Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 8 классе Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Разработка урока и презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc999.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.16 МБ

    Предварительный просмотр:

      Конспект урока   русского языка в 8 классе

    Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Вид урока: урок-исследование с использованием активных форм работы.

     Цели урока:

     Познавательные: знакомство со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

    Развивающие: развитие устной речи обучающихся, развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

    Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, воспитание уважительного отношения к русскому языку

    Средства обучения: ПК; презентация. Рабочие листы.

    Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

    Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.  

    Планируемые образовательные результаты.

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

    Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

    РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

    Ход урока

    1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

    Вступительное слово учителя.

    Учитель: Добрый день, ребята!

    Придумано кем-то, просто и мудро,

    При встрече здороваться «Доброе утро!»

    -Доброе утро солнцу и птицам!

    -Доброе утро улыбчивым лицам!

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    И доброе утро длится до вечера.

    Учитель: Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

    Вместо тетради сегодня мы воспользуемся рабочими листами, подпишите ихВ рабочих листах вы будете делать необходимые записи, выполнять задания. В конце урока сами выставите себе  оценки.

    На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.

    - Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…»

    - А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

    - Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.

    Беседа с классом:

    - Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

    - Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, Петр Андреевич старый хрыч, государь, отец родной)

    - Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?

    - Что такое обращение?

    2. Определение темы и целей урока.

    - Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы понять, что это за синтаксическая единица – обращение. Сформулируйте тему и цели урока. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).

    (Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания. )

    - Запишите тему сегодняшнего урока в свои рабочие листы. «Обращение и знаки препинания при нём». 

    3. Актуализация ранее изученных знаний.

    -Что мы с вами уже знаем об обращении?

    Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом)

    4. Изучение нового материала.

    Дополним наши сведения, прочитав теоретический материал учебника.

    - Работа над теоретическим материалом. (п.32, стр. 180-181)

                 

    Практическая работа по теме урока.

    1. Запишите предложения под диктовку в свои рабочие листы. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

    Не пой, красавица, при мне

    Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)

    Пройдет любовь, настанет скука,

    Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)

    Вывод.

    - В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль?

    - А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?

    - Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом  предложении  -  интонация звательная.

    Обращение   грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? Называние того, к кому обращаемся с речью.

    2. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

    1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

    2) Свет ты мой послушай меня  старика.

    3) Что это сударь с тобой сделалось ?

    4) А ты мой батюшка не печалься.

    5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

    6) Звезды вы ясны, как счастье моё !

    3. Работа с аудиофайлами.

    Прослушайте отрывки из художественных произведений в аудиозаписи, назовите автора и произведение. Выпишите обращения.

    Чехов «Хамелеон» (Окаянная, ребята). «Толстый и тонкий» (Порфирий, Голубчик мой, Миша, Друг детства).

    - Какова роль обращений в  тексте Чехова? (отношение друг к другу)

     4. Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

    (: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

    (: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

    (: ) мама, я очень скучаю.

    Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

    - Почему к каждому из обращений вы подобрали именно то или иное определение?

    упражнение 356 автор Бархударов русский язык 8 класс

    5. Работа в парах.

    Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

    - имя, отчество

    - наименовние по месту жительства;

    - родственным или иным отношениям;

    - кличка животного

    Рефлексия.

    - Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    Домашнее задание: п.32, написать письмо другу, используя разные обращения. (7-10 предложений)

    Спасибо за урок! До свидания, друзья!

    Рабочая карта урока русского языка

    ФИ __________________________________  класс____  

    Дата:                                                     Десятое марта.

    Тема: _______________________________________________________________________

    2. Запишите предложения под диктовку. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

    1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

    2) Свет ты мой послушай меня  старика.

    3) Что это сударь с тобой сделалось ?

    4) А ты мой батюшка не печалься.

    5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

    6) Звезды вы ясны, как счастье моё !

    4. Прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов.   Выпишите обращения, которые использует Чехов.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.  Распространите обращения прилагательными (см. слова для справок) и запишите предложения.

    (_________________ ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

    (_______________) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

    (_______________) мама, я очень скучаю.

    Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

    6. Работа в парах.

    Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

    - имя, отчество

    - наименование по месту жительства;

    - родственным или иным отношениям;

    - кличка животного.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рефлексия

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я научился…

    Оценка за работу на уроке

                                                     Оценивает ученик:________

                                                     Оценивает учитель:____________

    МБОУ «Дивеевская СОШ»

    Методическая разработка

    урока русского языка

    в 8 классе

    на тему:

    «Обращение и знаки

    препинания при нём».

    Подготовила:

    Агафонова Е.Ю.,

    учитель русского языка

    и литературы

    2016г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

    Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

    Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

    Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Знаки препинания при причастном обороте"

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания. Пунктуация как система правил."

    Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...

    конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

    интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

    Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...