Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Знаки препинания при причастном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6klass_urok.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Причастный оборот» в 6 классе

(по программе «Школа 2100»)

Разработала учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ№ 4» г.Вольска Саратовской области

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: учебник, наглядный опорный конспект, раздаточный материал (карточки)

Цели: познакомиться с понятием «причастный оборот,научиться  находить причастный оборот, графически обозначать его.

Задачи: повторить понятие «словосочетание», «определяемое слово», «зависимое слово»,

изучить новый вид подчинительной связи «управление»,изучить особенности структуры причастного оборота,научиться определять границы  причастного оборота;

развить умение самим открывать знания, разрешать проблемную ситуацию на уроке, развить творческие способности ( придумать свои определяемые слова или распространить п/о зависимыми словами), воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Словарь урока (на доске): словосочетание, определяемое слово, зависимое слово, виды связи, согласование, управление, причастный оборот

ХОД УРОКА

    Фронтальный опрос  (актуализация знаний)

Что такое причастие?

Почему оно получило такое название?

Каковы морфологические признаки  причастий?

Как  определить  постоянные признаки, непостоянные?

       2.Орфографическая разминка (цель: повторить орфографические правила)

Пр…одолевающие б…лезнь                                     г…рящие леса

пер..плывающий через реку                                    с…дящая девушка

увид…вший волка                                                        п…дсохшее дерево

предст…вляющий интерес                                         л…тящая стрела

выр…стившие урожай                                                 ог…роженная территория

соб…рающий ягоды                                                     цв…тущая п…лянка

об…единившиеся в борьбе                                        ут…нувший к…раблик

3.Определим  группы словосочетаний.

- В какой группе  причастия имеют определяемые слова? В какой  зависимые слова?

- Какой вид связи слов во второй группе СС? (СОГЛАСОВАНИЕ)

- Вспомним, какой вид связи называется  согласованием.

       4. Открытие нового знания.

Запись на доске:  |освещённый огнями | зал

Задание: просклоняйте это сочетание слов   Р.п   |освещённого огнями| зала

                                                                                    Д.п  |освещённому огнями| залу

                                                                                    Т.п   |освещённым  огнями| залом

                                                                                    П.п  в|освещённом  огнями|зале

Каково «поведение» зависимого слова? Меняется ли его форма?

Определяемое слово изменяется, выделяем окончания, зависимое слово  не изменяется.

Этот вид связи называется   УПРАВЛЕНИЕ.  ( О чём говорит название этого вида связи?)

Попробуйте сами сформулировать, что такое УПРАВЛЕНИЕ.

5. Работа с учебником.

Стр.224 Чтение правила

Закрепление  нового материала  с помощью учебника

Класс делим на 3 группы

1 группа  выполняет упражнение 527 ( подобрать зависимые слова к причастиям)

2 группа – упражнение 528 ( подобрать зависимые слова к причастиям)

3 группа – упражнение 529 ( подобрать определяемые  слова к причастным оборотам)

1 группа  |Развевающиеся на ветру|  флаги

                  | развивающийся в детстве| малыш

                  | освещённая  фонарями |улица

                  | примирённые  учителем|  драчуны

                   |скреплённые  зажимом | листы

                  | скрипящие  в комнате| стулья

2 группа    К | пребывающему вовремя|  поезду

                   В |строящемся на площади| вокзале

                   У| светящихся  от солнца|  окон    

                   На |убранном  дворником|  перроне

                   |Вышедших  из поезда|  пассажиров

3 группа   читающая повесть девушка

                   |Увлекающийся классической музыкой|  пианист

                  | Привезённый из деревни|  котёнок

                  | Разбросанные малышами |игрушки

                  | Интересующийся  фантастикой|  отец

                  | Утомлённые дорогой| путники

                  |  Долетавшие  издали|  звуки музыки

6. Работа с текстом «Алые паруса» (раздаточный  материал)

Констатировать  факт  выделения причастного оборота после определяемого слова, выраженного  именем существительным – стр. 227 учебника (опережающее знание)

ЗАДАНИЕ:    расставить знаки препинания, обозначить причастные обороты.

                                                    Алые паруса.

    Был утре…ий час. В огромном лесу стоял тонкий пар наполненный

стра…ыми видениями. Охотник  покинувший свой костёр двигался вдоль

реки. Он рассматривал свежий след  медведя направляющийся к горам.  

Веткой   отломленной от дерева охотник отметил след и пробрался к воде.

Туман ещё не рассеялся. В нём гасли очертания огромного корабля  медле…о  

плывущего к устью реки. Его паруса  расправленные ветром  алели.

 Ветер   дувший с берега  лениво теребил их. Всё было белым, а паруса –

алыми. Охотник  смотревший  с берега  уд…влённо протирал глаза.     (А.Грин)

- Выразительное чтение текста

- Назвать определяемые слова, расставить знаки препинания.

- Поставьте  вопрос от причастия к зависимому слову

- Взаимопроверка.

7.  Итоги   урока

Общая оценка работы класса

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое  причастный оборот?

- Что удалось  повторить?

Домашнее задание:  Составьте текст  с причастными оборотами, состоящий из 5 – 6 предложений на тему  «Пришла весна»,  индивидуальное  задание – упр.525                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...