План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Галина Васильевна Коновалова

полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt3.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема: «Соединительные О и Е в сложных словах»

ФИО (полностью)

Коновалова Галина Васильевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79 городского округа Тольятти

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

6 «Б»

Тема и номер урока в теме

Соединительные О и Е в сложных словах (Урок №1)

Базовый учебник

Русский язык, 6 класс /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова  др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2010.  

  1. Цель  урока: познакомить учащихся с новой темой, со способами образования сложных слов, и условиями выбора соединительных гласных О и Е.

   9. Задачи:

- образовательные:  повторить способы образования слов в русском   языке на примере гласных о и е.

- воспитательные: способствовать  воспитанию у учащихся чувства    позитивной оценки и самооценки.

- развивающие: развивать речь учащихся, используя тексты из художественной литературы.

  1.  Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
  2.  Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная, работа в парах, элементы исследовательской деятельности.
  3.  Необходимое техническое оборудование: оценочный лист, карточки для самостоятельной работы по новой теме, интерактивная доска, учебник, толковые словари, магнитофон и музыкальная запись.
  4.  Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых СОТ



Деятельность учителя



Деятельность ученика


Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Вопросы проблемного характера,

Использование интерактивной доски, элементы фольклора, вопросы исследовательского характера

Учитель проводит фронтальную работу с классом  

(вопросы на повторение пройденного материала).

Учитель проводит творческий диктант с заданиями, организует проверку с помощью сигнальных карточек.

Учитель загадывает загадки, задает вопросы исследовательского характера

Участвуют в устной работе, отвечают на поставленные вопросы.

Работают с текстом диктанта, выполняют задания к нему.

Проверяют работу с помощью сигнальных карточек.

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя.

8

3

Постановка темы, цели, задач урока.

Вопросы исследовательского характера. Мозговой штурм

Учитель начинает беседу с вопросов исследовательского характера  по  теме урока.

Учитель вместе с учениками определяет тему и цель урока. Знакомит с  планом урока.

Отвечают на вопросы учителя, предлагают свои варианты. Учащиеся на основе полученных сведениях формулируют тему урока, задач урока.

Записывают тему урока в тетрадь

3

4

Изучение нового материала

Развитие самостоятельной деятельности в поисковом режиме

Задает вопросы поискового характера.

Учащиеся отвечают, обосновывают, пробуют формулировать правило

3

5

Детальное изучение нового материала

Работа с интерактивной доской.

Историческая справка.

Учитель знакомит учащихся с правилом, показывает и объясняет, организует работу с учебником, организует работу с интерактивной доской.

Учащиеся участвуют во фронтальной беседе.

Делают записи в тетрадь

Выполняют упражнение  в тетради самостоятельно, проверяют, исправляют ошибки.

6

6

Детальное изучение нового материала и выполнение заданий

Работа с интерактивной доской. Чтение стихотворения. Обучение в сотрудничестве (работа в группах).

Анализ и самоанализ работы.

Учитель проводит фронтальную работу.  Читает стихотворение. Голосом выделяет сложные слова. Организует работу учащихся по тексту стихотворения фронтально, а затем в группах. Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой группе. Выслушивает отчет каждой группы о проделанной работе, оценивает работу группы.

Учащиеся внимательно прослушивают стихотворение, выполняют задания фронтально, а затем в группах.

Записывают выполнение заданий в тетради. Проверяют задания

Отчитываются перед учителем о проделанной работе.

10

7

Физкультминутка

Здоровье- сберегающие технологии, музыкальное сопровождение.

Говорит и показывает учащимся упражнения под музыку.

Выполняют упражнения

2

8

Самостоятельная работа по карточкам.

Взаимоконтроль.

Раздает задание, объясняет правила работы.

Предлагает детям обменяться каточками, и проверить работу, затем предлагает  сравнить с ответами, которые даны на доске.

Учащиеся выполняют задания на карточках,

меняются ими с соседом по парте. Проверяют задание, и сверяют с ответами на доске, выставляют друг другу  оценку. Выполняют работу над ошибками.

