Методическая разработка уроков по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку по теме

Бархатова Людмила Павловна

Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_bsp.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»

Методическое обоснование с элементами самоанализа.

Содержательный аспект. Данные уроки русского языка в 9 классе проходят в рамках темы «Бессоюзное сложное предложение», изучающейся по программе Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской (2 часа в неделю). В рамках данного тематического блока обучающиеся научатся распознавать БСП среди многообразия других синтаксических единиц, правильно ставить знаки препинания в БСП. На уроках формируется правильное отношение к родному языку как к явлению культуры. Идёт овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности. На протяжении всех уроков развивается функциональная грамотность, имеющая метапредметный статус, посредством развития универсальных учебных действий: коммуникативных – владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; познавательных – формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; регулятивных – ставить и адекватно регулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку. Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через оценку, похвалу. В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация: включение учащихся в деятельность осуществляется посредством решения проблемы, работая в парах сменного состава; самооценка, саморефлексия

Место урока в системе уроков: этот урок  является вторым – четвертым уроками шестой темы учебника. На изучение темы отводится восемь уроков.

Форма, тип урока. Урок открытия новых знаний, включающий этапы мотивации, актуализации, фиксирования затруднений, закрепления с проговариванием во внешней речи, включая систему знаний, рефлексию.

4.Технологии, методы и приёмы обучения. Используется  технология «Коллективный способ обучения» с организацией работы в парах сменного состава с использованием методики «Взаимопередача темы».

5.Формы организации деятельности учащихся: фронтальная форма с целью мотивации учащихся, для актуализации знаний, для самооценки собственной деятельности, подведения итогов. Работа в парах сменного состав с использованием методики «Взаимопередача темы».

Уроки 46-48.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о запятой в БСП, научить ставить точку с запятой, тире и двоеточие в БСП .Отрабатывать умения ставить знаки препинания в БСП.

Тип урока

Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного  опыта/ приобретённая компетенция): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать правила постановки знаков препинания в БСП; уметь выполнять синтаксический разбор таких предложений, составлять схемы; включать БСП в устную и письменную речь.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языковым материалом, эвристический метод, взаимопередача темы; фронтальная, парная.

Оборудование

Компьютер, учебник, карточки.

Основные понятия

Синтаксис бессоюзного сложного предложения.

Организационная структура(сценарий) урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся.

Формы организации совзаимодействия

Формиру-

емые УУД

1.мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности.

Буквы ,слоги и слова-это музыкальные ноты в речи…Недаром же хорошую речь называют музыкальной.

(К.Станиславский)

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Фронтальная

Личностные:

Положительное отношение к уч

Учёбе.

2. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

познавательные

3.Целеполагание.

Направляющая.

Строят свои высказывания.

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные

4.творческая практическая деятельность

Взаимопередача темы.(выполняют

первые два задания)

Выполняют задания.

Индивидуальная,

Парная.

Познавательные

регулятивные

5.физминутка.

Занимательная лингвистика.

Выполняют интересные задания.

фронтальная

здоровьесбережение

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Направляющая

Выполняют упражнения.

Индивидуальная,

парная

Познавательные

Регулятивные

коммуникативн

7.включение в систему знаний и повторение.

Контролирующая

Взаимопроверка,

оценивание

парная

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

личностные

8.рефлексия учебной деятельности.

Рефлексирует

Определяют эмоциональное состояние на уроке

индивидуальная

9.домашнее задание

Упр. По учебнику

Или найти предложения на изученную тему в текстах художественной литературы.

Выбирают задания

индивидуальная

Личностные

Приложения к уроку. Карточка № 1.Запятая и точка с запятой в БСП.

Выучи и выполни самостоятельно.

1.выучи теоретический материал по учебнику параграф 33, стр.126-127

Примеры старайся запомнить и придумать самостоятельно. Придуманные примеры запиши в тетрадь.

Прочитай ещё раз примеры и определи, какое значение выражают части БСП.

