Главные вкладки

    Контрольно - измерительные материалы по русскому языку по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс.
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

    Данный материал адресован учителям русского языка и литературы и может  использоваться на уроках  при выполнении практических и контрольных заданий по теме «Бессоюзное сложное предложение». Задания содержат текст и тестовую часть. Контрольно - измерительные материалы могут оказать помощь учащимся при подготовке  к ОГЭ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_9_klass.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

    Контрольно - измерительные материалы по русскому языку.

    Бессоюзное сложное предложение    

     9 класс

    Автор: Козина О.М.

     

       Данный материал адресован учителям русского языка и литературы и может  использоваться на уроках  при выполнении практических и контрольных заданий по теме «Бессоюзное сложное предложение». Задания содержат текст и тестовую часть. Контрольно - измерительные материалы могут оказать помощь учащимся при подготовке  к ОГЭ.

    Инструкция учащимся по выполнению заданий:

    1.Внимательно прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.

    2.Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, выполните  

     задания 2 – 4 по данной теме.

    3.Выполните остальные задания.

    4. Сверьте  свои ответы с ключом.

    Желаю успеха!

    Текст 1.

    Ручей.

       (1)Бывает встретишь в лесных дебрях ручей. (2) Маленький он едва прокладывает себе путь он еще не может перепрыгнуть через поваленное дерево. (3) Но присмотришься к нему и видишь есть в нем все же что – то задорное сильное и многообещающее! (4) И невольно мелькнет мысль куда он течет этот ручей каким он будет когда пройдет сотни верст? (5) Может быть он станет могучей рекой которая проложит себе путь по чудесным просторам?   (М.Бубеннов)

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

    1)              2)              3)               4)                 5)

    3.В каком бессоюзном предложении стоит двоеточие?

    1)             2)                3)              4)                  5)

    4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

    5.Замените словосочетание «лесных дебрях», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    6.Выпишите грамматическую основу   предложения 1.

    7.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

    9. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными определениями.

     

    Текст 2.

    Утки.

    (1)Там на берегу под кустом раскидистой ивы приютилось многочисленное семейство уток. (2) Одни из них мирно спят спрятав голову под крыло другие сладко дремлют  положив свой широкий клюв на изогнутый горбом туго набитый зоб третьи тихо покрякивая чистят перебирают и приводят в порядок перышки. (3) При этом нет-нет да и упадет одно  другое третье на землю. (4) Ветерок его подхватит кувырком докатит до воды а потом и пошло оно скользить по пруду белой лодочкой обгоняя по пути разноцветные кораблики. (5) Тут – то и подберет его катаясь на лодке какой – нибудь мальчуган.

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

    1)              2)              3)               4)                 5)

    3. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

    4.Назовите номер сложносочиненного предложения:

    1)             2)                3)              4)                  5)

    5.Замените словосочетание «семейства уток», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    6.Выпишите грамматическую основу   предложения 3.

    7.Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

    9. Напишите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

    Текст 3.

      (1)Недавно вставшее солнце затопляло всю рощу сильным хотя и неярким светом везде блестели росинки кой-где внезапно загорались и рделись крупные капли все дышало свежестью жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра когда все уже так светло и так еще безмолвно. (2) Только и слышалось что рассыпчатые голоса жаворонков над отдаленными полями да и в самой роще две – три птички торопясь выводили свои коротенькие коленца и словно прислушивались потом как это у них вышло.(3) От мокрой земли пахло здоровым крепким запахом чистый легкий воздух переливался прохладными струями.

                                                                                                              (И.Тургенев)

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

    1)                     2)                 3)  

    3. Составьте схему бессоюзного сложного предложения .            

    4.Назовите номер  предложения с разными видами связи:

    1)                     2)                3)              

    5.Замените словосочетание «мгновений утра», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    6.Выпишите грамматическую основу   предложения 2.

    7.Среди предложений 1 - 2 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

    9. В каком слове предложения 2 определяется ее значением – «неполнота действия»?

    Текст 4

    (1)В одном месте в глаза мне попало неожиданное впечатление недалеко от дороги вился тонкий дымок между валежником. (2) На пне сидел человек и его фигура одна чернела среди общей белизны темным пятном. (3) Над ним со всех сторон свесились мохнатые лапы лесной заросли вверху еще освещенные солнцем внизу уже охваченные сумраком наступающей ночи. (4) Зрелище это  промелькнуло мимо моего неподвижного взгляда.

    (В.Г.Короленко)

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

    1)              2)              3)               4)                

    3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит двоеточие?

    1)             2)                3)              4)                  

    4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

    5.Замените словосочетание «лесной заросли», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    6.Выпишите грамматическую основу   предложения 1.

    7.Среди предложений 2 – 3 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

    9. Напишите номер сложносочиненного предложения.

    Текст 5

        (1)В далекой и бледной глубине неба только что проступали звездочки на западе  еще алело там и небосклон казался ясней и чище полукруг луны блестел золотом сквозь черную сетку плачущей березы. (2) Другие деревья либо стояли угрюмыми великанами либо сливались в сплошные мрачные громады. (3) Ни один листок не шевелился верхние ветки сиреней и акаций как будто прислушивались к чему – то и вытягивались в теплом воздухе.

    4) Дом темнел вблизи пятнами красноватого света рисовались на нем освещенные длинные тени. (5) Короток и тих был вечер но сдержанный страстный вздох чудился в этой тишине.

    (И.С.Тургенев)

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

    1)              2)              3)               4)        5)        

    3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит дефис?

    1)             2)                3)              4)        5)          

    4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

    5.Замените словосочетание «страстный вздох», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    6.Выпишите грамматическую основу   предложения 2.

