Главные вкладки

    Открытый урок в 8 классе по теме "Знаки препинания в русском синтаксисе (в соответствии с законом тождества и равенства в логике и алгебре)"
    план-конспект урока (8 класс)

    Щелконогова Любовь Анатольевна

    Ситуация тождества в математике будет соответствовать ситуации тождества в русском языке. Мы прибегаем  к определённой степени абстрагирования. Мы должны подняться над ситуацией и описать её. Таким образом, мы моделируем некий алгоритм в решении учебной логической задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc243.5 КБ
    Office presentation icon dlya_uroka_pro_tozhdestva.ppt746.5 КБ
    Файл razdatochnyy_material.docx20.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знаки препинания в русском синтаксисе (в соответствии с законом тождества и равенства в логике и алгебре)

    Класс: 8.

    предмет: алгебра, русский язык.

    Цель: использование ситуации тождества в решении учебных задач в алгебре и русском языке.

    Задачи:

    • рассмотреть тождественные моменты в алгебре;
    • рассмотреть тождественные моменты в русском языке;
    • сопоставить их и найти общие точки соприкосновения;
    • применения данного подхода в синтаксисе.

    Ход урока.

    1. Эпиграф (учитель математики): «Кто сказал, что математика – это наука. Может это искусство?»
    2. Вступление (учитель математики): 

    Мы сегодня с вами обсудим использование знака «=» в алгебре и русском языке. Перейдём к практической части (фронтальное повторение, фронтальный опрос).

    1. Практическая часть (решение уравнения и деление алгебраических дробей).

    А) Решите уравнение  .

    Выходит первый ученик и с комментариями  решает:

    раскрываем первые скобки по правилу салюта, а во вторых скобках возводим в квадрат сумму:  ;

    раскрываем скобки, перед которыми стоит знак «минус»: ;

    переносим неизвестные слагаемые в левую сторону уравнения, известные – в правую: ;

    приводим в каждой части подобные слагаемые; подобные слагаемые с противоположными коэффициентами уничтожаются: ;

    делим обе части уравнения на одно и то же число 48: .

    Б) Выполните деление дробей .

    Выходит второй ученик и с комментариями  решает:

    По правилу деления дробей первую дробь умножаем на дробь, обратную второй, то есть, в первой дроби ничего не меняем, во второй – меняем числитель и знаменатель местами и выполняем уже умножение двух дробей: .

    Сначала умножаем числители и произведение числителей записываем в числителе, умножаем знаменатели и их произведение записываем в знаменателе: .

    Проанализируем, можно ли выполнить разложение на множители в числителе и знаменателе, чтобы потом сократить дробь:

     раскладываем вынесением общего множителя  за скобки; получаем: ;

    аналогично поступаем с выражением в знаменателе : выносим за скобки общий множитель , получаем: ;

    так как в множителе  , то ; поэтому разложим это выражение на множители как разность квадратов: .

    Рассмотрим трёхчлен . В нём ; ; . Мы имеем алгебраическую сумму квадратов двух выражений и их удвоенного произведения. Она преобразовывается в квадрат суммы или разности двух выражений. Так как перед удвоенным произведением стоит знак «минус», то это будет квадрат разности и :

    .

    С учётом всех преобразований наша задача трансформировалась в следующую: сократите дробь:  .

    Множитель  – общий для числителя и знаменателя, поэтому на него дробь и сокращаем; получаем: .

    Выражения  и являются противоположными, так как перед  в первом выражении подразумевается знак «плюс», а во втором – стоит знак «минус», перед  в первом выражении стоит знак «минус», а во втором – подразумевается знак «плюс», но при возведении в квадрат противоположных выражений всегда выходим на равные значения. Поэтому – . Произведём данную замену в нашей дроби: .

    Заметим, что ; имеем  следующее: . Теперь можно сократить дробь на одинаковый множитель : . В заключении решения поставим в знаменателе множитель-одночлен  на первое место и знак умножения между множителями опустим: .

    Теперь запишем все преобразования вместе:

    .

    В) Учитель математики:

    - Какие тождества мы использовали а двух приведённых выше задачах?

