Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: "ССП с несколькими придаточными".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Пучкова Галина Анатолиевна

Цель:

  1.  ознакомить обучающихся с классификацией сложноподчинённых  
  2.             предложений с несколькими придаточными по виду подчинения:
  3.             последовательному, однородному, параллельному и 
  4.            комбинированному;
  5. формировать навыки грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций, умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными; расширять и  предметную компетенцию обучающихся;
  6. способствовать воспитанию самостоятельной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attest._urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок русского языка в 9 классе

Тема: ССП с несколькими придаточными

Цель: ознакомить обучающихся с классификацией сложноподчинённых  

            предложений с несколькими придаточными по виду подчинения:

            последовательному, однородному, параллельному и 

           комбинированному;

формировать навыки грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций, умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными; расширять и  предметную компетенцию обучающихся;

способствовать воспитанию самостоятельной личности.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока.

    I.            Организационный этап.

    II.            Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Схематический диктант.

Задание. Учитель читает предложения. Обучающиеся, не записывая предложений, рисуют их схемы (на доске и в тетрадях), определяют вид придаточных в СПП.

  1. Да, есть слова, что жгут как пламя. (А. Т. Твардовский)
  2. Никто не знает, где и с чего начинается Урал.
  3. Лишь только стемнело, все вдруг стихло.
  4. Чтобы не заблудиться, я вернулся на тропинку.
  5. Ночь была светла, хотя луны не было.
  6. Речка так сверкает, что глазам больно.

Ключ:

  1.  [], ( ) опр.
  2. [], ( ) изъясн.
  3. ( ), [] обст. времени
  4. ( ), [] обст. цели
  5. [], ( ) обст. уступки.
  6. [], ( ) обст. степени.

        ІІІ. Определение темы и целей урока.

-         Как вы думаете, могут ли сложноподчинённые предложения  содержать два и более придаточных?

-         Как можно назвать такие предложения?

-         Чему, по вашему мнению, должны научиться на уроке?

Слово учителя. Два и более придаточных в сложноподчинённом предложении по-разному соотносятся друг с другом. Существуют четыре основних типа соотношения, с которыми вы познакомитесь сегодня на уроке.

Объяснение учителя.

(Обучающиеся составляют тезисы.)

- На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносимы друг с другом, выделяют четыре типа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное предложение относится к главному предложению, второе – к первому придаточному, третье – ко второму придаточному и т. д. Таким образом, каждая из придаточных частей является придаточной по отношению к придыдущей и (одновременно) главной по отношению к последующей.

   Например. Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (К. Г. Паустовский).

  1. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные части относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.

Например. В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства(В. М. Чернов).

  1. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложеня или одна часть ко всему главному, а другая – к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например. Из мира, который назывался детской, дверь ведёт в     пространство, где обедают и пьют чай (А. П. Чехов).

  1. Существуют  также СПП с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

     Например. Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда поедет гость (Н. В. Гоголь). Это сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока.

  1. Обобщение, систематизация знаний и умений обучающихся.
  2. Практическая работа с языковым материалом.

Задание№1.  Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. Установите вид придаточной части и тип подчинения.

  1. В уставшем от зимней тяготы лесукогда ещ.. не распустились проснувшиеся почки когда горес.. ные пни зимней порубки ещ.. не дали поросль но уже плачут когда мёртвые бурые листьялежат пластом когда голые ветки ещ.. не ш..лестят а лишь потихоньку трогают друг друга – неожида(н, нн)о донёсся запах подснежника (Г. Н. Троепольский). 2. В Мещ..рском крае можно увидеть сосновые боры где так торжестве(н, нн)о и тихо что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти на километр (К. Г. Паустовский). 3. Взглянеш.. на бледно(?)з..лёноеусыпа(н,нн)ое звёздами небо на котором н.. облачка н.. пятна и поймёш(?) почему тёплый воздух недвижим (А. П. Чехов).

