезапно, резко. Все эти средства- и лексические, и синтаксические- передают усиление, напряженность, динамику действия .

Слайд 5

Изменим текст. Заменим бессоюзную связь союзной. «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, и сверкнула молния, и гроза разразилась»

Слайд 6

Результаты: 1.исчезли динамичность, напряженность, 2. между частями установились отношения следствия.

Слайд 7

ВЫВОД: Таким образом, мы видим преимущества бессоюзной связи перед синонимичной союзной. С помощью бессоюзных предложений создается динамичная, напряженная картина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...

Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс

Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс Цели урока:·...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Цели урока : 1) систематизировать, обобщить и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП ...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2019. Задание 20. знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Дидактический материал по теме "знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи"...

Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...

Урок русского языка "Водные слова и знаки препинания при них"

Урок русского языка в 8 классе с использованием интерактивной доски...