Конспект урока по русскому языку на тему: "Виды сложных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Газизова Анастасия Ильясовна

Конспект к уроку открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_slozhnyh_predlozheniy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Учитель русского языка: Газизова Анастасия Ильясовна

Предмет: русский язык

Класс 5 «В»

Учебник, по которому работает учитель: Русский язык 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта

Тема урока: Виды сложных предложений.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: научить определять виды сложных предложений.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

- грамотно расставлять знаки препинания.

Развивающие:

- развивать умение ставить знаки препинания в сложном предложении;

- формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать.

Воспитательные:

- расширять коммуникативные способности детей;

- формировать интерес к изучению русского языка.

Список используемой литературы: Русский язык 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Дрофа 2012

Хронометраж урока

Орг.момент – 3 минуты.

Подготовка  к знакомству с источником речи – 10 минут.

Изучение нового материала – 15 минут.

Домашнее задание – 5 минут.

Закрепление изученного материала – 10 минут.

Подведение итогов – 2 минуты.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Орг. момент

Метод: слово учителя.

Приём: приветственное слово.

Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Запишите в тетрадях дату и вид работы. Сегодня мы с вами продолжим разговор о сложных предложениях.

Слушание, информативное.

Оформление тетради.

Слайд 1

2. Подготовка  к знакомству с источником речи

Метод: слово учителя.

Приём: инструктирующее слово.

Обратите внимание на слайд, ваша задача списать предложения, расставить пропущенные запятые, выделить грамматические основы и союзы.

Выполняя это задание вы научитесь грамотно расставлять знаки препинания и видеть подсказки, которые помогут в правильной расстановке запятых.

Слушание, детальное, критическое, нерефлексивное, информативное.

Запись в тетрадях.

Земля освежилась, и буря промчалась.

Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. (А. Пушкин)

Слайд 2

3. Изучение нового материала

И обратим внимание на второе предложение, в котором нет союза. Как называются подобные предложения?

А теперь обратим внимание на союзы, которые мы выделили в предложениях, с помощью которых соединяются простые предложения. Давайте откроем учебники на 184-й странице, прочитаем определение и выясним, все ли союзы мы назвали, а так же узнаем как именно называются такие предложения.

Устный ответ: Такие предложения называются  бессоюзными.

Чтение учебника вслух.

Метод: слово учителя.

Приём: ведущее слово.

О обратим внимание на еще одно не менее интересное предложение на доске. Спишите его, выделив грамматическую основу.

Можем заметить, что здесь нет союзов, которые мы только что обозначили, но здесь есть не менее интересное слово «когда».

Давайте заберемся с ним. Для начала выделим первую часть предложения, какой вопрос можно задать ко второй части?

Какую особенность вы заметили?

Предложения, в которых одна часть зависит от другой, называется сложно подчиненной. Теперь, давайте, сравним рассуждения с определением в учебнике на странице 185-й. И обратим внимание на схему.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

Запись в тетради.

[Мы вернулись домой], когда лучи солнца уже скрывались за лесом.

Ко второй части предложения можно задать вопрос «когда?»

Вторая часть зависит от первой.

Чтение учебника вслух.

Слайд 3

4. Закрепление изученного материала.

 Метод: слово учителя.

Приём: ведущее слово.

Давайте выполним задание 516, оно поможет видеть в сложноподчиненных предложениях главное и зависимое, научит грамотно задавать вопрос и грамотно писать.

Кто хочет работать у доски?

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное.

1) Я чувствовал, что город остался у нас справа. (что?)

2) Когда мы уходили, щенок скулил около двери. (когда?)

3) Забор затрещал, потому что мы навалились на него все сразу. (почему?)

4) Он поражался тому, как быстро вязала мама на спицах. (чему?)

5) Трава появлялась там, где сильнее пригревало солнце. (где?)

6) Я попросил его, чтобы он принес мне книгу. (о чем?)

7) Если неосторожно сорвешь листик с росинкой, капелька скатится вниз. (при каком условии?)

5. Домашнее задание

Метод: слово учителя.

Приём: ведущее слово.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Дома вы должны выучить правила и выполнить упражнение 519-е. В котором нужно составить схемы предложений, не записывая их.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное.

Запись задания в дневники.

6. Закрепление изученного материала.

Метод: слово учителя.

Приём: ведущее слово.

Следующее задание будем выполнять по вариантам.

Нужно продолжить предложений, чтобы одно из них было с однородными сказуемыми, а другое сложным.

Это задание поможет более четко определить разницу между сложным предложением и предложением с однородными членами. А это, как мы знаем, влияет на расстановку знаков препинания

Преступаем к работе.

Давайте послушаем, что у кого получилось?

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное.

Запись в тетрадях.

Вариант 1.

Апрельский дождь прошёл и…

Апрельский дождь прошёл, и…

Вариант 2.

Прилетели птицы и…

Прилетели птицы, и…

Слайд 4

6. Обобщение изученного.

Метод: слово учителя.

Приём: ведущее слово.

А теперь давайте обобщим. Какие виды сложных предложений мы сегодня изучили и каковы их особенности?

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Слушание, детальное, критическое, рефлексивное, информативное. Устные ответы.

Сложное предложение может быть сложносочиненным (состоят из равноправных частей, соединенными союзами А, И, НО), и сложноподчиненным (одна часть зависимо от другой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Сложное предложение"

Урок направлен на совершенствование пунктуационных навыков при изучении сложных предложений, развитие навыков и умений конструировать предложения по схемам, развитие творческих способностей учащихся....

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...