Контрольно измерительные материалы по русскому языку (годовая контрольная работа), 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку
Контрольно измерительные материалы по русскому языку для 5 класса содержат кодификатор и спецификацию, 1 демонстрационный выриант заданий и ответы к нему, на основе предложенного КИМ можно создать аналогичные варианты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 50.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы
по русскому языку
5 класс
- Кодификатор
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в контрольной работе
№ | Проверяемые умения | Код |
1. Раздел «Орфография» | ||
Безударные гласные в корне слова | 1.1 | |
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова | 1.2 | |
Непроизносимые согласные в корне слова. | 1.3 | |
Безударные падежные окончания имен существительных | 1.4 | |
Безударные падежные окончания имен прилагательных | 1.5 | |
Безударные личные окончания глаголов | 1.6 | |
Не с глаголами | 1.7 | |
Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими гласными (чн,чк,щн) | 1.8 | |
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1.9 | |
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных | 1.10 | |
Разделительные Ь и Ъ | 1.11 | |
Ь после шипящих на конце имен существительных | 1.12 | |
Ь после шипящих на конце глаголов | 1.13 | |
Ь как показатель мягкости предшествующего согласного | 1.14 | |
ТСЯ/ТЬСЯ на конце глаголов | 1.15 | |
Правописание предлогов с существительными | 1.16 | |
Правописание приставок на –З /-С | 1.17 | |
Правописание корнях с чередованием (раст/ращ/рос) | 1.18 | |
2. Раздел «Пунктуация» | ||
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) | 2.1 | |
Запятая в предложениях с однородными членами | 2.2 | |
Запятая в сложном предложении | 2.3 | |
Прямая речь | 2.4 | |
Обращение | 2.5 | |
3. Раздел «Фонетика» | ||
Звуко-буквенный анализ слова | 3 | |
4. Раздел «Морфемика» | ||
Морфемный разбор | 4 | |
5. Раздел «Морфология» | ||
Морфологический разбор | 5 | |
6. Раздел «Синтаксис» | ||
Синтаксический разбор предложения | 6.1 | |
7. Раздел «Речь» | ||
Связное речевое высказывание на лингвистическую тему | 7.1 | |
Связное речевое высказывание по содержанию текста | 7.2 | |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в контрольной работе
№ | Описание элементов метапредметного содержания | Код |
Контроль, коррекция (регулятивные УУД) | 2.1 | |
Умение анализировать, классифицировать (познавательные УУД) | 2.2 | |
Владение рядом общих способов проверки орфограмм (познавательные УУД) | 2.3 | |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивные УУД) | 2.4 |
Перечень требований к уровню подготовки учащихся, по русскому языку в 5 классе
№ | Планируемые результаты обучения, проверяемые умения | Код |
Умение записывать под диктовку текст, который учитель диктует по орфоэпическим нормам, проговаривая орфографически части слов с неизученными орфограммами | 3.1 | |
Умение самостоятельно проверять текст диктанта, исправление ошибок, если они есть | 3.2. | |
Умение проверять правильность работы с одновременным орфографическим проговариванием диктанта учителем, внесение исправлений | 3.3. | |
Умение выполнять звуко-буквенный анализ слова | 3.4 | |
Умение разбирать слово по составу | 3.5 | |
Умение выполнять морфологический разбор глаголов | 3.6 | |
Умение выполнять синтаксический разбор | 3.7 | |
Умение составлять связное речевое высказывание на лингвистическую тему | 3.8 | |
Умение составлять связное речевое высказывание по содержанию текста | 3.9 |
- Спецификация
- Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ)
Цель - контроль усвоения предметных и (или) метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в 5 классе.
- Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание КИМ определяют:
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
- основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом № 1897 от 31.12.10 г.;
- образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом № 1015 от 30 августа 2013 г.;
- образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом № 1089 от 5 марта 2004 г.;
- Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
- Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования к формированию универсальных учебных действий (умений), закрепленных в образовательном стандарте.
- Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.
