Главные вкладки

    План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
    презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

    Верещака

    Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

    Тип урока: урок сообщения новых знаний.

    Цели урока:

    1. Образовательная
    • Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
    • Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
    • Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
    1. Развивающая
    • Развивать устную речь учащихся.
    • Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
    1. Воспитательная
    • Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
    • Воспитывать любовь к родному языку, культуре.

    Оборудование урока:

    • ПК;
    • интерактивная доска;
    • презентация.

    Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.  Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010

    Раздаточный материал: учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.  Русский язык. 8 класс., предложения с обращениями из сказки Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», текст лингвистической задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon scenariy_uroka.doc318 КБ
    Microsoft Office document icon klaster.doc302 КБ
    Microsoft Office document icon rabochiy_list_obrashchenie.doc478.5 КБ
    Файл prezentaciya_k_uroku_obrashchenie.part1_.rar1.39 МБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект открытого урока  русского языка в 8 классе

    Учителя русского языка и литературы

    Верещака Екатерины Евгеньевны

    Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

    Тип урока: урок сообщения новых знаний.

    Цели урока:

    Образовательная

    Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.

    Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

    Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

    Развивающая

    Развивать устную речь учащихся.

    Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

    Воспитательная

    Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

    Воспитывать любовь к родному языку, культуре.

    Оборудование урока:

    ПК;

    интерактивная доска;

    презентация.

    Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.  Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010

    Раздаточный материал: учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.  Русский язык. 8 класс., предложения с обращениями из сказки Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», текст лингвистической задачи.

    Дата проведения урока: 27 марта 2012 г.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

    Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Евгеньевна. Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Двадцать седьмое марта – Всемирный театра. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это ещё и праздник миллионов зрителей. Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов. А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.

    Работа с текстом

    (1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…

    Л.А. Филатов

    Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?

    Определить основную мысль текста.

    Обратимся к этому тексту

    Назовите номер предложения с однородными членами (знаки препинания расставлены).

    Укажите, чем осложнено первое предложение?

    Определение темы и целей урока.

    Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока. «Обращение и знаки препинания при нём». Нам сегодня с вами нужно многое успеть. Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться легко находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания. А поможет нам в этом текст современной сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

    III. Актуализация опорных знаний. Объяснение нового. Закрепление.

    Словарная работа.

    Учитель: мы  будем составлять кластер к определению обращения. Вы знаете, что это такое? А что же значит это слово «кластер»?

    Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина.

    Работа с информационным кластером

    Учитель: Наша задача вспомнить, объяснить и сделать выводы, заполняя  кластер.

    Учитель: Давайте вспомним, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.) 

    Учитель: (слайд 10) Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Федот» в каждом из них.

    Федот работы не боится.

    (слайд 11) Федот – является главным членом предложения, подлежащим.

    С возвращением, Федот!

    Учитель: В данном предложении имя Федот не является членом, т.к. это обращение.

    Учитель: Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. (С возвращением, дорогой Федот!). Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения.

    Учитель: Как на письме выделяется обращение? (Запятой или восклицательным знаком.) 

    Учитель: (слайд 20) СКАЗАТЬ ОБ УЧЕБНИКЕ!!!

    С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 55, стр. 167) (со звательной интонацией).

    Исторический комментарий (слайд 21)

    Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.

     Учитель: В каком падеже стоит обращение в записанных вами предложениях? (И.п.)

            Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи? В тексте Л.Филатова встречаются такие предложения. (Слайд)

    Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите  получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.

    Учитель: давайте вспомним правила постановки знаков препинания при обращении.

    1.Всегда выделяются запятыми

    (вместе с зависимыми словами)

    Ты, душа моя, не спорь!

    Между двумя обращениями, соединенными союзами И,

     ДА (=И), запятая не ставится.

    Ну-ка быстро за работу,

     Фрол Фомич и Тит Кузьмич!

    3. В начале предложения обращение отделяется восклицательным знаком, если произносится с сильным чувством.

    Нянька! Вон из дома прочь!

    Учитель: расставим знаки препинания в предложениях из текста. (слайд )

    На тебя моя душа

    Век глядел был не дыша…

    Бабка Полно не греши,

    Убери свои гроши!

    Ну-ка станьте предо мною

    Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..

    Учитель: (слайд 23) Итак, мы выявили следующие признаки обращения:

     

    Учитель: Давайте вместе вспомним «волшебное» правило.(слайд 24) (физминутка)

    Всем нам при общении

     Поможет обращение.

