Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

    Прилепина Ирина Александровна

    Цель: Систематизировать изученное по теме.

               Развивать практические умения и навыки работы с тестами

               Воспитывать культуру учебного труда.

    Тип урока : систематизация и обобщение материала с использованием

    информационных технологий.

    Форма проведения : практикум.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znaki_prepinaniya_v_bsp.doc37 КБ
    Office presentation icon znaki_prepinaniya_v_bsp.ppt523 КБ

    Предварительный просмотр:

    Прилепина Ирина Александровна.

    Урок русского языка в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

    Цель: Систематизировать изученное по теме.

               Развивать практические умения и навыки работы с тестами

               Воспитывать культуру учебного труда.

    Задачи урока :

    1) актуализировать знания учащихся по теме «Знаки препинания в БСП»;

    2) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;

    3) организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы);

    4) обобщить и систематизировать материал по теме «Постановка тире и двоеточия в предложениях»;

    5) организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах;

    6) организовать самоконтроль учащихся на уроке.

    Тип урока : систематизация и обобщение материала с использованием

    информационных технологий.

    Форма проведения : практикум.

    Оборудование:

    1.Мультимедиа

    2.Тесты «Постановка тире и двоеточия в предложениях»

    Структура урока:

    Вводная часть.

    Систематизация материала по теме  «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

    Практическая работа.

    Контроль знаний с помощью тестирования.

    Обобщение по теме.

    Сообщение  домашнего задания.

                         

    Ход урока.

    I. Повторение.

    Начнем урок с повторения темы «Постановка тире и двоеточия в предложениях».

    Задание: выписать номера тех предложений, в которых знаки поставлены

    I вариант : правильно

    II вариант : неправильно.

    Учиться наша задача.

    Волга – полноводная река.

    Бедность – не порок.

    Для прорастания семян необходимы два условия : тепло и влага.

    Люди, птицы, травы – все слушает песню соловья.

    Все: смех, шум, свист – слилось в один гул.

    Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

    На столе лежали разные вещи щетка, молоток, ножницы.

    Небо как колокол.

    Язык – есть жизнь.

    Самопроверка (по ключу)

    I вариант : 2, 4, 5, 6, 9

    II вариант : 1, 3, 7, 8, 10.

    - Напишите на полях тетради количество ошибок.

    - Вспомним условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,

    постановки двоеточия и тире в ПП с обобщающим словом при однородных членах.

    1. Учиться - наша задача.

    2. Волга – полноводная река.

    3. Бедность не порок.

    4. Для прорастания семян необходимы два условия : тепло и влага.

    5. Люди, птицы, травы – все слушает песню соловья.

    6. Все: смех, шум, свист – слилось в один гул.

    7. Всюду : вверху и внизу пели жаворонки.

    8. На столе лежали разные вещи : щетка, молоток, ножницы.

    9. Небо как колокол.

    10.Язык есть жизнь.

    II. Вступительное слово учителя

    Справились с данным заданием, но наибольшую трудность вызывают знаки препинания в БСП.

    Прочитаем тему урока:

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.(слайд 1)

    - Дайте определение БСП. (-это такое СП, в котором простые предложения связаны на письме бессоюзной связью, а в устной речи – интонацией и по смыслу).

    - Какие знаки разделяют ПП в составе БСП? (знаки препинания: запятая, ;, - или :).

    - Сформулируйте цели и задачи урока.

    - Итак, наша задача –систематизировать изученное, выявить степень усвоения

    полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.

    К сегодняшнему уроку вам было предложено повторить вопросы, связанные с пунктуацией в БСП.

    Чем отличается БСП от других сложных предложений ?

    III. Актуализация изученного о БСП .

    - Проведем работу на распознавание БСП.

    Запишем «Цифровой диктант».

    Предлагаются пронумерованные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные), необходимо выписать в строку без запятых номера только бессоюзных предложений.

    1.Родина картофеля - Южная Америка, а потом, в XVI веке, картофель появился и в Европе. (Сложносочиненное.)

    2.В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)

    3.Крестьяне встретили пришельца – картофель - в штыки, так как никто толком не знал достоинств новой культуры. (Сложноподчиненное, причина.)

    4.Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям. (Сложносочиненное.)

    5. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)

    6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержатся крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] : [причина].)

    – Какое число вы получили? (256.)