- Задания повышенного уровня сложности, в отличие от базовых, предполагает более сложную комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
- Задания КИМ по своему типу аналогичны заданиям ВПР.
- Это позволяет обеспечить преемственность промежуточной аттестации с государственной итоговой аттестацией.
- При разработке КИМ учитываются возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательной активности, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету.
- Универсальные учебные действия проверяются при помощи заданий, использующих контекст учебного предмета, а также анализ разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера.
- Для проведения контроля разработаны 4 варианта КИМ, построенные по единому плану.
- Характеристика структуры и содержания КИМ
КИМ состоит из 3 частей, включающих в себя диктант и грамматические задания.
Часть 1 – диктант.
Часть 2 содержит 4 грамматических задания (ГЗ): фонетический разбор, морфемный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор. Разборы выполняются в соответствии с образцом из учебника по русскому языку.
Часть 3 – 2 задания с развёрнутым ответом (РО)
Задания с РО предполагают создание связных речевых высказываний:
1) высказывание на лингвистическую тему;
2) высказывание на тему, связанную с пониманием текста (диктанта).
Распределение заданий по её частям с учётом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице:
Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла | Тип заданий |
Часть 1 | 1 | 9 | 33 | Диктант |
Часть 2 | 4 | 12 | 45 | ГЗ |
Часть 3 | 2 | 6 | 22 | РО |
Итого | 7 | 27 | 100 |
Общий план контрольно-измерительных материалов
№ | Тип задания (КО, РО) | Уровень сложности задания (базовый Б, повышенный П) | Проверяемые элементы содержания | Проверяемые умения и способы деятельности | Максимальный балл за выполнение задания |
1. | Диктант | Б | Умение писать текст под диктовку | Умение писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. / Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах | 9 |
2.1 | ГЗ | Б | Фонетический разбор | Делать транскрипцию слова с учётом ударения сильных и слабых позиций звуков, характеризовать каждый звук (гласный/согласный) Проводить фонетический разбор слова по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения фонетического разбора; определять количество букв и звуков, сравнивая результаты. | 3 |
2.2 | ГЗ | Б | Морфемный разбор | Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс, основу | 3 |
2.3 | ГЗ | Б | Морфологический разбор | Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи. Проводить морфологический разбор слова по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора. | 3 |
2.4 | ГЗ | Б | Синтаксический разбор предложения | Находить главные и второстепенные члены предложения. Находить второстепенные члены предложения. Характеризовать предложение по цели высказывания; по интонации; по наличию грамматических основ; по наличию второстепенных членов. Составлять схему. | 3 |
3.1 | РО | П | Речевое высказывание | Составлять связное высказывание на лингвистическую тему | 3 |
3.2 | РО | П | Составлять связное высказывание на тему, связанную с пониманием текста (диктанта) | 3 |
- Распределение заданий КИМ по уровням сложности
По уровню сложности задания распределяются по трем уровням:
Базовый уровень – 78 % от общего объёма работы;
Повышенный уровень – 22 % от общего объёма работы.
Варианты контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Распределение заданий по уровню сложности представлены в таблице:
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл | Процент от максимального балла |
Базовый | 5 | 21 | 78 |
Повышенный | 2 | 6 | 22 |
Итого | 7 | 27 | 100 |
- Продолжительность контрольной работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
- Дополнительные материалы и оборудование не используются
- Система оценивания
Правильно выполненная работа оценивается 27 баллами.
Каждое правильно выполненное задание оценивается по нижеприведённым критериям 1-3.
Задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий выставляется максимальное количество баллов. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа количество баллов снижается по критериям 1-3.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации
по русскому языку за курс 5 класса
Примерный вариант
I часть
Диктант
НА ОХОТЕ
Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь. Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу.
Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!» Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту.
В кустах слышится шорох. В небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш.
Объём слов: 102
II часть
Грамматическое задание
2.1. Выполните фонетический разбор слова узкой.
2.2. Разберите слова бродил, несёт, узкой, старик по составу.