    Ученики выходят к доске и выписывают по одному тождеству, которое в данных решениях присутствует.

    1.  – распределительное свойство умножения относительно сложения;
    2.  – раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «минус»;
    3.  – возведение в квадрат суммы двух выражений (формула сокращённого выражения);
    4. при   – правило деления двух дробей;
    5.  при  – правило умножения двух дробей;
    6.  – разность квадратов двух выражений;
    7.  – возведение в квадрат разности двух выражений (формула сокращённого выражения);
    8.  при  – сокращение дробей;
    9.  – возведение в квадрат противоположных выражений;
    10.   – переместительное свойство умножения.

    (Получается, что максимально может выйти к доске 10 учеников).

    Одна ученица вышла и понятие «тождество» описала, как она это понимает, с помощью геометрических фигур следующим образом:

    Учитель математики (беседа-рассуждение со всем классом):

    - Что такое тождество?

    Следующий ученик (с места):

    - Это равенство, верное при всех допустимых значениях переменной.

    Учитель математики:

    - Какой знак говорит о тождестве?

    Следующий ученик (с места):

    - Это знак «=».

    Учитель математики:

    - Как вы думаете, тождество – это понятие?

    Следующий ученик (с места):

    - Да.

    Учитель математики:

    - Где встречается тождество? Если мы говорим, что это понятие, где можно его увидеть. Нет ли его в русском языке? Если есть, то где и как оно себя проявляет, выражает…? С чем ассоциируется знак «=»? Какие он вызывает у вас мысли, суждения, аналогии?

    1. Учитель русского языка: 

    Переходим к рассмотрению ситуации тождества в русском языке. Работа в группах: первый ряд – это первая группа, второй ряд – это вторая группа, третий ряд – это третья группа. (В каждой группе назначается по одному ответственному). Вы должны рассмотреть, описать и визуализировать аналогичные ситуации в русском языке, то есть  ответить на вопрос: «Где, в какой смысловой ситуации мы наблюдаем тождественные отношения между частями и ставим знак «тире»?»

    1. Ученики после небольшого обсуждения по очереди описывают результат по группам.

    Следующий ученик (у доски; чертит и комментирует):

    Смысловая конструкция выстраивается в анализе семантического поля двух блоков. Если они находятся в ситуации тождества – ставится тире.

    Следующий ученик (у доски; чертит и комментирует):

    Блоками могут быть слова как члены предложения, уточняющие конструкции (обороты), части сложного предложения.

    Следующий ученик (у доски; чертит и комментирует):

    1. Учитель русского языка:

    - Апробация. Ситуация блоков должна соответствовать трём конструкциям. Аналогичная ситуация складывается в работе с предложением. Когда мы делим предложение на логические части, то между ними выстраивается ситуация тождества. Вследствие которой мы должны поставить знак «тире».

    1. Ученики (несколько человек) приводят примеры.

    А) Тире между словами:

    • Сущ. Им. П. – Сущ. Им. П. (Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом!)
    • Инфинитив – Сущ. Им. П. ( сказуемое) (Жизнь прожить — не поле перейти)
    • Перед словами: "это", "это есть", "вот", "значит", "это значит» (Судьба изобретателя — это судьба его изобретений)
    • между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже (Семью восемь — пятьдесят шесть)
    • Для внесения ясности в смысл предложения (Отец — мой учительОтец мой — учитель)

    Б) Тире между частями в предложении:

    • Обобщающее слово стоит после (Яблоки, груши, сливы – витамины.)
    • Приложения, носящие пояснительный характер: (На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал.)
    • При прямой речи : («            »,             .) («Купи хлеба», – сказала  мама.)

    В) Тире между двумя предложениями:

    • Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?)
    • Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: (Назвался груздем – полезай в кузов.)
    • Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: (Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?)

    1. Вывод (учитель математики):

    - Что мы сегодня сделали на уроке?

    Ученики (по одному):

    - рассмотрели тождественные моменты в алгебре и русском языке;

    - сопоставили их и нашли общие точки соприкосновения;

    - привели примеры применения данного подхода в синтаксисе.

