Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Богомолова Елена Владимировна

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_s_neskolkimi_pridatochnymi.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11А классе.

«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»

  1. Автор урока: Богомолова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы; МАОУ СОШ № 29 г. Липецка
  2. Учебник Н.Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы., М.-«ООО Русское слово», 2012.
  3. Тема урока: «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»
  4. Тип урока: урок закрепление изученного, комбинированный.
  5. Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
  6. Обучающие:
  • обобщить знания учащихся о сложных  предложениях;
  • усвоить понятие параллельное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение;
  • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложению.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
  • вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
  • совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения,
  • развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение.

Воспитательные:

  • воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке;
  • продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре;
  • вызвать учащихся на размышления о нравственных качествах личности.
  1. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Используемые источники:

Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочное разработки по русскому языку 10-11 классы., М.- «Вако», 2009 г.

Ход урока

  1. Организация учащихся на урок.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас и наших гостей в этот прекрасный весенний день. Надеюсь, что он принесет мне радость  от общения с Вами и коллегами, а на что надеетесь Вы? (ответы)

Что ж не сомневаюсь, что Ваши желания в этот день исполнятся. Но одно желание точно, сегодня  вы станете богаче в области знаний о лингвистике.

Запишите в тетрадях число, вид работы. Обратите внимание на оценочные листы на ваших партах, сегодня вы будете оценивать свои знания на каждом этапе урока.

  1. Я предлагаю вам посмотреть на экран, прочитать высказывания, проанализировать их строение и сформулировать самостоятельно тему и цели урока. (Слайд 2)

1. Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей, что тот, для кого эти вещи сделались безразличны, пожалуй, ближе всего к тайне счастья. ( Роберт Гамерлинг, австрийский поэт и драматург)

2. Доброта — это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать. ( Кристиан Нестел Боуви, американский писатель – сатирик издатель, умер в 1904 году)

3. Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполнил своего долга перед родителями. (Бертольд Ауэрбах, немецкий писатель, умер в 1882.)

Предполагаемый ответ учащихся: Здесь записаны СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания не расставлены, поэтому

Тема: Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными (Слайд 3).

А цель урока: учиться ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными...

Цель: вспомнить виды связи придаточных предложений с главным и научиться расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы.

  1. Учитель:  Молодцы, запишите тему урока. Сформулируйте проблемы, поднятые в данных высказываниях. (Слайд 4).
  • В сочинении с какой проблематикой данные высказывания могут быть использованы в качестве аргументов?
  • В каких произведениях поднимаются такие же проблемы? Не забывайте пополнять свой банк аргументов. (Ответы учащихся)

 

  1. Сформулируйте задания к данным высказываниям.

Предполагаемый ответ учащихся: расставить знаки препинания в предложениях, составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.

Учитель: Выполните данные задания и дайте полную синтаксическую характеристику предложений. 1 ряд – первого предложения, 2-ой – второго; 3 – третьего. Проверка (Слайд 5)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставьте друг другу отметки.

  1. [Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей], (что тот, (для кого эти вещи сделались безразличны), пожалуй, ближе всего к тайне счастья).

[  так + глаг.], (союз что + мест., (с.сл.для кого), ...).

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с последовательным  подчинением: 1-е придаточное - придаточное степени (зависит от глагола зависит, отвечает на вопрос в какой степени?, присоединяется союзом что), 2-е  придаточное - придаточное местоименно-определительное ( зависит от местоимения тот, отвечает на вопрос кто?, присоединяется союзным словом для кого).

2. [Доброта — это язык], (на котором немые могут говорить) и (который глухие могут слушать.)

 [      ], (на котором  ... ) и (который …)

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с однородным  подчинением: оба придаточные -определительные они присоединяются союзным словом который. Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения.

3. (Что бы ни делал человек), [его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят], (если он не выполнил своего долга перед родителями).

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с двумя придаточными, с параллельным  подчинением: 1-е придаточное - придаточное уступительное (придаточное зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос: несмотря на что?, вопреки чему?, присоединяется союзным словом что); 2-е придаточное условия (зависит от главного и отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется союзом если).

 

Итак, какие виды подчинительной связи различаются в СПП с несколькими придаточными? (последовательное, однородное соподчинение и параллельное). (Слайд 6)

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

  1. Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений. Сформулируйте пунктуационное правило, которое отражено в схеме. (Слайд 7)

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1.            ,           ,         .

2.             и             .

3.           или          .

4.          , и        , и           .

 

5.          , но           .

6.          , а          .

(Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами

  • Посмотрите на следующий слайд. (Слайд 8) Что объединяет эти схемы?