     К людям, звёздам или птицам

     Можно смело обратиться.

     Только, друг, не забывай:

     Запятые расставляй.

    Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.

    Работа с видеотекстом.

    Учитель: Посмотрите фрагмент м/ф, внимательно вслушивайтесь в диалог героев. Ваша задача выписать предложения с обращениями. (Предложения выписывают учащиеся, выходя к доске; к первому предложению учитель строит схему к предложению с обращением, показывая все остальные, после учащиеся).

    Не твори, Федот, разбой!

    Вот тебе моя, папаша, политическая месть!

    Что вы, братцы, я ж за вас потерял в атаке глаз!

    Закрепление темы по вариантам.

    Учитель: Заполните таблицу.

    Взаимопроверка:

    Предложения с обращениями

    Его состав

    Где стоит?

    Знаки препинания

    Схема

    I вариант

    Я твоё, Марусь, меню

    Исключительно ценю!

    Нераспр.

    В середине предложения 

    ,

    […, О,..]! 

    Что молчишь, мил-друг Федот,

    Как воды набравши в рот!

    Распростр.

    В середине предложения 

    ,

    […, О,...]! 

    II вариант

    А теперь, честной народ,

    Вынь-ка лица из бород!

    Распростр.

    В середине предложения 

    ,

    […, О,..] ! 

    Сколь, папаша, ты не ной -Право выбора за мной.

    Нераспр.

    В середине предложения

    ,

    […, О,..] . 

    Итог урока.

    Учитель: Итак, подведем итоги урока. Посмотрите еще раз на информационный кластер (ответы учащихся).

    Выставление и комментарий отметок.

    Рефлексия.

    Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на нашу общую классную тетрадь. В ней написана тема, но не хватает вашей оценки уроку. «!» - вам всё понятно, урок понравился. «?» - есть вопросы, что-то осталось непонятным. «…» - нет никаких эмоций.

    Домашнее задание.

    Учитель: Ребята, на каникулах в кругу семьи прочитайте сказку Л.А.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и выпишите 5 предложений с обращениями, составить к ним схемы.

    Параграф 55 (стр. 166 – 168)

    Творческое задание. Написать ответное слово Л.А. Филатову (по желанию)

    Заключительное слово учителя.

    Ребята, я была рада, что сегодня этот урок мы провели вместе, успехов вам в учебе. (слайд 39)



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Фамилия, имя__________________________

    Двадцать седьмое марта.

    Тема:________________________________________

    Работа с текстом

    (1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…

    Л.А. Филатов

    Определите основную мысль текста.

    Назовите номер предложения с однородными членами (знаки препинания расставлены)

    Укажите, чем осложнено первое предложение?

    Работа с информационным кластером. Делая выводы, заполняй.

                    Кластер  (англ.) – модель, схема свойств определённого термина.

    Сравним предложения:

    Федот работы не боится. 

    С возвращением, Федот!

    __________________________________

    Работа с текстами произведения Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Расставьте знаки препинания в предложениях из текста

    На тебя моя душа

    Век глядел был не дыша…

    Бабка Полно не греши,

    Убери свои гроши!

    Ну-ка станьте предо мною

    Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..

    «Волшебное» правило

    Всем нам при общении

    Поможет обращение.

    К людям, звёздам или птицам

    Можно смело обратиться.

    Только, друг, не забывай:

    Запятые расставляй.

    Работа с видеотекстом.

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    ________________________________________________________

    Заполните таблицу, согласно своему варианту, расставив знаки препинания в данных предложениях.

    Предложения с обращениями

    Его состав

    Где стоит?

    Знаки препинания

    Схема

    Образец:

    Эй, фольклорный элемент,

    У меня есть документ!

    Распространённое

    В конце предложения

    ,

    […, О, …]!

    I вариант 

    Я твоё Марусь меню 

    Исключительно ценю!

    Что молчишь мил-друг Федот

    Как воды набравши в рот!

    II вариант 

    А теперь честной народ

    Вынь-ка лица из бород! 

    Сколь папаша ты не ной -

    Право выбора за мной.

                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

    Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

    Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

    Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

    Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"

    В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

    Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....

    План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

    План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

    Открытый урок в 8 классе по теме "Знаки препинания в русском синтаксисе (в соответствии с законом тождества и равенства в логике и алгебре)"

    Ситуация тождества в математике будет соответствовать ситуации тождества в русском языке. Мы прибегаем  к определённой степени абстрагирования. Мы должны подняться над ситуацией и описать её. Так...