Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нём

 Цели урока:

  • Создание условий для самостоятельного поиска и «открытия» знания.
  • Формирование общего понятия о бессоюзном сложном предложении.
  • Ознакомление учащихся со всеми знаками препинания в сложном бессоюзном предложении (блоковое преподнесение материала)
  • Включение учащихся в разные типы деятельности (предметный, деятельностный, метапредметный)

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ЭОР; деятельностный подход с элементами мыследеятельностной педагогики (задачной формы обучения на уроке).

Форма работы: коллективная, самостоятельная индивидуальная.

Техническое оборудование: интерактивная доска

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный и частично-поисковый, исследовательский

Что должны освоить учащиеся:

  1. Понятие бессоюзного сложного предложения.
  2. Научиться различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
  3. Выразительно произносить конструкции, уделяя значительное внимание интонации.
  4. Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
  5. Работать в интерактивном режиме.
  6. Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.

Ход урока

  1. Орг. момент.

II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

Осложненное списывание.

- Спишите сложные предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.

1. Год за годом все меньше и меньше остает…ся возле с…лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья.(Г.Скребицкий)

2. Каждое лето за высоким к…рнизом дома в котором проходило мое де…ство бел…грудые веселые ласточк…ки л…пили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)

3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих одуван…чиков. (М.Пришвин)

Анализ предложений.

1 предложение – сложносочиненное (ССП);

2 предложение – сложноподчиненное (СПП);

3 предложение – бессоюзное сложное (БСП).

Беседа по вопросам:

- Почему вы решили, что первое предложение является ССП?

(Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)

- Какие предложения являются СПП? Почему?

(Предложение 2 является СПП, так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)

- Докажите, что предложение 3 является БСП.

(Это БСП, так как части соединены только интонацией.)

Обобщение материала и составление схемы:

Сложное предложение

Союзное                                                                                   Бессоюзное

Сложносочиненное

Сложноподчиненное

III. Практика. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

рис.1

Учитель: По какому признаку различаются сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения? Чем связаны части бессоюзного предложения?

Ученики: С помощью интонации.

Задание 1. (Задание – «ловушка») – предлагается расставить и объяснить знаки препинания в сложном предложении:

Уж небо осенью дышало1,
Уж реже солнышко блистало
2,
Короче становился день
3,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
4,
Ложился на поля туман
5,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу
6: приближалась
Довольно скучная пора
7;
Стоял ноябрь уж у двора
8.

Ученики подчеркивают грамматические основы предложений, выясняют, из скольких частей состоит это предложение, чем соединяются простые предложения. Приходят к выводу, что все 8 предложений связаны с помощью интонации, значит, это бессоюзное сложное предложение, части которого надо разделить  запятыми.

Ученикам не хватает знаний, чтобы поставить двоеточие между 6 и 7 и точку с запятой между 7 и 8 предложениями. Поэтому учитель задает уточняющий вопрос: «Все ли предложения будем разделять запятой?» Ученики чувствуют «подвох» в вопросе учителя и ищут «сбой». В своих размышлениях они выходят на 6-8 предложения.

Учитель: Подумайте, все ли простые предложения в составе бессоюзного сложного одинаковы или между ними есть различия?

Версии учеников о различиях:

  • разные позиции подлежащего и сказуемого;
  • степень распространенности предложений;
  • в бессоюзном сложном предложении простые разделяются не только точкой, но и другими знаками (тире или двоеточием);
  • разные смысловые отношения между предложениями.

рис.2

Учитель: Попробуем теперь определить смысловые отношения между  простыми предложениями в нашей конструкции.

Ученики: Между 1-6 предложениями передается одновременность явлений (временная связь), между 6 и 7 –  связь другая.

Учитель: Какая? Как можно определить отношения между частями этого предложения?

Ученики (как правило!) догадываются, что можно подставить союзы, и по ним станет связь ясна. Между 1 и 6 предложениями можно вставить союз и , а между 6 и 7 – легко подставляется союз потому что, который указывает на причину. Получается сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Убираем союз – получаем сложное бессоюзное предложение с причинным отношением между его  частями.   

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении – таблица ...

Задание 2 Работа с таблицей (раздаточный материал)

Значение

Какой знак препинания ставится

Правило

Примеры

Одновременности, последовательности, перечисления

запятая, точка с запятой

Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и.

Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Андрей вернулся поздно; Маша уже спала.

Противопоставления (сопоставления)

тире

В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но.

Ученью время – игре час.

Победитель впереди – трус позади

Времени и условия

тире

Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда.

Тише едешь – дальше будешь.

Любишь кататься — люби и саночки возить

Сравнения

тире

Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно.

Рассердится – гроза разразится.

Улыбнется – тучи разгонит.

Присоединения

тире

Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так; или употрeбляется слово это.

Хлеб всему голова – так учила бабушка.

Она снова опоздала – это случалось часто.

Следствия

тире

Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего.

Зазвонил телефон – я отвлекся от работы.

Пришли гости – мы быстро накрыли на стол.

Причины

двоеточие

Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что.

Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Саша очень спешила: она хотела прийти первой.

Пояснения

двоеточие

Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть.

Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться.

У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.

Дополнения

двоеточие

Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д.

Он отметил: у дeвyшки красивое платье.

Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно.

Информация служит подтверждением выводов учеников и сообщает о разных знаках препинания в бессоюзном предложении.

Задание 3. Работа в группах.

Обучающиеся делятся на 3 группы, составляют БСП: 1гр- с точкой с запятой, 2гр- с двоеточием, 3 гр – с тире

рис.4

Задание 4. Прочитайте предложения (проецируются на экран, знаки препинания не расставлены). Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?

Взойдет солнышко, все оживет.

Взойдет солнышко: все оживет.

Взойдет солнышко – все оживет.

Ученики читают предложения, пытаются  уловить разную интонацию, донести разный смысл предложений. После интонирования приходят к выводу, что знаки препинания будут зависеть и от интонации, с которой читается предложение:

Учитель: Что же еще диктует необходимость постановки определенного знака препинания в бессоюзном сложном предложении?

Ученики: Интонация, которая, как и пунктуация, меняется от смысловых отношений между предложениями.

.

IV.Рефлексия. Итоги урока

Учитель: Что сегодня узнали нового на уроке?

Ученики: Узнали о сложном бессоюзном предложении,  что между его частями ставятся точка, точка с запятой, двоеточие, тире.

Учитель: Какие затруднения возникали в ходе урока?

Ученики: Как определить, когда ставится тот или иной знак.

Учитель: Что помогло выйти из ситуации? Какой способ действия?

Ученики: Определение смысловых отношений между частями предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов и с помощью интонации.

Учитель: Бессоюзные сложные предложения широко распространены и в художественных произведениях, и в разговорной речи. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко и сжато выразить различные смысловые отношения между предложениями.

V. Д/з: Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, строки из стихотворений, представляющие собой бессоюзное сложное предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны...

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен  использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...

Методическая разработка уроков по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...