7

9

Подведение итогов урока

  1. Беседа, вопросы, рефлексия

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.  

Организует беседу. Проводит рефлексия. Предлагает провести самооценку каждому ученику. Задает вопросы для анализа урока.

Благодарит за активную работу на уроке.

Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

2

10

Домашнее задание

Технология развития критического мышления

Задает домашнее задание, используя прием развития критического мышления синквейн

Учащиеся записывают домашнее задание

2

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников.

2. Вводная беседа. Актуализация  опорных знаний.

Учитель объявляет тему и цель урока и говорит о том, что сегодня будет работа на интерактивной доске, в группах. А начинается урок традиционно с повторения пройденного материала.

Учитель задает вопросы на повторение пройденного материала:

  1. Как проверить безударную гласную в корне слова?
  2. Приведите примеры.
  3. Как пишутся предлоги со словами?
  4. Приведите примеры.
  5. Когда в глаголах пишется – тся, а когда – ться?
  6. Приведите примеры.
  7. Когда в именах прилагательных пишется одна Н, а когда НН?
  8. Приведите примеры.

После беседы учитель предлагает выполнить творческий диктант и задания к нему, которые представлены на интерактивной доске.

Задания к диктанту:

  1. Закончить предложения, вставить пропущенные орфограммы.
  2. Объяснить правописание орфограмм.
  3. Вставить недостающие знаки препинания.
  4. Объяснить постановку знаков препинания.
  5. К какому стилю относится текст?
  6. К какому типу относится текст?

Творческий диктант.

Осенний туманный день.

Лес ст.ит со..ый хмурый. В небе слыш.т.ся журавлиный ……Это журавли ул.тают (за) синие м.ря в дальние… За ними пот.нулись ути.ые и гуси.ые… Ул.тели птицы. В х.лодном л.су наступила … Муравьи.ые д.ма накрыты л.дя.ыми куполами которые бл.стят как ….Их выстр.ил утре..ий мороз  после того как н.чной дождик омыл верхний слой муравейника.

  1. Первый учащийся читает текст и вставляет пропущенные слова.
  2. Второй учащийся выходит к интерактивной доске и вставляет пропущенные орфограммы, применив  правила, которыми он руководствовался. При проверке учащиеся формулирую  правило правописания
  3. Третий ученик объясняет постановку знаков препинания.
  4. Четвертый определяет стиль и тип текста.

Проверка классом  осуществляется с помощью сигнальных карточек  красного и зеленого цвета; зеленый цвет – верный ответ, красный цвет – неверный ответ. После работы над творческим диктантом учитель выставляет оценки.

        Подготовка к восприятию темы.

Задание: отгадать загадки

На правильную отгадку, на интерактивной доске появляется ответ с изображением самолета, парохода, пешехода.

  1. Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)
  2.  По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)  
  3. Каждый день выходит утром
    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

Действие учителя: учитель задает вопросы исследовательского характера:

- Что общего в этих словах?
- Предположите, как могут называться такие слова?

3. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока «Соединительные гласные о и е в сложных словах».

Учитель задает вопросы исследовательского характера:

1.Какова же тема нашего урока?

2. Это новый для нас материал?

А теперь, опираясь на тему урока, сформулируем  его цели.

Дети совместно с педагогом формулируют цель урока.
Дети и педагог  выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е. Остаётся выяснить, когда же пишется О, а когда Е.

В ходе урока учитель  познакомит с правилом, дети выполнят практическую работу, в конце которой будут сделаны выводы.

4. Изучение нового материала.

Учитель предлагает детям понаблюдать, чем же связываются корни в сложных словах, задает вопросы поискового характера:

  1. Как вы думаете, чем связываются корни в сложных словах?
  2. Какое правило мы с вами можем вывести из наших наблюдений?

Дети говорят ответ, обосновывают. Пробуют сформулировать правило.

