Главные вкладки

    План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Валеева Дамира Мидхатовна

    План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения.   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО

     (из опыта работы учителя  МБОУ«Ныртинскаая средняя школа» Кукморского муниципального района  Республика Татарстан Валеевой Д.М.)

    Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)

    Цель урока: отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умение правильно знаки  препинания при однородных членах, закрепить умения составлять схемы предложений с обобщенными словами, воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе  (слайд № 2)

    Методические приемы: самостоятельная работа, пояснения учителя, тренировочные упражнения.

    Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, бланки ответов.

    В классе 3 группы: 3 группы по 4 человека.

     

     На уроке были применены МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА и следующие структуры МИКС ПЭА ШЭА,  РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУПП,  КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН.

    Ход  урока

    1. Организационный момент.   Здравствуйте, ребята!

    Менеджмент.  Приветствие.

    Орфографическая  разминка (слайд № 3)

    1. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

    отп…рать

    отб…рать

    зап…реть

    расст…лить

    бл…стать

    1. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

    прил…гательное

    р…стовщик

    утв…рь

    прил…жение

    ур…внение

    1. Актуализация опорных знаний.  МИКС ПЭА ШЭА.  Под музыку смешиваемся

    Образуем пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов)(слайд № 4)

    Вопросы для пар: Подбираем обобщающее слово для слов каждого ряда:

    1. И, да, ни-ни, не только…, но и …, как…, так и … - соединительные союзы.
    2. Подлежащее, сказуемое – главные члены предложения.
    3. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения.

    Подбираем к обобщающим словам по несколько слов с более узким значением и образуем пары по количеству ответов МИКС ФРИЗ ГРУПП (Под музыку ученики перемешиваются в группе. После остановки музыки замирают. Учитель задает вопросы. Ученики формируют группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос)

    1. Виды сказуемых – простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.(3)
    2. Виды сочинительных союзов – соединительные, разделительные, противительные.(3)
    3. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (время): определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные – Образуем пары по количеству ответов –(4) 

    Учащиеся встают по 4 и садятся за парты, образуя партнеров по лицу и партнеров по плечу). Инструментом для управления групп является МЕНЕДЖМЕНТ. (Партнеры приветствуют друг друга).

    1. Пунктуационная разминка (устная) 

    Повторение постановки знаков препинания при однородных членах.

    ( слайд № 5)

    Расставьте знаки препинания, объясните их   постановку.                      

      1. Легкий ветерок то просыпался то утихал.

      2. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.

      3. И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпа…ый аул.

      4. Лес не школа да всех учит.

      5. У самого родника р…сли не только дубы но и ели.

      6. У Сибири есть много особенностей как в пр…роде так и в людских нравах.

    Повторение правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при  однородных членах.

    ( комментируем примерами) (слайд № 6)

    1. Работа в тетрадях. Записываем число, тему.

    Выполнение задания по слайду (слайд №7),

    - Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.

    1.   В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

    2.  Всюду и вокруг и над головой была вода.

    3.  На крышах домов  на деревьях  на скамейках аллеи  везде была изморозь.

     Взаимопроверка по слайду № 8.

    1. [⦿:○,○,○,○].

    2. [⦿: и○, и○- ...].

    3. [○,○,○ - ⦿].

    1. Закрепление основного правила постановки знаков препинания: двоеточия, тире, двоеточия и тире в предложении.
    1. Используя структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА (слайд № 9), выписываем те предложения, которые соответствуют схемам под вашими номерами по МЕНЕДЖМЕНТУ.  ( слайд № 11)
    2.  Используем структуру КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН, т.е. проверяем и обсуждаем выполненные задания. ( слайд № 12)
    3. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия (слайд № 13, 14)

     

    1. Из предложения В лесу  легко дышится  взять обстоятельство места;

    2. Добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;

    3. Добавить подлежащее предложения  Всё вдруг изменилось в ней.

    Получилось выражение «В лесу поражает всё:  …».

    Задание: Используя это выражение, составьте предложение с обобщающим словом по иллюстрации 14 слайда.

    1. Физкультминутка. Давайте отдохнём, вспомним лес летом. Я приглашаю вас на прогулку. (Включается файл аудио/видеофильм «Прогулка»)
    1. Перестройте предложения так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Расставьте знаки препинания. ( слайд № 15)  (Включается музыка)
    2. Какие слова могут стоять после обобщающих слов перед однородными членами и после них в книжной речи? Как ставятся знаки препинания в этом случае?  Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, укажите на их особенности. (слайд № 16)
    1. Некоторые виды рыб, а именно: карпы, лещи, сазаны -  легко разводятся в прудах.
    2. Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени.
    1. Слово учителя: За окном зимний день. Сколько раз мы наблюдали падающий снег! Как знакома нам ситуация: мы в тёплой, уютной комнате, у окошка: смотрим,  как за стёклами пролетают мимо или тихо падают снежинки. Снег идёт…

        Так же, как мы, стоял у окна поэт Б. Пастернак и появились строчки: (знаки препинания на слайде не расставлены)

    Снег идёт,  снег идёт,

    Снег идёт, и всё в смятеньи:

    Убелённый пешеход,

    Удивлённые растенья,

    Перекрёстка поворот.

                             ( Б. Пастернак )

    (читаем стихотворение) ( cлайд № 17)

    Выполняем задание.

    - Какой эффект создаёт обобщающее слово при однородных членах в этом стихотворении?

    - Обобщает смысл, усиливает значение следствия,  результата процесса (снег идёт), выраженного рефреном стихотворения «Снег идёт…». Обобщающее слово может быть средством выразительности в поэтической речи.

    1. Проанализировать предложения (слайд № 18)

    Уметь отличать простые предложения с обобщающим словом от простых предложений с составным именным сказуемым.

    1. Обобщение знаний.  ( слайд № 20)        

    Обобщающие слова – это __________________________

    Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и __

    Обобщающие слова в предложении могут стоять _________

    Тире ставится, если __________________________________

    Двоеточие ставится, если _______________________________

    Двоеточие и тире ставится, если ____________________

    1. Домашнее задание. Упр. 290-291 (слайд № 21)
    2. Оценивание учеников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"

    полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...

    План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

    Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

    Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

    Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

    План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

    Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

    План-конспект урока по английскому языку 3 класс Тема: использование have/has got в теме “Domestic animals”

    Задачи:Формировать навыки устной речи на основе изученной лексики и речевых образцов: have/has got, What pet have you got? / Do you have a pet?;Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся...