Главные вкладки

    конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Мария Владимировна Фёдорова

    интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_na_temu.docx17.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение, знаки препинания при обращении».

    Цель: определение понятия, знать об использовании обращения в речи, находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращениями, использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью, выразительно читать предложения с обращением.

    I. Организационный момент.

    -Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

    II. Устная синтаксическая пятиминутка.

    Учащиеся составляют схемы предложений.

    1. Ласточка выпила воды и рассказала Дюймовочке свою историю. 2.Лебеди испустили какой-то странный крик, взмахнули большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края.

    III. Объяснение нового материала.

    Беседа с классом по вопросам.

    -Как мы обычно обращаемся к человеку? ( Если этот человек нам знаком, то мы к нему обращаемся по имени, а если не знаком, то по половой принадлежности.)

    -Обязательно ли называть имя человека, обращаясь к нему? (Это делать желательно, ведь, если обратиться к человеку, не называя его по имени, он может не понять, что обращаются именно к нему. Да и более уважительной считается форма обращения по имени).

    -Приведите несколько примеров, обратитесь к своему по парте. Попросите у него что-нибудь.

    -Учитель несколько фраз, произнесенных детьми, пишет на доске.

    -Затем нужно обратить внимание учащихся (на примере записанных фраз) на то, что обращение произносится с определенной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается. Эта интонация называется звательная.

    -Далее на доске необходимо крупно записать схемы предложений с обращениями (вместе с примерами, которые учащиеся могут подобрать сами). Все эти схемы нужно обязательно записать в тетради

    Схема 1.

    О!.....( где О - обращение, а …остальное предложение)

    Схема 2.

    О,….?

    Схема 3.

    ….,О,…?

    Схема 4.

    ….., О?

    IV. Закрепление нового материала.

     

    -Творческая работа.

    Работа по вариантам.

    Вариант 1.

    -Нужно придумать и записать разные примеры предложений с обращениями к продавцу в магазине. Предложений должно быть не менее пяти. Не забудьте про вежливые слова.

    Вариант 2.

    -Нужно придумать разные примеры предложений с обращениями к кондуктору в автобусе. Примеров должно быть не менее пяти. Не забудьте про вежливые слова.

    -После следует коллективная проверка правильности выполнения задания.

    -Работа с учебником.

    -Выполнение упражнения 205 (устно) по заданию.

    -Выполнение упражнения 206 письменно по заданию.

    Физкультминутка.

    Шли по крыше три кота,

    Три кота Василия.

    (Ходьба, руки на поясе)

    Поднимали три хвоста

    Прямо в небо синее.

    (посмотреть глазами вверх)

    Сели киски на карниз,

    Посмотрели вверх и вниз.

    (Движения глазами вверх-вниз)

    И сказали три кота:

    «Красота! Красота!»

    (Хлопки в ладоши)

    -Деловая   игра.

    Учитель предлагает ребятам текст письма девушки, которая участвует в игре «Последний герой». Она вместе с другими участниками находится на необитаемом острове. Там трудно, голодно, очень жарко, кусают мошки. Вот такое письмо девушка пишет домой своим родным.

    Здравствуйте мои дорогие!

    С тех пор как я попала на необитаемый остров, прошло уже 20 дней. Мамочка ужасно скучаю. Кушать хочется – сил нет! Хожу и уговариваю сама себя: «Светочка лапочка потерпи! Ножки мои несчастные перестаньте болеть! Желудочек мой бедный скоро мы приедем домой и поедим вволю!» По берегу брожу и приговариваю: «Ловись, ловись рыбка!»

    Когда очень грустно бывает, начинаю напевать: «Прочь тоска прочь печаль!» Любимый мой Вовка как ты там без меня? Мы тут крокодильчика поймали, зелененького. Очень на похож Вовка! Такой же зубастый. Мне сразу так тоскливо стало без тебя мой золотой! Я тут ходила к камню желаний и просила: «Уважаемый камень! Пришли мне мороженого, шоколадку или Вовку. Что лучше, не знаю. Ты уж камень сам реши, что тебе проще»

    Как ты там моя любимая Москва? Как ты без меня живешь моя улица?

    Папа тут один гадкий попугай украл и съел мою шапочку, у меня теперь будет солнечный удар! Солнышко солнышко милое солнышко ты бы не пекло так сильно!

    Сестрица моя Алена привезу тебе ракушек, как и обещала. Кузька песик мой по тебе больше всех скучаю! Канарейка Ксюшенька поешь ли ты, как прежде, свои песенки?

    Ладно друзья мне пора, начинаются соревнования!

    До встречи Вован. До свидания мои родственники.  

    Ваша Светлана.

    -Текст этого письма изобилует обращениями. Нужно их найти. Детям раздаются тексты. Их задача расставить знаки препинания при обращении и подчеркнуть их.

    -Работу лучше всего провести по группам, затем проверить и выяснить, кто правильнее выполнил работу.

    V. Итог урока.

    - Итак, какую же роль обращения выполняют в речи? Насколько они важны?

    VI. Домашнее задание.

    Параграф 42, упражнение 209 (устно), 210 (письменно)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"

    Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...

    Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

    Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

    Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"

    Цель: Систематизировать изученное по теме.           Развивать практические умения и навыки работы с тестами...

    Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нём".

    Это первый урок по теме "Обращение", урок сообщения новых знаний. Цели урока:ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами выражения обращения,...

    Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

    Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

    Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

    Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....