Контрольно измерительные материалы по русскому языку (годовая контрольная работа), 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку

Коршунова Мария Винцентовна

Контрольно измерительные материалы по русскому языку для 5 класса содержат кодификатор и спецификацию, 1 демонстрационный выриант заданий и ответы к нему, на основе предложенного КИМ можно создать аналогичные варианты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx50.38 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

5 класс

  1. Кодификатор

Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в контрольной работе

Проверяемые умения

Код

1. Раздел «Орфография»

Безударные гласные в корне слова

1.1

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

1.2

Непроизносимые согласные в корне слова.

1.3

Безударные падежные окончания имен существительных

1.4

Безударные падежные окончания имен прилагательных

1.5

Безударные личные окончания глаголов

1.6

Не с глаголами

1.7

Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими гласными (чн,чк,щн)

1.8

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

1.9

Прописная буква в начале предложения, в именах собственных

1.10

Разделительные Ь и Ъ

1.11

Ь после шипящих на конце имен существительных

1.12

Ь после шипящих на конце  глаголов

1.13

Ь как показатель мягкости предшествующего согласного

1.14

ТСЯ/ТЬСЯ на конце глаголов

1.15

Правописание предлогов с существительными

1.16

Правописание приставок на –З /-С

1.17

Правописание корнях с чередованием (раст/ращ/рос)

1.18

2. Раздел «Пунктуация»

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный,  восклицательный знаки)

2.1

Запятая в предложениях с однородными членами

2.2

Запятая в сложном предложении

2.3

Прямая речь

2.4

Обращение

2.5

3. Раздел «Фонетика»

Звуко-буквенный анализ слова

3

4. Раздел «Морфемика»

 Морфемный разбор

4

5. Раздел «Морфология»

 Морфологический разбор

5

6. Раздел «Синтаксис»

Синтаксический разбор предложения

6.1

7. Раздел «Речь»

Связное речевое высказывание на лингвистическую тему

7.1

Связное речевое  высказывание по содержанию текста

7.2

Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в контрольной работе

Описание элементов метапредметного содержания

Код

Контроль, коррекция (регулятивные УУД)

2.1

Умение анализировать, классифицировать (познавательные УУД)

2.2

Владение рядом общих способов проверки орфограмм (познавательные УУД)

2.3

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивные УУД)

2.4

Перечень требований к уровню подготовки учащихся, по русскому языку в 5 классе

Планируемые результаты обучения, проверяемые умения

Код

Умение записывать под диктовку текст, который учитель диктует по орфоэпическим нормам, проговаривая орфографически части слов с неизученными орфограммами

3.1

Умение самостоятельно проверять текст диктанта, исправление  ошибок, если они есть

3.2.

Умение проверять правильность работы с одновременным орфографическим проговариванием диктанта учителем, внесение исправлений

3.3.

Умение выполнять звуко-буквенный анализ слова

3.4

Умение разбирать слово по составу

3.5

Умение выполнять морфологический разбор  глаголов

3.6

Умение выполнять синтаксический разбор

3.7

Умение составлять связное речевое  высказывание на лингвистическую тему

3.8

Умение составлять связное речевое  высказывание по содержанию текста

3.9


  1. Спецификация
  1. Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ)

Цель - контроль усвоения предметных и (или) метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в 5 классе.

  1. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяют:

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
  • основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом № 1897 от 31.12.10 г.;
  • образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом № 1015 от 30 августа 2013 г.;
  • образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом № 1089 от 5 марта 2004 г.;
  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
  • Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования к формированию универсальных учебных действий (умений), закрепленных в образовательном стандарте.
  • Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.
  • Задания повышенного уровня сложности, в отличие от базовых, предполагает более сложную комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
  • Задания КИМ по своему типу аналогичны заданиям ВПР.
  • Это позволяет обеспечить преемственность промежуточной аттестации с государственной итоговой аттестацией.
  • При разработке КИМ учитываются возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательной активности, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету.
  • Универсальные учебные действия проверяются при помощи заданий, использующих контекст учебного предмета, а также анализ разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера.
  • Для проведения контроля разработаны 4 варианта КИМ, построенные по единому плану.
  1. Характеристика структуры и содержания КИМ

КИМ состоит из 3 частей, включающих в себя диктант и грамматические задания.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 содержит 4 грамматических задания (ГЗ): фонетический разбор, морфемный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор. Разборы выполняются в соответствии с образцом из учебника по русскому языку.

Часть 3 –  2 задания с развёрнутым ответом (РО)

Задания с РО предполагают создание связных речевых высказываний:

1) высказывание на лингвистическую тему;

2) высказывание на тему, связанную с пониманием текста (диктанта).

Распределение заданий по её частям с учётом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице:

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла

Тип заданий

Часть 1

1

9

33

Диктант

Часть 2

4

12

45

ГЗ

Часть 3

2

6

22

РО

Итого

7

27

100

Общий план контрольно-измерительных материалов

Тип задания (КО, РО)

Уровень сложности задания (базовый Б, повышенный П)

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения и способы деятельности

Максимальный балл за выполнение задания

1.

