Методическая разработка урока русского языка по теме: «Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ» 9 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Черныш Татьяна Ивановна

Данная методическая разработка урока имеет большую практическую значимость для учителей русского языка и литературы. Материал прошел апробацию  на открытом уроке в рамках районного семинара "Роль клуба "Учитель года" в развитии конкурсного движения педагогов" и получил высовую оценку учителей-профессионалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_slozhnye_predlozheniya.docx30.88 КБ
Файл tema_uroka.pptx72.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ»

Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений и навыков, подготовка к ОГЭ.

Цель урока:  выявление умения учащихся применять полученные знания, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; продолжать работу по формированию у школьников навыков правописания, обобщения и расширения сведений об особенностях тестовых заданий в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

образовательные:

Организовывать деятельность учащихся по подготовке к ОГЭ, повторение знаний обучающихся по орфографии, пунктуации, синтаксису; предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, выстраивать алгоритм решения тестовых заданий, помочь осознать практическую значимость изученного материала

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходное задание, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для решения заданий, выражать личностно - эмоциональное отношение к поставленной задаче.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

Организационные формы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (тесты), мобильные устройства,  сигнальные карточки для определения рефлексии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята, гости! Посмотрите, как светит солнце! Я думаю, это оно приветствует вас, уважаемые гости, и вас,  девятиклассники, будущие  выпускники.  Совсем скоро для вас наступит ответственный момент в жизни – государственная итоговая аттестация. Мы с вами закончили изучать тему «Сложные предложения» и сегодня мы проведем обобщающий урок по теме «Виды сложных предложений». СЛАЙД №1

2. Мотивационный этап. Целеполагание.

Чтение притчи.

Однажды буддийский монах пришел к Великому Мастеру и спросил:

- Где искать ключ к познанию тайн мира?

На что тот ответил:

- Ясным солнечным днём загляни в воды чистого горного озера, и ты увидишь, где его нужно искать.

Ответ понятен: человек должен заглянуть в себя, поставить перед собой определённую цель и идти к ней, накапливая знания и жизненный опыт.

- А какова будет наша цель сегодня на уроке? (повторение, обобщение, подготовка к ОГЭ)

3. Орфографическая пятиминутка.

Показать задания №5 по вариантам. СЛАЙД №2

-Какое это задание в КИМах? ( Задание №5)

Найти правильный ответ к вопросу, проговорить орфограммы.

-Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (орфограммы).

Ребята выполняют задание, проговаривают орфограммы.

4. Обобщение и систематизация знаний.

-Вернемся к названию темы урока. Какое ключевое слово можно выделить в названии темы? (сложное).

-Что такое сложное предложение? (СП- это предложение, состоящее из двух и более основ, в котором части соединяются  с помощью союзов и интонационно)

-Ребята, какие 2 большие группы предложений вы знаете? (союзные и бессоюзные)

-Назовите средства связи союзных предложений? (союзы или союзные слова и интонация) и бессоюзных (только интонация)

-На какие группы делятся союзные предложения? (ССП и СПП)

-Какие предложения называются ССП? (ССП- это такие предложения, в которых части равноправны и связаны между собой интонацией и сочинительными союзами)

-Назовите группы сочинительных союзов и примеры? (соединительные – и, тоже, также, ни..ни, не только ..но и ; разделительные – или, либо, то..то, не то..не то; противительные – а, но, однако,зато)

-Что такое СПП? (СПП-это такие предложения, в которых одна часть подчиняется другой, т.е придаточная часть подчиняется главной и части связаны между собой союзами или союзными словами)

-Чем отличаются союзы от союзных слов?

1) союзное слово выполняет функцию члена предложения; союз членом предложения не является;

2) союз можно опустить и преобразовать сложноподчиненное предложение в сложное бессоюзное; союзные слова опускать нельзя;

3) на союз не падает логическое ударение; на союзное слово ударение может падать;

4) придаточное предложение с союзным словом можно трансформировать в вопросительное предложение;

5) союзы заменяются союзами, союзные слова – союзными словами.

-Какие предложения называются бессоюзными? (это сложные предложения без союзов и союзных слов, части связаны только интонацией)

-Какая еще группа сложных предложений выделяется? (СП с несколькими придаточными)

-Какие виды подчинительной связи могут быть в СП с разыми видами связи? (однородное соподчинение, неоднородное соподчинение и последовательное подчинение)

5. Закрепление знаний.