    7.Среди предложений 3-5  найдите предложения с необособленным определением. Напишите номера этих предложений.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

    9. Напишите номер сложносочиненного предложения.

    Текст 6

       (1)С середины августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды. (2)Несколько рыбачьих баркасов  заблудилось в море. (3)А двое и совсем не вернулись только спустя неделю выбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.

    (4)Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. (5) Сразу наступили тихие безоблачные дни такие ясные солнечные и теплые каких не было даже в июле. (6)Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

    (А.И.Куприн)

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

    1)              2)              3)               4)        5)       6)  

    3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит двоеточие?

    1)             2)                3)              4)        5)        6)  

    4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

    5.Замените словосочетание «рыбачьих баркасов», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    6.Выпишите грамматическую основу   предложения 2.

    7.Среди предложений 4-6  найдите предложения с однородными членами предложения. Напишите номера этих предложений.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

    9. Напишите номера простых  предложений.

    Текст 7

    (1)Егорушка сам не заметил как очутился опять возле брички. (2) Дядя и отец Христофор крепко спали сон их должен был продолжаться часа два – три. (3)Как же убить это длинное время и куда деваться от зноя? (4)Задача мудреная… (5)Машинально Егорушка подставил рот под струйку  бежавшую из трубочки во рту его стало холодно и запахло болиголовом. (6) Пил он сначала с охотой потом через силу и до тех пор пока острый холод изо рта не побежал по всему телу.

    (По А.Чехову)

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

    1)              2)              3)               4)        5)       6)  

    3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит точка с запятой?

    1)             2)                3)              4)        5)        6)  

    4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

    5.Замените словосочетание «пил с охотой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

    6.Выпишите грамматическую основу   предложения 3.

    7.Среди предложений 4-6  найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.                                                                                                                                                                            

    9. Напишите номер простого  предложения.                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                 

    Текст 8  

       

    (1)Город казался вымершим пустынные улицы замело снегом  холодные громады домов зияли ранами безжизненно повисли сорванные провода троллейбусы намертво вмерзли в сугробы.

    (2)Но раненый имученный город продолжал жить творческой жизнью  в осажденном городе.  (3)Шостакович написал свою знаменитую симфонию названную Ленинградской в подвалах Эрмитажа  работали прославленные художники архитекторы ученые отказавшиеся уехать из Ленинграда. (4)Билибин работал над образами былинных русских богатырей.

    (И.Никифорова)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номера  бессоюзных сложных предложений:

    1)              2)              3)               4)        

    3.В состав какого бессоюзного сложного предложения входит 5 простых предложений?

    1)             2)                3)              4)        

    4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

    5.Замените словосочетание «былинных богатырей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    6.Выпишите грамматическую основу   предложения 2.

    7.Среди предложений 2 - 4  найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.                                                                                                                                                                            

    9. Напишите номера простых  предложений.                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

       Текст 9

      (1)Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд – Гору. (2)Мы шли пешком сзади подкладывая камни по колеса когда лошади выбивались из сил. (3)Казалось дорога вела в небо потому что сколько глаз мог разглядеть она все поднималась и наконец пропадала в облаке которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд – Горы как коршун ожидающий добычу.(4)Снег хрустел под ногами воздух становился  редок было больно дышать  кровь поминутно приливала в голову.

    (По М.Лермонтову)                                                                                                                                      

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номера  бессоюзных сложных предложений:

    1)              2)              3)               4)        

    3.В  каком бессоюзном сложном предложении  стоит точка с запятой?

    1)             2)                3)              4)        

    4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

    5.Среди предложений 1-3 найдите фразеологизм. Выпишите его.

     6.Выпишите грамматическую основу   предложения 1.

    7.Среди предложений 2 - 4  найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.                                                                                                                                                                            

    9. Напишите номер   предложения, в котором есть вводные слова.

    Текст 10

       

    (1)Опускался вечер. (2)Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката тянулись живыми струями в глубину. (3)Васютка взглянул в воду около травы копошились рыбы пошевеливали жабрами и хвостами.

    (4)Небо уже потемнело в воду опускались сумерки. (5)Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. (6)Заря догорала.    

    (В.П.Астафьев)

    1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

    2.Назовите номера  бессоюзных сложных предложений:

    1)              2)              3)               4)          5)           6)  

    3.В  каком бессоюзном сложном предложении  стоит точка с запятой?

    1)             2)                3)              4)         5)             6)

    4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

    5.Среди предложений 1-3 найдите нераспространенное предложение.

     6.Выпишите грамматическую основу   предложения 5.

    7.Среди предложений 2 - 4  найдите предложения с однородными сказуемыми. Напишите номера этих предложений.

    8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.                                                                                                                                                                            

    9. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

    1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

    Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

    Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

    Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

    Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе в 6м классе

    ПОЛОЖЕНИЕо контрольно-измерительных заданияхОбщие требования к содержанию КИЗов1.Киз могут отражать содержание четверти или основной темы четверти.2.Задания каждого блока должны быть согласованы друг ...

    Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

    Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5,7,8 классов специальной (коррекционной) школы.

    Данные материалы содержат тексты контрольных диктантов и грамматических заданий по темам и по уровням возможного обучения  с целью выявления уровня знаний и умений обучающихся по русскому языку....

    Контрольно измерительные материалы по русскому языку (годовая контрольная работа), 5 класс

    Контрольно измерительные материалы по русскому языку для 5 класса содержат кодификатор и спецификацию, 1 демонстрационный выриант заданий и ответы к нему, на основе предложенного КИМ можно создать ана...