Диктант

Б

Умение писать текст под диктовку

Умение писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. / Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах

9

2.1

ГЗ

Б

Фонетический разбор

Делать транскрипцию слова с учётом ударения сильных и слабых позиций звуков, характеризовать каждый звук (гласный/согласный)

Проводить фонетический разбор слова по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения фонетического разбора; определять количество букв и звуков, сравнивая результаты.

3

2.2

ГЗ

Б

Морфемный разбор

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс, основу

3

2.3

ГЗ

Б

Морфологический разбор

Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи.

Проводить морфологический разбор слова по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

3

2.4

ГЗ

Б

Синтаксический разбор предложения

Находить главные и второстепенные члены предложения. Находить второстепенные члены предложения. Характеризовать предложение по цели высказывания;  по интонации; по наличию грамматических основ; по наличию второстепенных членов. Составлять схему.

3

3.1

РО

П

Речевое высказывание

Составлять связное высказывание на лингвистическую тему

3

3.2

РО

П

Составлять связное высказывание на тему, связанную с пониманием текста (диктанта)

3

  1. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

По уровню сложности задания распределяются по трем уровням:

Базовый уровень – 78 % от общего объёма работы;

Повышенный уровень – 22 % от общего объёма работы.

Варианты контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Распределение заданий по уровню сложности представлены в таблице:

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный  балл

Процент от максимального балла

Базовый

5

21

78

Повышенный

2

6

22

Итого

7

27

100

  1. Продолжительность контрольной работы

На выполнение работы отводится 45 минут.

  1. Дополнительные материалы и оборудование не используются
  2. Система оценивания

Правильно выполненная работа оценивается 27 баллами.

Каждое правильно выполненное задание оценивается по нижеприведённым критериям 1-3.

Задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий выставляется максимальное количество баллов. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа количество баллов снижается по критериям 1-3.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.


Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

по русскому языку  за курс 5 класса

Примерный вариант

I часть

Диктант

НА ОХОТЕ

Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь. Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу.

Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!» Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту.

В кустах слышится шорох. В небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш.

Объём слов: 102

II часть

 Грамматическое задание

2.1.   Выполните фонетический разбор слова узкой.

2.2.   Разберите слова бродил, несёт, узкой, старик  по составу.

2.3.   Выполните морфологический разбор слова бродил.

2.4        .   Выпишите  из текста первое предложение, выполните его синтаксический разбор.

III часть

Речевое высказывание

3.1. Из первого абзаца текста выпишите метафору. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор?

3.2. О каком времени суток идёт речь в тексте? Какие признаки помогли вам это понять? Дайте аргументированный ответ на поставленный вопрос.


Ответы к контрольно-измерительным материалам для промежуточной аттестации

по русскому языку  за курс 5 класса

№ задания

Ответ

1.

Текст диктанта

2.1

Узкой, уз-кой;

[у] – гл., уд.

[с] – согл., тв., гл.

[к] – согл., тв., гл.

[о] – гл., безуд.

[й] – согл., мяг., зв.

5б., 5зв.

2.2

Брод-и-л-    ,  нес-ёт, уз-к-ой, стар-ик-

2.3

I. Бродил – глаг., (что делал?), действ. предм.

II. Н.Ф. – бродить.

П.п.: несов.в., 2 спр.

Н.п.: прош.вр., ед.ч., м.р.

III. Бродил (что делал?)  сказуемое.

2.4

Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще.

Охотник (сущ.) по (предлог) узкой (прилагательное) тропинке (сущ.) шёл (глагол) от (предлог) деревни (сущ.) к (предлог) роще (сущ.).

(Повест., невоскл., простое, двусост., распростр., не осложнено) [              ].

3.1

Нависли клочья тумана / клочья тумана.  Клочья – существительное в переносном значении. Это скрытое сравнение, метафора.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

3.2

В тексте идёт речь об утре, потому что старик с собакой вышел на охоту утром,  туман ещё не успел рассеяться, роса не высохла.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

Критерии оценивания задания №1 (диктант)

Указания по оцениванию

Баллы

K1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три-четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

K2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

K3

Правильность написания диктанта

 

 

Диктант написан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). 
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в диктанте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в диктанте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 
2) в диктанте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

Максимальный балл

9

Критерии оценивания задания №2.1-2.4 (грамматические задания)

Указания по оцениванию

Баллы

2.1

Выполнение фонетического разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

2.2

Выполнение морфемного разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

2.3

Выполнение морфологического разбора

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

2.4

Выполнение синтаксического разбора предложения

 

 

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл за выполнение заданий 2.1-2.4

12

Критерии оценивания задания № 3.1-3.2 (связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос)

Указания к оцениванию

Баллы

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный

0

Дан правильный ответ, но отсутствуют аргументы, примеры из текста.

1

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. 
ИЛИ
дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. 
ИЛИ
дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. 
ИЛИ
дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

 Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт)

2

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

3

Максимальный балл за выполнение заданий 3.1-32.

*Критерии оценивания выполнения заданий  3.1-3.2 аналогичны

6

Критерии перевода баллов в 5-балльную отметку

Оценка «3» от 13 балла(ов)

Оценка «4» от 18 балла(ов)

Оценка «5» от 24 балла(ов)

из 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку за курс 6 класса для проведения итоговой аттестации

Контрольно – измерительные материалы  по русскому языку за курс 6 класса  для проведения итоговой аттестации....

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-7 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в качестве индив...

Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-7 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в качестве индив...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...