-А теперь переходим к практике.

Слуховой диктант. Определите вид предложений. Записать в карточку аббревиатурой.

1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

4) Ты понял жизни цель: счастливый человек, для жизни ты живешь.

5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.

6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

1

2

3

4

5

6

7

8

ССП

СПП

СПП

БСП

БСП

БСП

ССП

ССП

-В каких экзаменационных заданиях можно встретить  тему «СП»? (задание № 2 и 3)

ЗАДАНИЕ 2. Синтаксический анализ предложения

-Что мы должны знать по этой теме? СЛАЙД № 3
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.

-Формулировка задания №2: СЛАЙД №4

Прочитайте текст.

 

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

-Что мы должны помнить при определении грамматической основы предложения? (сказуемое бывает ПГС, СГС, СИС; модальные глаголы  хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу входят в состав СГС, и также слова можно, нужно, надо. А при определении подлежащего в придаточной части СПП могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО , КТО).

-Для выполнения тестовых заданий существует алгоритм выполнения задания.

Алгоритм выполнения задания 2 .  При выполнении этого задания нужно следовать такому порядку: СЛАЙД №5

  1. Внимательно прочитать предложенный текст. 2.
  2. Ознакомиться с самим заданием, вспомнить значения названных в нем терминов (грамматическая основа, сказуемое, подлежащее, придаточная часть и другие).
  3. Найти в указанных предложениях (они в тексте специально пронумерованы) то, о чем говорится в вариантах ответов: грамматическую основу, придаточную часть предложения, или другие синтаксические конструкции.

 4. Проанализировать каждый вариант ответа и определить, верный он или нет. Всего в задании предложено 5 вариантов.

      5.Количество правильных ответов может быть любым.

-Выполнение задания , проверка.  СЛАЙД №5

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

(3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Полна тайн (предложение 1)

2) Свет проникает освещает (предложение 2)

3) Дремлет (предложение 3)

4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)

5) Медведь объелся (предложение 5)

Пояснение.

Выделим основы:

1) Тишина полна (предложение 1);

2) Свет проникает освещает (предложение 2);

3) Медведь дремлет (предложение 3);

4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4);

5) Медведь объелся, спит (предложение 5).

 

Ответ: 24.

Учащиеся записывают ответ в виде цифр. Проверка.  

- Какие трудности встретились вам при выполнении этого задания?                    

 -Переходим к заданию №3. Если вы не теряли свою коробочку с запятыми, самое время в нее заглянуть. Задание предполагает анализ предложения с точки зрения пунктуации: верно расставить указанные знаки препинания на месте соответствующих цифр. СЛАЙД № 7

-Каков алгоритм выполнения задания? СЛАЙД №8

1. Прочитать предложение полностью.

2.Найти грамматические основы, определить тип предложения (ПП, ССП, СПП, БСП). Если предложение сложное, обозначить границы простых внутри него, поставить знаки препинания.

 3. Определить, чем осложнено/осложнены простые предложения (вводные или вставные конструкции, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.

4.Обязательно проанализировать каждую синтаксическую конструкцию, вспомнить правила обособления каждой из них.

5.Расставить в предложении все необходимые знаки препинания.

6.Еще раз перечитать задание и выписать цифры, которым соответствует указанный в задании знак препинания (это может быть запятая, тире или двоеточие).

СЛАЙД №9

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

В раскопках под Новгородом,(1) которые велись в продолжение десяти лет,(2) были найдены сверхинтересные берестяные грамоты,(4) свидетельствующие о том,(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма,(6) подтверждая тем самым факт,(7) что Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры.

 

1) и 2) запятые выделяют придаточное предложение.

4) и 5) запятые выделяют причастный оборот.

5) запятая одновременно выделяет придаточное предложение.

6) запятая открывает деепричастный оборот.

7) запятая выделяет придаточное предложение.

 

Ответ: 124567.

Проверка и коррекция знаний.

-Возьмите мобильные  устройства, в поисковой строке напишите  «сайт Захарьиной Елены Алексеевны»,  задание №3. Пройдите тест и покажите мне результат. Учащиеся проходят интерактивный тест и показывают результат учителю.

6. Подведение итогов урока

-Какую тему мы повторили на уроке?

-Какие номера и типы экзаменационных заданий связаны с ней?

- Помогает ли алгоритм выполнения тестовых заданий при их выполнении?