Задание №2. Запишите текст. Определите виды придаточных в сложноподчинённых предложениях из «Охранной грамоты» Б. Л. Пастернака, укажите средства синтаксической связи между главным и придаточными предложениями. Сколько видов придаточных вы обнаружили в приведённых сложноподчинённых предложениях?

  1. Вдруг публика начинала прибывать ровным потоком, точно город очищали неприятелю. 2. Неудивительно, что в симфонии я встретил завидно счастливую ровесницу. 3. Это шаг, который при всяких обстоятельствах показался бы мне навязчивым, в настоящем случае вырастал в моих глазах до какого-то кощунства. 4. Я оценил тогда, как вышколены у нас лицевые мышцы. 5. С перехваченной от волнения глоткой я мямлил что-то отсохшим языком и запивал свои ответы частыми глотками чаю, чтобы не задохнуться или не сплоховать как-нибудь ещё. 6. Тревога улеглась, когда, перейдя в залу, я оказался у рояля. 7. Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. 8. А тем временем, как он говорил, я думал о происшедшем. 9. Моё сообщение, как бы я его не повёл, никакого смысла, кроме радостнейшего, иметь не могло.  10. Как ни возбуждала весть, которую я нёс домашним, на душе у меня было неспокойно.
  2. Практическая работа: преобразование предложений.

Задание. Спишите данные предложения, вставляя, где необходимо, между однородными придаточными союз и.Удалите, где это уместно, подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте запятые.

  1. Я постепенно стал удаляться в глубину леса где густая тень где реже трава где больше под ногами чёрной земли ( В. А. Солоухин). 2. Сейчас ему кажется что он заново рождается с новым светающим днём что он помогает созданию этого нового дня(А. де Сент-Экзюпери). 3. Легче было представить что утро не наступит никогда что все они никогда не покинут этот дом что вечно будет полыхать пламя в камине что никогда не оплавятся до основания стройные свечи в старинных канделябрах (М. А. Юденич). 4. Солнечный воздух сбегает по лучу с крыши прохладного старинного дома и снова бежит вверх туда где повис чугунный балкон на нежилой высоте где крутая крыша где какая-то нежная решёточка воздвигнутая прямо в утреннем небе (Т. Н. Толстая).

Словарная работа.

Анафора – повтор слова в начале нескольких строчек. Лексический повтор служит для расстановки смысловых акцентов, является средством привлечения внимания к определённым словам в тексте. Анафора служит для выделения в тексте повторяющихся слов, словосочетаний в начале предложений и абзацев. Повтор может быть звуковым, лексическим, синтаксическим; служит для выделения повторяемых частей текста, придаёт речи выразительность.

  1. Практическая работа: конструирование сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

Задание. Составьте и запишите предложения по указанным схемам.

Запись на доске.

  1. [ ], (где), (который).
  2. (когда), [ ], (куда).
  3. [ ], (как) и (как).
  4. [ ] и [ ],(когда).
  5. [ ], (чт(если), ).
  6. «Готовимся к ГИА»: практическая работа с текстом.

Задание. Прочитайте текст. Определите его стиль, обоснуйте своё суждение.

    У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

    Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но, когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков, что жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившись из земли, ключик без пользы уже не течёт. Но кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых реках.

(По В. М. Пескову)

  • Выпишите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
  • Определите вид подчинения придаточных частей.
  • Определите тему и озаглавьте текст. Чему соответствует текст – теме или основной мысли.
  1. Работа с упражнениями учебника.
  2. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Выполнение интерактивного упражнения «Закончи высказывание…»

  • Чтобы в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными найти главную часть, … .
  • Чтобы правильно выделить запятыми придаточные  части, … .
  • Особенность постановки знаков препинания в предложении с однородными придаточными состоит в том … .
  • В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными при стечении союзов запятую между этими союзами ставят, если … .

Оценки по уроку с комментированием.

  1. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал учебника.

Выполнить упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...