Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Камалова Фидания Рашитовна

 

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

Цели урока:

- познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

- тренировать внимательность;

- воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника;

- воспитывать умение работать в паре и в коллективе.

Оборудование:

Технологическая карта работы.

Карточки с текстом для исследования.

Учебник.

Аудиозапись упражнения для определения вида предложений на слух.

  1. Начало урока

Слайд 1.

  1. Все, что прекрасно,  нравственно. (...)
    Гюстав Флобер
  2. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (...)
    Жан Жак Руссо
  3. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.(…)

Достоевский Ф.М

  1. Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…)
  2. Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. (...)
    Люк де Клапье Вовенарг.

Работа с предложениями, какую тему затрагивают предложения? Какой общей мыслью объединены предложения? (Темы нравственности)

Как вы понимаете нравственность? (ответы)

     Слайд 2.

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

- Разбор предложений. Какие эти предложения? (простые, сложные: союзные и бессоюзные; обособленные).

 Учитель знакомит учащихся с темой урока и выясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала

1. Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (5 минут).  Учащимся предлагается составить синквейн.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

- Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

  Слайд 3.Понятие сложного бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

 Слайд 4.

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души(Противопоставление.)

3.Ечевин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)

Учитель:

- Какие знаки препинания ставится в БСП?

- Расстановка ЗП зависит от чего? (от значения)

Слайд 5. Знаки препинания в БСП. (Анализ предложений)

4. Тренировочные упражнения.

1. Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Номера бессоюзных сложных предложений записать в тетрадь.  Проверить. 

Слайд 6. Тренировочные упражнения

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3.Не рой другому яму – сам споткнешься.

4.Добро не купишь.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом  их создают.

6.Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь.

9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение.

         10. На дне терпения оседает золото

         11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство

5.  Работа с учебником. Выполнение упражнения

6..Работа с заданиями ГИА. В9

- Среди предложений 26 – 31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

Вар.11(1 гр.); Вар.17(2 гр);Вар.20(3гр);Вар.21 (4гр)

- Ответы: 1гр -  27 предложение; 2 гр -26; 3 гр -22; 4 гр -32.

7. Видео-урок «Бессоюзные сложные предложения»

III. Заключительная часть. Выводы

Учитель: Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение это предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях. В бессоюзных сложных предложениях ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

Слайд 8. IV. Домашнее задание

1.Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях.

2. Читать теорию (стр.117 – 119).

3.Задания ГИА В9 (вар5-10);

4. Упр.№195 (Выписать выделенные предложения, указать грамматические основы, определить вид по составу); Упр.194 (у)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Все, что прекрасно, нравственно. ( ... ) Гюстав Флобер 2. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. ( ... ) Жан Жак Руссо 3. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.(…) Достоевский Ф.М 4. Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…) 5. Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. ( ... ) Люк де Клапье Вовенарг

Слайд 2

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»

Слайд 3

Бессоюзные сложные предложения Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации . Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях , что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией . В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме. Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Слайд 4

Примеры предложений с различной интонационной связью: Наступил вечер, шел дождь, с севера дул сильный ветер. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. Ечевин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков.

Слайд 5

Знаки препинания в БСП. Значение. Перечисление Причина Пояснение Дополнение Условие Следствие Противопоставление Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. Пробираться сквозь чащу было трудно: колючие кусты разрослись очень густо. Мой труд совершенно особый: он хочет науку приблизить к искусству, художественному произведению… Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать . Раз солгал - на век лгуном стал . (Пословица) Увидел грача - весну встречай . (Пословица) Лето припасает - зима поедает . (Пословица)

Слайд 6

1. Пока живешь, творить добро спеши. 2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье. 3.Не рой другому яму – сам споткнешься . 4.Добро не купишь. 5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают . 6.Плод, полученный терпением, сахару подобен. 7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел. 8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь . 9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение . 10. На дне терпения оседает золото 11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство

Слайд 7

. Видео-урок «Бессоюзные сложные предложения»

Слайд 8

Ответы заданий ГИА. В9. 1 группа. «Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь все переменилось». №27 2 группа. «Детский писк становился внятнее, отчетливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы». №26 3 группа. «Выбор был велик, желающих пригреть наших оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших».№22 4 группа. «Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза…

Слайд 9

Домашнее задание Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях. Прочитать и запомнить правила (стр.117 – 119). Задания ГИА В9 (вар5-10); Упр.№ 196( Выписать выделенные предложения, указать в них грамматические основы, определить вид по составу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

презентация по русскому языку по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Презентация по русскому языку по теме "Бессоюзные сложные предложения"...

Контрольная работа по русскому языку по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс

Контрольная работа представлена дифференцированно в трёх вариантах ( 1 и 2 упрощённые)...

Контрольно - измерительные материалы по русскому языку по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс.

Данный материал адресован учителям русского языка и литературы и может  использоваться на уроках  при выполнении практических и контрольных заданий по теме «Бессоюзное сложное предложение». ...

Конспект урока русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Заключительный урок после изучения раздела "Бессоюзное сложное предложение" в форме интеллектуальной игры "Умницы и умницы" позволяет не только обобщить и систематизировать пройден...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...