( Все они с однородным подчинением)

  • Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением. ( Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения )

Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И.

Обратите внимание! (Слайд 9)

1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

Ср.: Шацкий видел, /1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу /2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях /3 (Паустовский). – Шацкий видел, /1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу /2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях /3.

2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении «и», или, либо), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

Составьте предложения, иллюстрирующие схемы 1,2,3,4: (Слайд 10)

Задание 1. (в тетради)

 Запишите предложение, в котором запятая перед И ставится? (Слайд 11), составьте его схему

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз    вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

Проверка (Слайд 12)

  1. Учитель: Часто встречаются конструкции, где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова.

Рассмотрим особенности пунктуации в таких предложениях. Спишите предложения, расставив в них знаки препинания, составьте схемы. (Слайд 13)

[Пущин вспоминал],(что , (когда он приехал навестить поэта), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду). (Слайд 14)

    [    ], (что , ( когда ),   ).

  [Пущин вспоминал], (что__ (когда он приехал навестить поэта), то Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

    [    ], (что_  ( когда ), то   ).

  • Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

                            ( В 1-ом есть запятая, а во 2-ом—нет)

  • Чем структурно предложения отличаются?

                            ( во 2-ом есть ТО)

  • Давайте попробуем убрать придаточное предложение.     

                               ( В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет)

  • Какой вывод мы сделаем? Сформулируйте правило постановки знаков препинания на стыке союзов.

 ( Если поле придаточного предложения есть слово То, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится)

(Слайд 15)

Правило: при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть сложного союза – то, так, но).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть сложного союза – то, так, но).

Задание 2. ( в тетради )

    Определите, в каком предложении допущена ошибка. (Слайд 16)

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что, ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

(Слайд 17)

А) Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение. (Л. Толстой).

Б) Держу пари, что если вы передадите это герцогу, то он останется здесь ещё на три дня (Лесков).

В) Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, то его оставляет ум и талант! (В.Г. Белинский)

  1. Молодцы, что ж сейчас я предлагаю выбрать 2 творческие группы, от каждого ряда по 2 человека: 1 группа составляет, условно назовем, схему: «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»; 2 -  составить алгоритм анализа СПП предложения с несколькими придаточными.

Остальная часть класса работает с текстом

 Ребята, а сейчас мы перейдём к работе с текстом. Задание 3.(на листочке)    

      Текст. (Слайд 18)

В своей книге я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить что следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Я не пытаюсь объяснить что такое добро и почему добрый человек внутренне красив... Если есть у человека великая цель то она должна проявляться во всём. Нельзя думать что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. (Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

       --Прочитайте текст

       --Определите тип текста.  ( Рассуждение )

       --Определите стиль речи. ( Публицистический)

       --Определите основную мысль.

       --Запишите 2 и 5 предложения, расставив знаки препинания, и

       сделайте схемы предложений, указав вид подчинения и типы придаточных предложений.

                                                (Схемы проверить у доски)

Группы представляют свои проекты. Учащиеся делают записи в тетрадях. (Слайд 19)

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

1)Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.

2)Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.

3)Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное – придаточное.

4) Постройте вертикальную схему сложного предложения и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).

5)Постройте горизонтальную схему и на этой основе расставьте знаки препинания.

  1. Заключение.  (Слайд 20)

Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.

Мы знаем, что особого внимания требуют предложения…

   (…где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова и предложения с однородным подчинением)

Давайте попробуем составить синквейн  на тему «Сложноподчинённые предложения» (Слайды 21-23)

Предложение.

Сложное, трудное, длинное.

Рассказывает, описывает, доказывает.

Служит для выражения сложных мыслей.

Речь.

Что ж оцените свою работу на уроке. Закончите свою мысль о сегодняшнем уроке СПП с несколькими придаточными .Сдайте оценочные листы.

 Сегодня на уроке хорошо работали      …….они получают отметку в журнал

  1. ДОМА ( Д/З)  (Слайд 24)

На «3»Упр. 453.

На «4» + составить схемы СПП предложенного текста,

На «5» + составить мини – диктант (5 – 8 предложений), используя в тексте СПП с несколькими придаточными.

                                                    

                                                                                                                     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку  в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «СПП с придаточными времени. Подготовка к ОГЭ»

Подробный конспект урока в 9 классе поможет учителю проверить знания своих учеников по теме  урока"СПП с придаточными времени", а также подготовит к успешной сдаче ОГЭ.Карта успеха ученика по ход...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «СПП с придаточным определительным»

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «СПП с придаточным определительным»...

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: "ССП с несколькими придаточными".

Цель: ознакомить обучающихся с классификацией сложноподчинённых              предложений с несколькими придаточными по виду подчинения:...