-Какие вопросы, на ваш взгляд, оказались трудными?

7. Рефлексия. Сигнальные карточки.

- А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. СЛАЙД №10

Владимир Солоухин писал: «У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя только одно – терять высоту.  Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идёшь как бы  и не к вершине, всё равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!»

8. Домашнее задание: выполнить аналогичные задания на сайте ФИПИ (5- задание №2, 5- задание №3)

Приложение

 1 ВАРИАНТ Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.

3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.

5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.

Пояснение.

Приведём верное объяснение:

1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении «близость к чему-либо».

2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе отглагольного прилагательного пишется одна -Н-.

3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, а также может быть объяснено конечной согласной корня: перед Г пишем А.

4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.

5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.

 

Ответ: 45|54.

2 ВАРИАНТ. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПОСМОТРИТ (видео) — в безударном положении в окончании глагола пишется И, потому что в неопределённой форме глагол оканчивается на -ЕТЬ.

2) (выглядеть) ЕСТЕСТВЕННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.

3) ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) ИГРАЕШЬ (в прятки) — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5) ПО-ПРЕЖНЕМУ (интересно) — наречия на -ЕМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

Пояснение.

Приведём верное объяснение:

1) ПОСМОТРИТ (видео) — в безударном положении в окончании глагола пишется И, потому что это глагол-исключение.

2) (выглядеть) ЕСТЕСТВЕННО — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.

3) ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит конечного согласного корня: перед Щ пишем А.

4) ИГРАЕШЬ (в прятки) — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5) ПО-ПРЕЖНЕМУ (интересно) — наречия на -ЕМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

 

Ответ: 45.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ»

Слайд 2

Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия. 2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-. 3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. 4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется. 5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПОСМОТРИТ (видео) — в безударном положении в окончании глагола пишется И, потому что в неопределённой форме глагол оканчивается на -ЕТЬ. 2) (выглядеть) ЕСТЕСТВЕННО — в кратком прилагательном пишется -НН-. 3) ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса. 4) ИГРАЕШЬ (в прятки) — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется. 5) ПО-ПРЕЖНЕМУ (интересно) — наречия на -ЕМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис. 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 2 . Синтаксический анализ предложения -Что мы должны знать по этой теме? Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями. Сложные предложения: ССП, СПП, БСП. Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова). Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.

Слайд 4

Задание 2 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Слайд 5

Алгоритм выполнения задания 2 Внимательно прочитать предложенный текст. Ознакомиться с самим заданием, вспомнить значения названных в нем терминов (грамматическая основа, сказуемое, подлежащее, придаточная часть и другие). Найти в указанных предложениях (они в тексте специально пронумерованы) то, о чем говорится в вариантах ответов: грамматическую основу, придаточную часть предложения, или другие синтаксические конструкции. 4.Проанализировать каждый вариант ответа и определить, верный он или нет. Всего в задании предложено 5 вариантов. 5.Количество правильных ответов может быть любым.

Слайд 6

Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги. (3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Полна тайн (предложение 1) 2) Свет проникает освещает (предложение 2) 3) Дремлет (предложение 3) 4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4) 5) Медведь объелся (предложение 5)

Слайд 7

Задание 3 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Слайд 8

Алгоритм выполнения задания 3 1. Прочитать предложение полностью. 2.Найти грамматические основы, определить тип предложения (ПП, ССП, СПП, БСП). Если предложение сложное, обозначить границы простых внутри него, поставить знаки препинания. 3. Определить, чем осложнено/осложнены простые предложения (вводные или вставные конструкции, однородные члены предложения, обособленные члены предложения. 4.Обязательно проанализировать каждую синтаксическую конструкцию, вспомнить правила обособления каждой из них. 5.Расставить в предложении все необходимые знаки препинания. 6.Еще раз перечитать задание и выписать цифры, которым соответствует указанный в задании знак препинания (это может быть запятая, тире или двоеточие).

Слайд 9

Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.

Слайд 10

Зеленая карточка . Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка . Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Презентация к уроку русского языка по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них"

Материал представляет собой презентацию к уроку русского языка в 10 классе по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них". Цели и задачи:*Систематизация, углубление и обобщение знаний ...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса

Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);Форма ...

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...

Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Заключительный урок после изучения раздела "Бессоюзное сложное предложение" в форме интеллектуальной игры "Умницы и умницы" позволяет не только обобщить и систематизировать пройден...