Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;

Обогащать словарный запас учащихся. Совершенствовать орфографические и умения.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме:

"Правописание приставок пре- и при-"

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 
Задачи урока: 
Образовательные:

Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

Повторить морфемный разбор слов;

Развить умение формулировать определение понятий;

Обогащать словарный запас учащихся;

Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

Осуществление системно-деятельностного подхода;

Развитие внимания;

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

Воспитание ценностного отношения к слову;

Развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 
Личностные:

Уважительное отношение к родному языку;

Стремление к речевому самосовершенствованию;

Пополнение словарного запаса;

Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
 Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные: 
 Развитие творческой самостоятельности; 

 Владение разными видами речевой деятельности; 
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
Проведение морфемного анализа слов. 
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма 
Тип урока: "открытие" новых знаний 
Технология: естественного обучения

Ход урока:

Организационный момент (Создание положительного настроя).

Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем и работать начинаем.

Дети садятся, открывают тетради. Учитель пишет число на доске

Актуализация

Проверка домашнего задания УЧ. П.36  УПР.185

Определение темы и цели урока

На доске записаны слова:

Пр..добрый, пр..иехать, пр..брежный, пр..открыть ,  пр..мудрый.

В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее.

Назовите тему нашего урока. (Правописание приставок пре и при).

Какие цели мы поставим перед собой?  (научиться правильно писать слова с такими приставками)

Вступительное слово учителя.

Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.

Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.

К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.

К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.

Эта группа самая маленькая, но самая трудная. Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам .

Изучение темы урока
Что может означать приставка ПРИ-?

1.Первое значение приставки ПРИ-
Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-. Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами.

А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова).

вы правы, если ответили так: приблизился.
С какой приставкой написаны все эти слова? Это легко заметить – с приставкой ПРИ-.
Вот мы и сделали первое наблюдение.

Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ

Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил. Второе значение приставки ПРИ-

2. Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы.
Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.

В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка ПРИ-

В) Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.
Присоединить: при помощи верёвки;
с помощью молотка и гвоздей;
с помощью иглы и нитки;
с помощью клея;
с помощью винтов и шурупов.

Присоединяются некоторые предметы к чему-либо не обязательно с помощью клея и верёвки. Всё, что движется, стремится к какой-то цели и в конце концов достигает её, соединяется с ней

Запись примеров: самолёт приземлился;
лодка причалила;
корабль пришвартовался;
космический корабль прилунился.

Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ-

Прикоснуться, прижался

 Закрепление.
Итак, вы узнали о двух значениях приставки ПРИ-, приближение, присоединение.. проверьте вашу память. Запишите по памяти два слова со значением приближения и два слова со значением присоединения.

3.Третье значение приставки ПРИ-

Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их.
Край при море – приморье;
Канава при дороге – придорожная;
Огород при усадьбе – приусадебный;
Посёлок при городе - пригородный

Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли:

ПРИ- обозначает нахождение около чего-то

Закрепление. Выборочный диктант:

https://urok.1sept.ru/articles/524690/img1.gif

Приокский, прилетел, прилепил, приполз, привинтить, прибрежный,

4.Четвёртое значение приставки ПРИ-.

А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли

Б) Делаем вывод:

Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ-

Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ-:
Немного поднял – 
приподнял,
Немного хромает – 
прихрамывает,
Ненадолго остановился – 
приостановился,
Ненадолго лёг – 
прилёг,
Ненадолго сел - 
присел

IV. Обобщение

У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно прикрепить на доске.

На доске:

https://urok.1sept.ru/articles/524690/img2.gif

Пришёл

Приполз

Прискакал

Пришил

Приклеил

Привязал

Прикусил

Прилёг

Пригорел

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

Что может означать приставка ПРЕ-?

1. Первое значение приставки ПРЕ-

  1. Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности».

Но раз есть такая опасность, давайте её изучим.

Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:

очень добрый – предобрый;
очень скверный –
очень гадкий –
очень хорошенький –
очень маленький –

и вы увидите сами:

Приставка ПРЕ- - значит «очень»

  1. Индивидуальная работа. Карточки для закрепления.
    Вставьте в текст пропущенные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Карточка 1:
Погода была ужасная.
Принцесса была …красная (Р. Сеф)

Карточка 2:
Городничий между тем
Наказал ..строго всем,
Чтоб коней не покупали… (П. Ершов)

Карточка 3:
…длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать (И. Крымов)

Карточка 4:
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле …скакал. (К. Чуковский)

2. Второе значение приставки ПРЕ-

  1. Здесь дело обстоит труднее.

Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-


https://urok.1sept.ru/articles/524690/img3.gif

Обобщение

  1. Что изучено на уроке?
  2. Запись примеров в тетрадях и на доске, с использованием опорных карт.
    Пр
    ибежал (прибл.)
    Пр
    исел (неполн. действ.)
    Пр
    ервал (= пере-)
    Пр
    ехороший (=очень)
    Пр
    ивокзальный (близ.)

Рефлексия.

Итоги урока

Выставление оценок.

 Дифференцированное  домашнее задание.

1.Пар 40… .Выучить правило правописания гласных в приставках Е и И ПРЕ- и ПРИ-,  Упр… 203.

2.Найти в художественном тексте и выписать 5 предложений, в которых есть слова с приставками пре- и при-.

3.  Придумать связный текст на тему «Приключения приставок пре- и   при-».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку 9 класс

Разработка урока по русскомы языку  9 кл. На данном уроке используется сингапурская методика обучения...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...