Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему


Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс

 

Цели урока:

·         образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; отработать умение выделять их на письме;

·         развивающие: развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанных с предложением;

·         воспитательные: формировать навыки самоанализа, самооценки, культуру общения.

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте. Рада видеть вас. Начнем урок.

- Объявление темы и задач урока:

Тема нашего урока "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах", сегодня мы повторим и обобщим знания о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, отработаем умение выделять их на письме.

Языковая разминка.

- Объясните пунктуацию в приведенных высказываниях.

Язык - первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А.Генис)

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж.Ростан)

Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Э.Роттердамский)

Беседа:

- Что объединяет эти высказывания о языке? (Язык служит человеку)

- Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл.

- Найдите слова с орфограммой "непроверяемые гласные в корне слова".

- Назовите орфограммы в слове "объясниться".

- Дайте толкование слов: Язык, Посредник, Поработить (при необходимости обратиться к Толковому словарю)

- Какая общая мысль объединяет эти высказывания? (к языку нужно относиться бережно. Он не только посредник для установления дружбы и согласия, но и средство порабощения человека)

Учитель:

- А еще язык - это способ самовыражения и самопознания, ключ к двери, за которой кроются секреты и тайны родного языка, попробуем открыть эти секреты.

Проверка степени усвоения предыдущего материала "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.

Учитель:

Вводные слова тоже являются конструкциями, не связанными с предложением. На ЕГЭ они представлены во многих заданиях (А 21, В 6 - анализ предложений, В 8 - анализ языковых средств, в части С - сочинение, построение высказываний с использованием вводных слов и вставных конструкций)

1. При необходимости повторите постановку знаков препинания при вводных словах, учебник, стр. 296-299 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово", 2008.)

2. Выполните тест, проверьте себя по ключу.

3. Занесите количество баллов в лист самооценки.(Приложение 1)

Изучение темы "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах".

Знакомство с обобщающей таблицей (Приложение 2)

Учитель:

- Ознакомьтесь с обобщающей таблицей. Дополнительно: учебник, параграф 93, стр. 303-304, 305 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово", 2008.)

Фронтальный опрос:

- Что такое междометие?

- Какое назначение в языке имеют междометия?

- Как выделяются междометия на письме?

- В чем трудность постановки знаков препинания при междометиях?

Закрепление.

Тестовый тренинг (Приложение 2)

Упражнение 430 (учебник)

Подведение итогов.

- Выставление оценок.

Рефлексия:

- Подведите итог урока, продолжив предложения по данному началу "Я знаю:" или "Я умею:"

Домашнее задание: параграф 93 в учебнике, упражнение 428, дополнительно из комедии Грибоедова "Горе от ума" выписать 10 предложений с междометиями.


                Обособление обращений и междометий

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).

Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).

Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)

Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда!(Есенин).

На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:

Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин) 
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

В официальных письмах обращения принято  записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:

Уважаемый Иван Иванович!  

Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните: 

Здравствуйте, Иван Иванович!

В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.

Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).

Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:

О , зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов). 
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).

Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?

Упражнение

1.     Чего тебе надобно,  старче? (Пушкин).

2.     Цыц,  проклятые,  как на вас погибели нет (Тургенев).

3.     Смилуйся,  государыня рыбка (Пушкин).

4.     Ты,  царица,  всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).

5.     Глупый ты бес,  куда ж ты за нами полез? (Пушкин).

6.     Прощай,  свободная стихия! (Пушкин).

7.     Да как же,  батюшка,  Илья Ильич,  я распоряжусь? (Гончаров).

8.     А посмотреть в лицо ему: фу,  какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово (Гоголь).

9.     Ага! Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).

10.                                             Чем вы,  гости,  торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).

11.                                             Ба! знакомые все лица! (Грибоедов).

12.                                             Здравствуй,  князь ты мой прекрасный! (Пушкин).

13.                                             Ах   ты,  мерзкое стекло ! Это врешь ты мне назло (Пушкин).

14.                                             Государь ты наш,  Владимир Андреевич,  я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином (Пушкин).

15.                                             Барин,  не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).

16.                                             Ну,  Максимыч,  ступай себе с богом (Пушкин).

17.                                             Святители,  как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: фу,  какое пышное! а как глянула: солнце,  ей-богу,  солнце! (Гоголь).

18.                                             О_ боги,  боги,  за что вы наказываете меня? (Булгаков).

19.                                             О,  не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).

20.                                             Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи, да скорея бы, скорея бы заморозки!» (Есенин).

21.                                             Неужели у вас нет хоть Погодинского издания,  генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).

22.                                             Ай-ай,  какой голос! (Гоголь).

23.                                             «Где это   ты,  зверь,  отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).

24.                                             – О   герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).

25.                                             «Стой,  Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после его вынесу» (Гоголь).

26.                                             За мной,  читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).

27.                                             «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя,  Ерофеев», – сразу подумал я про себя и сразу про себя рассмеялся (Ерофеев).

28.                                             Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король,  дон Румата... (Стругацкие).

29.                                             Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг,  что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).

30.                                             Четвертого дня прибыл я сюда,  любезный друг,  и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).

31.                                             – Ну,  брат Грушницкий,  жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать четвёртое декабря. Классная работа. Знаки препинания при обращениях междометиях.