2.3. Выполните морфологический разбор слова бродил.
2.4 . Выпишите из текста первое предложение, выполните его синтаксический разбор.
III часть
Речевое высказывание
3.1. Из первого абзаца текста выпишите метафору. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор?
3.2. О каком времени суток идёт речь в тексте? Какие признаки помогли вам это понять? Дайте аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Ответы к контрольно-измерительным материалам для промежуточной аттестации
по русскому языку за курс 5 класса
№ задания | Ответ |
1. | Текст диктанта |
2.1 | Узкой, уз-кой; [у] – гл., уд. [с] – согл., тв., гл. [к] – согл., тв., гл. [о] – гл., безуд. [й] – согл., мяг., зв. 5б., 5зв. |
2.2 | Брод-и-л- , нес-ёт, уз-к-ой, стар-ик- |
2.3 | I. Бродил – глаг., (что делал?), действ. предм. II. Н.Ф. – бродить. П.п.: несов.в., 2 спр. Н.п.: прош.вр., ед.ч., м.р. III. Бродил (что делал?) сказуемое. |
2.4 | Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Охотник (сущ.) по (предлог) узкой (прилагательное) тропинке (сущ.) шёл (глагол) от (предлог) деревни (сущ.) к (предлог) роще (сущ.). (Повест., невоскл., простое, двусост., распростр., не осложнено) [ ]. |
3.1 | Нависли клочья тумана / клочья тумана. Клочья – существительное в переносном значении. Это скрытое сравнение, метафора. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. |
3.2 | В тексте идёт речь об утре, потому что старик с собакой вышел на охоту утром, туман ещё не успел рассеяться, роса не высохла. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. |
Критерии оценивания задания №1 (диктант)
№ | Указания по оцениванию | Баллы | ||
K1 | Соблюдение орфографических норм |
| ||
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 4 | ||
Допущено не более двух ошибок | 3 | |||
Допущены три-четыре ошибки | 2 | |||
Допущено пять ошибок | 1 | |||
Допущено более пяти ошибок | 0 | |||
K2 | Соблюдение пунктуационных норм |
| ||
| Пунктуационных ошибок нет | 3 | ||
Допущена одна ошибка | 2 | |||
Допущены две ошибки | 1 | |||
Допущено более двух ошибок | 0 | |||
K3 | Правильность написания диктанта |
| ||
| Диктант написан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). | 2 | ||
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: | 1 | |||
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: | 0 | |||
Максимальный балл | 9 |
Критерии оценивания задания №2.1-2.4 (грамматические задания)
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
2.1 | Выполнение фонетического разбора |
|
| Разбор выполнен верно | 3 |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
2.2 | Выполнение морфемного разбора |
|
| Разбор выполнен верно | 3 |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
2.3 | Выполнение морфологического разбора |
|
| Разбор выполнен верно | 3 |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
2.4 | Выполнение синтаксического разбора предложения |
|
| Разбор выполнен верно | 3 |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
Максимальный балл за выполнение заданий 2.1-2.4 | 12 |
Критерии оценивания задания № 3.1-3.2 (связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос)
Указания к оцениванию | Баллы |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Дан правильный ответ, но отсутствуют аргументы, примеры из текста. | 1 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт) | 2 |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 3 |
Максимальный балл за выполнение заданий 3.1-32. *Критерии оценивания выполнения заданий 3.1-3.2 аналогичны | 6 |
Критерии перевода баллов в 5-балльную отметку
Оценка «3» от 13 балла(ов)
Оценка «4» от 18 балла(ов)
Оценка «5» от 24 балла(ов)
из 27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие
1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку за курс 6 класса для проведения итоговой аттестации
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку за курс 6 класса для проведения итоговой аттестации....
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...
Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-7 класс (раздел « Орфография»)
Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в качестве индив...
Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-7 класс (раздел « Орфография»)
Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в качестве индив...
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Анонс материалаДанный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...
Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-7 класс (раздел « Орфография»)
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-7 классов...