5.Детальное изучение нового материала

Учитель предлагает прочитать правило в учебнике (стр. 70 -71, орфограмма №30) о написании соединительных гласных О и Е при сложении основ, и соотнесем правильно ли мы сделали вывод:

Если первая основа сложения оканчивается на твёрдый согласный, то пишется соединительная гласная о. (Пивовар, пароход)

Если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, шипящий и ц, будем писать  соединительную гласную е. (Пешеход, мореплаватель, птицефабрика)

(На интерактивной доске представлена историческая справка)

Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV  в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.

Слова с соединительными гласными о – е – это существительные, прилагательные (кровеносный, камнерезный), среди глаголов способа сложения не наблюдается. В фонетическом отношении для соединительных гласных о – е характерна безударность. В сложных словах ударение наблюдается на корневых морфемах: водопровод, нефтепровод, морозоустойчивый, машиностроение).

Работа по  учебнику (Упражнение №168)

6. Детальное изучение нового материала и выполнение задания.

Работа  с интерактивной доской.

Учитель выразительно читает стихотворение, выделяя голосом слова с соединительными гласными.

Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.

А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.

Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»

Задание:

  1. Найти  в тексте сложные слова, и выделить в них корни.
  2. Обратить внимание на какую согласную оканчивается корень (твердую или мягкую)
  3. Работа в группах: определение по Толковому словарю Ожегова лексического значения слов (самолет, паровоз, пароход, кашевар, сталевар, коневод, мореход).

Учитель выслушивает отчет каждой группы о проделанной работе, оценивает работу детей в группах.

7. Физкультминутка. (музыка А. Усачева «Сказочная Русь»)

Учитель говорит и показывает учащимся упражнения.

(Упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и «умного» тела).

Быстро встали, улыбнулись.                                                                                        Выше – выше потянулись.                                                                                              Ну-ка, плечи распрямите,                                                                                 Поднимите, опустите.                                                                                              Вправо, влево повернитесь,                                                                                            Рук коленями коснитесь.                                                                                            Сели, встали. Сели, встали.                                                                                               И на месте побежали.    

  1. Самостоятельная работа по карточкам

Пар…ходство

о

Растен…водство

е

Олен…водство

е

Басн…писец

о

Власт…любие

о

Кон...водство

е

Песн...пение

о

Прав...писание

о

Вод…пой

о

Язык...знание

о

Стал...вар

е

Гряз…лечение

е

Хлеб...резка

о

Газон...косилка

о

Птиц...лов

е

Пеш…ход

е

Выполнив самостоятельную работу, дети обмениваются карточками, делают взаимопроверку. Учитель открывает рабочую доску, где даны правильные ответы. Дети сравнивают полученные результаты, отчитываются о проделанной работе, выставляют друг другу оценку. Выполняют работу над ошибками.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.   Рефлексия.  Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Учитель говорит о том, что сегодня выучили правило «Соединительные гласные  О и Е в сложных словах», проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!

Учитель организовывает беседу по следующим вопросам:

  - А нужен был сегодняшний урок?  

 - Что у вас  получилось на уроке?

 -  Что вам в этом помогло?

 - Удалось ли решить поставленную задачу?

 - Что нужно сделать ещё?

  Учитель раздает вопросники на рефлексию. 

- Кто из одноклассников удивил, порадовал?

- Какое из заданий выполняли с интересом?

- Понравилось ли работать в группе и почему?

- Где можно применить новые знания?

Учитель делает вывод о том, что дети замечательно потрудились, каждый из присутствующих поработал  в полную силу. Педагог предлагает провести самооценку каждому ученику, аргументируя свой ответ («Я считаю, что…»).

Педагог задает вопросы для анализа урока?

 -Если б нужно было передать ваше  внутреннее состояние вы цветовой гамме, каким цветом вы раскрасили бы наш урок?  

– Вы получили удовлетворение от урока? Как вы оцените своё состояние?

Учитель благодарит  учеников за работу на уроке, объясняет лексическое значение слова благодарность. Благодарить – дарить благо, добро.  И отмечает важность соединительных гласных в сложных словах. Предлагает детям делать добро, и дарить благо друг другу!

10. Домашнее задание.  

П. 30. Упр. №169.

 Составить синквейн по теме «Сложные слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...