    – Поднимите руку те, кто не ошибся вообще или ошибся один раз.

    IV. Актуализация изученного о знаках препинания в БСП.

    Переходим к повторению знаков препинания в БСП.

    - В каких случаях ставится

                

    Вывод.

    V. Повторение.

    Упр. 422 (по Грекову) устно 

    1) : дополнение

    2) - противопоставление

    3) : причина

    4) - вывод

    5) - вывод

    Физминутка

    VI. Тренировка учащихся в дифференцированных группах.(слайд 12)

    группа А – упр.423 (I) 1-5 –самостоятельно + самопроверка по ключу.(слайд 13)

    группа В – упр.423 (IV) 1 -5 объясняют.

    группа С – записать Упр.422 (индивидуальная работа). 1 парта

    VII. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.

    Мы рассмотрели все случаи расстановки знаков препинания в БСП, а теперь выполним самостоятельную работу.

    Итак, группа «А» работает на компьютерах с тестами : «Знаки препинания в БСП»

    Группа «В», «С» решает тесты.(слайд 14)

    VIII. Итог урока.

    - Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

    Домашнее задание: повторить теоретический материал по опорному конспекту,

    Упр. 238. По учебнику Власенкова + решение тестов А 23 (слайд 15)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Слайд 2

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – перечисление фактов ( между частями можно поставить союз И ) Солнце давно село закат розово догорал. 1 2 и , Было тихо только плеск волн доносился из-за камней. 1 2 , и

    Слайд 3

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – перечисление фактов ( между частями можно поставить союз И ) если предложения более распространены, если внутри предложений уже есть запятые !!! Калина росла под обрывом её зубчатые листья, чуть окроплённые желтизной, отворачивались от ветра и показывали пушистую изнанку, словно покрытую шёрсткой. 1 2 и ;

    Слайд 4

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом ( между частями можно поставить союз потому что ) Объездную дорогу перекрыли шли ремонтные работы. 1 2 почему ? потому что :

    Слайд 5

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание ( между частями можно поставить слово а именно ) Реки Севера имеют особый запах они пахнут мокрой древесиной. 1 2 а именно :

    Слайд 6

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение дополняет смысл первого ( между частями можно поставить слова и увидел , и услышал , и почувствовал , союзы что , как ) На перевале оглянулась назад где-то далеко внизу лежал залитый солнцем хуторок. 2 и увидела, что : 1

    Слайд 7

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого ( между частями можно поставить союзы а , но ) Хочу к нему вы тянете к себе. 1 2 а :

    Слайд 8

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении ( первую часть можно начать союзами когда , если ) Ехал сюда рожь начинала желтеть. 1 2 Когда – когда ? Ласточки прилетели скоро гром загремит. 1 2 Если – при каком условии ?

    Слайд 9

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение заключает в себе вывод , следствие из того, о чём говорится в первом предложении ( между частями можно поставить союз так что ) Мартовские ночи длинные можно отдохнуть и вволю наговориться. 1 2 так что – что становится следствием ?

    Слайд 10

    Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) , ; : – второе предложение передаёт быструю смену событий ( между частями можно поставить союз и ) Удар мяч летит в сетку ворот. 1 2 и –

    Слайд 11

    Запомни ! , перечисление ; перечисление : причина : пояснение : дополнение – противопоставление – время – условие – вывод, следствие – быстрая смена событий

    Слайд 12

    Группа А-упр.423(1) 1-5 (по Грекову) Группа В-упр.423(4) 1-5 (по Грекову) Упр. 422

    Слайд 13

    Упр.423(1) 1-5 1) [ ] ; [ ] ; [ ] . 2) [ ] : [ пояснение ] . 3) [ ] - [ неожидан. результат ] , [ ]- [ неожидан. результат ] 4) [ условие ] - [ ] 5) [ ] : [ причина ] .

    Слайд 14

    90-100%- «5» 70-80%- «4» 60-50%- «3»

    Слайд 15

    Повторить теоретический материал по опорному конспекту. Упр.250 (по Власенкову) Решение тестов А-23


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

    Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

    Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

    Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

    План - конспект урока русского языка в 11 классе "Знаки препинания"

    Тема урока:    «Знаки препинания при  однородных и неоднородных  приложениях» Цель урока:Обобщение знаний учащихся о предложениях, формирование навыков постановки з...

    Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

    Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Знаки препинания при причастном обороте"

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...