    1. Рефлексия (учитель русского языка):

    - В основе любого знания лежит природа, а она одна. Понять её – это наша задача. Если мы её поймём, для нас откроется перспектива доступности изложения материала, а значит мы достигнем результата в своей деятельности – в понимании, усвоении, и запоминании учебной информации.

    1. Д/з (учитель русского языка): 

    - проанализировать данную учебную ситуацию в форме эссе (50-70 слов).

    1.  Учитель математики:

    - Всем спасибо. Урок закончен.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В РУССКОМ СИНТАКСИСЕ (В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ ТОЖДЕСТВА И РАВЕНСТВА В ЛОГИКЕ И АЛГЕБРЕ) 8 класс Учителя: Голубева Т. А., учитель математики Щелконогова Л. А., учитель русского языка и литературы 2019

    Слайд 2

    Фигура 1 Диагональ (ось симметрии) Ромб Фигура 2 Фигура 1 Фигура 2 Ситуация тождества в математике

    Слайд 3

    Ситуация тождества в русском языке (блоки в предложении) блок 1 блок 2

    Слайд 4

    Слова Части в предложении Простые предложения Виды блоков в предложении

    Слайд 5

    сущ. сущ. нфг нфг числ. числ. семантика тождества семантика тождества семантика тождества Между словами Между частями в предложениями Между двумя предложениями в составе одного сложного Тождественная связь между блоками в предложении

    Слайд 6

    МЕЖДУ СЛОВАМИ: Сущ. Им. П. – Сущ. Им. П. ( Великая радость — работа , в полях, за станком, за столом! ) Инфинитив – Сущ. Им. П. ( сказуемое) ( Жизнь прожить — не поле перейти ) Перед словами: "это", "это есть", "вот", "значит", "это значит» ( Судьба изобретателя — это судьба его изобретений) между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже ( Семью восемь — пятьдесят шесть ) Для внесения ясности в смысл предложения ( Отец — мой учитель ; Отец мой — учитель ) Примеры ситуаций тождества в русском языке

    Слайд 7

    МЕЖДУ ЧАСТЯМИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ: Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения ( Яблоки, груши, сливы – витамины.) Приложения, носящие пояснительный характер: ( На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал .) При прямой речи : (« », — .) («Купи хлеба», – сказала мама. ) Примеры ситуаций тождества в русском языке

    Слайд 8

    МЕЖДУ ДВУМЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?) Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: (Назвался груздем – полезай в кузов.) Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: (Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?) Примеры ситуаций тождества в русском языке

    Слайд 9

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: проанализировать данную учебную ситуацию в форме эссе (50-70 слов).



    Предварительный просмотр:

    тире между словами:

    1. Сущ. Им. П. – Сущ. Им. П. (Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом!)
    2. Инфинитив – Сущ. Им. П. ( сказуемое) (Жизнь прожить — не поле перейти)
    3. Перед словами: "это", "это есть", "вот", "значит", "это значит» (Судьба изобретателя — это судьба его изобретений)
    4. между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже (Семью восемь — пятьдесят шесть)
    5.  Для внесения ясности в смысл предложения (Отец — мой учительОтец мой — учитель)

    тире между частями в предложении:

    1. Обобщающее слово стоит после (Яблоки, груши, сливы – витамины.)
    2. Приложения, носящие пояснительный характер: (На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал.)
    3. При прямой речи : («            »,             .) («Купи хлеба», – сказала  мама.)

    тире между двумя предложениями:

    1. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?)
    2. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: (Назвался груздем – полезай в кузов.)
    3.  Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: (Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

    Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

    Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

    Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

    Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

    Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

    "Успешные люди" открытый урок 10 класс алгебра и начала анализа

    Представлена презентация для открытого урока в 10 класск, подготовка ЕГЭ, различные виды тестов по алгебре и началам анализа...

    конспект открытого урока "Вводные слова и знаки препинания при них"

    Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и знаки препинания при них"...

    Открытый урок в 8 классе по теме "Знаки препинания в русском синтаксисе (в соответствии с законом тождества и равенства в логике и алгебре)"

    Ситуация тождества в математике будет соответствовать ситуации тождества в русском языке. Мы прибегаем  к определённой степени абстрагирования. Мы должны подняться над ситуацией и описать её. Так...