Слайд 2

Орфоэпическая разминка. 1 вар. – с ударением на первом слоге; 2 вар. – с ударением на втором слоге; 3 вар. – с ударением на третьем слоге; 4 вар. – с ударением на четвёртом слоге . ЗНАМЕНИЕ , СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.

Слайд 3

1в . – знАмение , мАркетинг , Иконопись, тУфля , бАрмен 2в. – упрОчение , танцОвщица , столЯр , изЫск , мытАрство 3в. – обеспЕчение , договОр , исповЕдание , каталОг , жалюзИ 4в. – сосредотОчение , газопровОд , христианИн , синонимИя , разновремЕность .

Слайд 4

Б . Орфографическая разминка. выписывает из предложенных слова 1вар . с пропущенной Е , 2 вар. – с пропущенной И .

Слайд 5

АККОМПАН..МЕНТ , Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ ..КАТЕС , Д..ЛЕТАНТ, ДИСКР ..МИНАЦИЯ, Н ..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ ..РИЯ, ПР ..ТЕНДЕНТ , ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД ..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г ..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП ..Р..МЕНТ.

Слайд 6

1в. – аккомпанЕмент , бЕфстроганов , перифЕрия , прЕтендент , прЕзидент , интЕллигенция , гЕнеалогия , экспЕримент . 2в. – делИкатес , дИлетант , дискрИминация , нИгилизм , прИвилегия , иждИвение , манИпуляция , эксперИмент .

Слайд 7

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ. Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями: Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

Слайд 8

В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ? 1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. 2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь. 3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере. 4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

Слайд 9

3 ) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАНИТАРНОЙ сфере. гуманный - гуманитарный: гуманная профессия, позиция, гуманное отношение, решение, общество, гуманный закон гуманитарная сфера, наука, проблема; гуманитарные исследования, гуманитарная катастрофа

Слайд 10

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин). Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Что делаешь, милая? (Островский).

Слайд 11

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например : Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).

Слайд 12

Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми , шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.) Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например : Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).

Слайд 13

На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Что , батька, так рано поднялся? (Пушкин) Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

Слайд 14

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например: Уважаемый Иван Иванович! Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой

Слайд 15

. Сравните: Здравствуйте, Иван Иванович! В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

Слайд 16

Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие. Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Слайд 17

Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин ). Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).

Слайд 18

Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните : О , зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов). Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов) .

Слайд 19

Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?



Предварительный просмотр:


Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс

Цели урока:

  • образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; отработать умение выделять их на письме;
  • развивающие: развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанных с предложением;
  • воспитательные: формировать навыки самоанализа, самооценки, культуру общения.

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте. Рада видеть вас. Начнем урок.

- Объявление темы и задач урока:

Тема нашего урока "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах", сегодня мы повторим и обобщим знания о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, отработаем умение выделять их на письме.

Языковая разминка.

- Объясните пунктуацию в приведенных высказываниях.

Язык - первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А.Генис)

Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж.Ростан)

Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Э.Роттердамский)

Беседа:

- Что объединяет эти высказывания о языке? (Язык служит человеку)

- Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл.

- Найдите слова с орфограммой "непроверяемые гласные в корне слова".

- Назовите орфограммы в слове "объясниться".

- Дайте толкование слов: Язык, Посредник, Поработить (при необходимости обратиться к Толковому словарю)

- Какая общая мысль объединяет эти высказывания? (к языку нужно относиться бережно. Он не только посредник для установления дружбы и согласия, но и средство порабощения человека)

Учитель:

- А еще язык - это способ самовыражения и самопознания, ключ к двери, за которой кроются секреты и тайны родного языка, попробуем открыть эти секреты.

Проверка степени усвоения предыдущего материала "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.

Учитель:

Вводные слова тоже являются конструкциями, не связанными с предложением. На ЕГЭ они представлены во многих заданиях (А 21, В 6 - анализ предложений, В 8 - анализ языковых средств, в части С - сочинение, построение высказываний с использованием вводных слов и вставных конструкций)

1. При необходимости повторите постановку знаков препинания при вводных словах, учебник, стр. 296-299 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово", 2008.)

2. Выполните тест, проверьте себя по ключу.

3. Занесите количество баллов в лист самооценки.

(Приложение 1)

Изучение темы "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах".

Знакомство с обобщающей таблицей (Приложение 2)

Учитель:

- Ознакомьтесь с обобщающей таблицей. Дополнительно: учебник, параграф 93, стр. 303-304, 305 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово", 2008.)

Фронтальный опрос:

- Что такое междометие?

- Какое назначение в языке имеют междометия?

- Как выделяются междометия на письме?

- В чем трудность постановки знаков препинания при междометиях?

Закрепление.

Тестовый тренинг (Приложение 2)

Упражнение 430 (учебник)

Подведение итогов.

- Выставление оценок.

Рефлексия:

- Подведите итог урока, продолжив предложения по данному началу "Я знаю:" или "Я умею:"

Домашнее задание: параграф 93 в учебнике, упражнение 428, дополнительно из комедии Грибоедова "Горе от ума" выписать 10 предложений с междометиями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...

Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"

Цель: Систематизировать изученное по теме.           Развивать практические умения и навыки работы с тестами...

11 класс. ЕГЭ. Русский язык. Задание 15. Знаки препинания в ССП и в ПП с ОЧП

Задание 15. Знаки препинания в ССП и ПП с ОЧП.1. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний....

Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"

Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"...