Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Шукуров Суюнгали Сагинтаевич

Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-chelovek.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Лексическая тема: Я- человек.

Цель: формировать навыки употребления бессоюзных сложных предложений в речи, совершенствовать пунктуационные навыки;

воспитывать чувство заботы, любви к родным и близким, неприятие к жестокости и равнодушию.

Оборудование: проектор, проектная доска.

Тип урока: повторение с итоговым закреплением.

Форма урока: урок-поиск с использованием элемента ИТК.

                                        Ход урока.

I.Актуализация  полученных знаний.

1.Игра « Да- Нет! » ( интеллектуальная разминка)

( Учитель читает определения, если правильно то ученики говорят да, если

 не правильно то нет)

1) Если второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, то ставится тире. « Нет»

 2) Если второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание, то ставится двоеточие. « Да»

3) Второе предложение дополняет смысл первого, поясняет один из его членов, то ставится запятая. « Нет»

4) Тире в БСП ставится в 3-х случаях. « Нет»

5)В бессоюзном сложном предложении простые предложения  соединяются только по смыслу и интонационно без  помощи союзов и союзных слов.

6) БСП со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться сложносочиненными предложениями с союзом и. « Да»

7)Простые предложения, входящие  в состав бессоюзных сложных, разделяются, в зависимости от смысловых взаимоотношений, запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире. «Да»

2. Опрос домашнего задания.

- В каких случаях ставится тире в БСП?

Заполнение таблицы: Что мы знаем:

( Сначала ученик выговаривает с места, а потом выходит к доске и пишет правило. После этого учитель вывешивает таблицу ,данному определению, а

ученик сам проверяет, если есть ошибка, то исправляет)

II.Система закрепительно-тренировочных упражнений и творческих  

                                                               заданий.

1.Вступительное слово учителя.

- Человек должен быть духовно и нравственно богат. Духовность можно понимать как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Духовность заложена в человеке изначально. Она дается человеку свыше. Но на ее основе должна сформироваться нравственность.

А нравственность- это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человеке нравственности, тем больше он человек.

Если вы научитесь слушать свое сердце и делать только то, что подсказывает сердце, то вы найдете свое место в жизни и выполните миссию человека на земле.

2.Просмотр слайда «Интервью с богом»

3. Работа над текстом слайда.

Задание:

Внимательно прочитайте текст слайда и преобразуйте ССП,СПП, СП на БСП, расставьте нужные недостающие знаки препинания, объясните их значение, нарисуйте схему предложения.

Однажды мне приснилось, что я беру интервью у Бога.

«Так ты хочешь взять у меня интервью?»…

          Бог спросил меня…

«Если у тебя есть время» ,сказал я.

Бог улыбнулся.

«Мое время это вечность»

«Какие вопросы ты хотел мне задать?»

«Что больше всего удивляет тебя в человеке?»

И бог ответил.

«Им наскучивает детство,

Они спешат повзрослеть,

А потом мечтают стать детьми опять»

« Они теряют здоровье, зарабатывая деньги…

А потом  теряют деньги, восстанавливая здоровье…»

« Они так много думают о будущем,

что забывают настоящее

настолько, что не живут

ни в настоящем, ни в будущем»

« Они живут так, как будто не умрут,

а умирают, как будто никогда и не жили.»

Его рука взяла мою, и мы помолчали некоторое время…

И тогда я спросил…

«Как родитель, какие уроки жизни ты бы хотел дать, чтобы твои дети выучили?»

« Пусть знают, что невозможно

заставить кого-то любить их.

Все, что могут сделать, это

Позволить себя быть любимыми»

« Пусть знают, что это нехорошо

сравнивать себя с другими»

« Пусть учатся прощать, практикуя прощение»

« Пусть помнят, что ранить любимого человека  занимает всего несколько секунд, но залечить эти раны может занять долгие годы»

« Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше,

но тот, кто нуждается в меньшем»

« Пусть знают, что есть люди

которые их очень любят.

просто они еще не научились

выражать свои чувства»

« Пусть осознают, что два человека могут смотреть на одно и тоже ,а видеть это по-разному»

« Пусть знают, что простить друг друга недостаточно,

надо так же простить самих себя»

« Благодарю тебя за твое время».

Сказал робко я.

Есть еще что-то, чтобы передать своим детям?

Бог улыбнулся и сказал,

« Пусть знают, что я здесь для них… всегда.»

4.Работа над мозаикой.

Собрать мозаику и расставить знаки препинания.

                                                                       Значение                Можно вставить

Труд человека кормит- лень портит. ( противопоставление)     союз а

Лучше вспашешь- больше хлеба возьмешь.( условие)               если

Взойдет красное солнышко- прощай, светел месяц. ( время)    когда

Музыка звучит- невозможно не слушать.( вывод, следствие)   так что

Споет- счастьем одарит. ( быстрая смена событий)

Запела первая птица- все дрогнуло.  ( время)                             когда

5. Заключительное слово учителя.

Каждый день мы должны дарить друг другу улыбку, радость, смех, комплименты. Прощать ошибки, не обижать и не ранить грубыми словами.

Необдуманное сказанное слово или поступок могут вернуться когда-нибудь самим. Поэтому, давайте ценить и беречь временный подарок бога, под названием жизнь.

  1. А урок хочу закончить песней « Если добрый ты»

1.Дождик босиком по земле прошел.

Клены по плечам хлопал.

Если ясный день- это хорошо.

А когда наоборот-плохо.

2.Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты, то всегда легко.

А когда наоборот- трудно.

3. С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь с ними- веселей,

А когда наоборот-скучно.

7. Итог урока. Выставление оценок.

Западно-Казахстанская область

Жанибекский район

СОШ им. Т.Жарокова

Урок русского языка в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы в казахской школе:

                                                                                              Кайдарова Н.Ж.

село Жанибек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен  использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...

Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...