2.в указанных ниже примерах расставь знаки препинания, построй схемы БСП, предварительно подчеркнув грамматические основы.

Луна сияла июльская ночь была тиха. Всё сугробы да овраги поминутно сани опрокидывались поминутно он их подымал. Улетело лето красное замолчали отзвенев леса. Дождь шумел всю ночь трава и цветы легли на грядках. Рожь колыхаясь под ветром звенела жаворонки трели дарили земле.

ФИЗМИНУТКА.

3.Самостоятельная работа.

Выполни упражнение 191, стр.127 учебника.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу о постановке запятой и точки с запятой в БСП

Попроси его ответить на вопросы о постановке запятой и точки с запятой в БСП, сформулированные тобой.

Попроси товарища прочитать примеры и определить, какое значение выражают части БСП.

2.прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы данных БСП. Проверь его работу, помоги в случае затруднения.

ФИЗМИНУТКА.

3. Предложи товарищу выполнить это же упражнение. Сверьте ваши работы, поставьте оценки.

Карточка № 2. Двоеточие в БСП.

Выучи и выполни самостоятельно.

1.выучи теоретический материал по учебнику параграф 34, стр.129-131

Примеры старайся запомнить и придумать самостоятельно. Придуманные примеры запиши в тетрадь.

Прочитай ещё раз примеры и определи, какое значение выражают части БСП.

2.в указанных ниже примерах расставь знаки препинания, построй схемы БСП, предварительно подчеркнув грамматические основы.

Я одобряю ваш поступок вы очень помогли моему сыну. Предметы потеряли свою форму в густеющем сумраке они слились в одну густую массу. Я  вижу лицо моего собеседника озаряется улыбкой. Я знаю в вашем сердце есть гордость и прямая честь.

ФИЗМИНУТКА.

3.Самостоятельная работа.

Выполни упражнение 197, стр.132 учебника.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу о постановке двоеточия в БСП

Попроси его ответить на вопросы о постановке двоеточия в БСП, сформулированные тобой.

Попроси товарища прочитать примеры и определить, какое значение выражают части БСП.

2.прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы данных БСП. Проверь его работу, помоги в случае затруднения.

ФИЗМИНУТКА.

3. Предложи товарищу выполнить это же упражнение. Сверьте ваши работы, поставьте оценки.

Карточка№3.  Тире в БСП

Выучи и выполни самостоятельно.

1.выучи теоретический материал по учебнику параграф 35, стр.133-134

Примеры старайся запомнить и придумать самостоятельно. Придуманные примеры запиши в тетрадь.

Прочитай ещё раз примеры и определи, какое значение выражают части БСП.

2.в указанных ниже примерах расставь знаки препинания, построй схемы БСП, предварительно подчеркнув грамматические основы.

Мир строит война разрушает. Распахнёшь окно в лицо тебе дышит майский вечер. Посеешь ветер пожнёшь бурю. Дети стали большими им надо серьёзно учиться. Раздался выстрел зверь упал. Скажет слово соловей запоёт.

ФИЗМИНУТКА.

3.Самостоятельная работа.

Выполни упражнение 200, стр.135 учебника.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу о постановке тире в БСП

Попроси его ответить на вопросы о постановке тире в БСП, сформулированные тобой.

Попроси товарища прочитать примеры и определить, какое значение выражают части БСП.

2.прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы данных БСП. Проверь его работу, помоги в случае затруднения.

ФИЗМИНУТКА.

3. Предложи товарищу выполнить это же упражнение. Сверьте ваши работы, поставьте оценки.

Бархатова Людмила Павловна,  учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- практикум "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Повторение и обобщение изученного по теме бессоюзные сложные предложения в 9 классе. К уроку прилагается презентация,...

Разработка урока на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении».

Урок на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении». Использованы современные образовательные технологии....

Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ» 9 класс.

Данная методическая разработка урока имеет большую практическую значимость для учителей русского языка и литературы. Материал прошел апробацию  на открытом уроке в рамках районного семинара "...

Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...