Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Клименко Ольга Юрьевна

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon znaki_prepinaniya_pri_obrashchenii.zip1.48 МБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Г.Балахна

Конспект урока

русского языка

 «Знаки препинания при обращении»

6 класс

Учитель русского языка

МКС(К)ОУ

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида»

Клименко О.Ю.

Тема: «Знаки препинания при обращении»

Цель  урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.

Задачи:

образовательные –развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.

воспитательные - воспитывать культуру поведения учащихся, содействовать усвоению правил вежливого обращения к людям, воспитание культуры общения.

  1. Орг.момент

Всем ребятам дан звонок.

Он собрал нас на урок.

Встанем, подравняемся,

С трудностями справимся.

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо , не согнусь,

За работу я возьмусь.

Вспомним правила посадки ученика за партой.

Запишем число в тетради.

2.Мотивация учебной деятельности

Прослушав сказку, определите роль обращения в нашей речи.

Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как он лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его Внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!»

Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке...

— Как же к нему обратиться? — размышлял Слоненок.

— Я придумала! Придумала! Придумала! — закричала Мартышка.— Я придумала обращение! Давайте назовем его имя!

— Крокодил! — закричали гости хором.— Мы пришли к тебе!

— Кто это обращается ко мне так вежливо? — приоткрыл Крокодил один глаз.— Да это мои друзья!

На другой день Мартышка всем сообщала:

— Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и они обязательно вам ответят!

— А если хотите написать письмо,— добавлял Удав,— не забудьте отделить обращение запятой.

— Или восклицательным знаком, если хотите «написать» обращение «громко»,— заканчивал Слоненок.

Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Крокодил! Удав! Бегемот! Слон! Мартышка!».

  • Что придумала Мартышка?
  • А как надо обращаться к собеседнику?

СЛАЙД 1 Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последнюю строку, она и подскажет вам тему сегодняшнего урока.

3.Повторение

  • Что мы знаем об обращении?СЛАЙД 2
  • С какой интонацией произносится обращение? СЛАЙД 3На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.

Это называется звательной интонацией. СЛАЙД 4

  • Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются.
  • Где в предложении может стоять обращение?СЛАЙД 5
  • Как выделяется обращение в речи? Как на письме?СЛАЙД 6 Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.
  • СЛАЙД 7 Прочитайте предложения. Из какого они произведения? Найдите обращения.
  • Каким членом предложения является обращение?СЛАЙД 8

4. Словарная работа.

Вспоминаем слова-волшебники. (выполнение коррекционного упражнения)СЛАЙД 9

На слайде зашифрованы волшебные слова.

теизниви (извините)

псабоис (спасибо)

оспртети (простите)

жойлуаптса (пожалуйста)

   ЗАКРЫВАЕМ СЛАЙДЫ

Вопрос классу: Ребята, для чего нужны нам, и взрослым, и детям, эти слова?

Прежде всего это вежливые слова, которые всем нам следует почаще употреблять. Недаром говорится, что ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.

Еще интереснее история слова «пожалуйста», которым вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения» обычно в качестве приставки к имени. Для примера сошлемся на роман А.К. Толстого «Князь Серебряный». князь впервые побывал на пиру у Ивана Грозного. К Серебряному подошел стольник и, ставя перед ним блюдо жаркого, сказал:

 - Никитаста! Великий государь жалует тебя блюдом со своего стола.

В настоящее время смысл этого старинного обращения утрачен, но слово «пожалуйста» прочно вошло в наш обиход.

Записывает учитель словарное слово на доске.

  • Прочитайте слово, как оно произносится, как пишется?
  • Запишите словарное слово.
  • Укажите орфограммы, которые требуют запоминания.
  • Хором прочитаем это слово по слогам, запомним написание.
  • Составьте предложение с этим словом и обращением.

5. Этап  решения поставленной задачи.   СЛАЙД 10

   Задание 3: на доске записаны предложения, попробуем объяснить постановку знаков препинания при обращении, а также попробуем составить схемы этих предложений

   Дети, завтра пойдём на экскурсию.         [О,…].

   Завтра, дети, пойдём на экскурсию.        […, о, …].  

   На экскурсию пойдём завтра, дети.         […, о].  

   Дети! Будьте осторожны!                         [О!…]!  

   Сформулируйте правило постановки знаков препинания при обращении самостоятельно.

Сравним наше правило с правилом из учебника.

6.ФИЗМИНУТКА

Игра. Прошу выполнять действия только в том случае, если в просьбе есть обращение и волшебное слово.

  • Встаньте со своих мест. (Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест.)
  • Мальчики, поднимите руки. (Мальчики, пожалуйста, поднимите руки.)
  • Опустите. (Опустите, пожалуйста, руки, ребята.)
  • Похлопайте, пожалуйста, в ладоши. (Похлопайте, пожалуйста, в ладоши, девочки.)

Дружно повернёмся вправо! (Дети, повернитесь, пожалуйста, вправо.)

7. Самостоятельная работа по карточкам.

Учащимся предлагаются индивидуальные карточки с разноуровневым заданием. Предложения в карточках взяты из произведений, изучаемых на уроках чтения и развития речи в 6 классе. (приложение 1).

Учащиеся 1, 2 групп самостоятельно выполняют задание, осуществляют взаимопроверку.

Учащимся 3 группы учитель оказывает индивидуальную помощь.

После выполнения задания учитель задаёт вопросы:

  • Вы узнали из каких произведений данные предложения?
  • Вспомните авторов этих произведений.
  • Назовите героев этих произведений.

8. Рефлексия.

Выскажите своё мнение о прошедшем уроке, начните высказывание любым из этих выражений

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…

9. Оценка эмоционального компонента.

Приложение 1.

1 группа

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы этих предложений.

  1. Братцы что он про меня сочиняет?
  2. Цветик становись на бочку и читай свои стихи.
  3. Гляди Сергунька сколько мы всякого добра из раковин добыли!
  4. Гляди внук сколько сапожонок, портков, картузов на берег волны повыбросили!

2 группа

Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

  1. Братцы что он про меня сочиняет?
  2. Цветик становись на бочку и читай свои стихи.
  3. Гляди Сергунька сколько мы всякого добра из раковин добыли!
  4. Гляди внук сколько сапожонок, портков, картузов на берег волны повыбросили!

3 группа

Запишите предложения, найдите и обозначьте обращения.

  1. Братцы, что он про меня сочиняет?
  2. Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.

4. Гляди,Сергунька, сколько мы всякого добра из раковин добыли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.

Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги»  (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное""....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

План -конспект урока "Выделительные знаки препинания при обращении"

Создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания...