Разработка урока на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Скирда Марина Викторовна

Урок на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении». Использованы современные образовательные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Цели:    

  • Образовательные:
  • повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;
  • выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
  • формировать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак;
  • познакомить учащихся с понятием «интонационное тире», его ролью как средства выразительности речи.
  • Развивающие:
  • развивать способность восприятия и осмысления  роли БСП в устной и письменной речи, в художественном тексте;
  • развивать   навыки  монологической и диалогической речи;
  • развивать   навыки  владения такими  коммуникативными качествами, как правильность, точность, выразительность, образность речи;
  • способствовать развитию эмпирического и теоретического мышления учащихся;
  • развивать  умение систематизировать полученные знания, составлять схемы, таблицы, заниматься исследовательской деятельностью, т.е. развивать   интеллектуальные и творческие способности учащихся через различные формы и виды деятельности;
  • развивать умение организовывать свою деятельность,  определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе, оценивать достигнутые результаты;  
  • формирование  межличностных отношений в учебной деятельности.
  • Воспитательные:
  • воспитывать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь.
  • воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться;
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология:

  • элементы методики РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова;
  • исследовательского метода;
  •  дифференцированного обучения;
  • технологии сотрудничества;
  • информационно-коммуникационная технология.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Оборудование урока:  мультимедийная презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока

п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Эмоциональная мотивация снимает напряжённость, тревожность, обеспечивает психологический настрой на учебную деятельность, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. 

Приветствует учащихся.

Настраивает их на учебную деятельность.

2.

Традиционная                       « разминка »

Активизирует процесс мышления.

Необходимый этап в процессе повторения изученного материала, обязательный, традиционный момент возвращения к собственным ошибкам с целью избавления от них.

 

Цель данного вида работы: развивать внимание, память и орфографическую зоркость

Сегодня мы повторяем очередную «коварную» орфограмму - дефисное написание различных частей речи. Как всегда, дома вы повторяли определённые номера орфограмм: № 40, 44, 62, 68, 69 и 70.

   Выполняем задание.

Используются ИКТ. Презентация 1. Слайд1.

На экране: текст задания со скобками в словах.

Два человека работают на закрытых досках.

Выберите слова с дефисным написанием. Выпишите, раскрывая скобки.

Тёмно ( бордовая) шаль, свеже( выкрашенный) пол, кое(как) выполнено, железно( дорожный) вокзал, жить на юго ( западе), горько( солёный), точь(в)(точь)  такой (же), сизо( крылый) голубь, слышать из(редка), по( дружески) подшутить, скажи(ка) правду, отстал из(за) (не)погоды, всё(таки) опоздал, как(будто) нарочно, так(же) хорошо учится, как и я, затопило пол ( Европы), пробираться в (слепую),налить в пол( литровку), объехал пол( города), наконец(то) дождался, один киловатт(час), поймать жар(птицу)кое(в) (чём) сомневаться, съесть пол(лимона), физико( математический) факультет.

Проверка.

1.Проверяем работавших у доски.

2.На экране - правильно выполненное задание.

Слайд 2.

3.Оцениваем свою работу. Слайд 3.

1 – 2 ошибки – « 4»

3 – 4 ошибки – « 3»

> 4 -                   « 2»

И   безошибочная работа – « 5»

Выборочное списывание слов с пропуском орфограмм. Обозначение орфограмм как способ их осмысления и запоминания.

Выполнение задания:

Тёмно-бордовая, кое-как, на юго-западе, горько-солёный, точь-в-точь,

по-дружески ,скажи-ка, из-за, всё-таки, пол-Европы, наконец-то, киловатт-час, жар-птицу, пол-лимона, физико-математический.

Развитие внимания при проверке работы, выполненной одноклассниками, и при сверке с образцом.

   «Практикумы»                    (М.В.Козулина                       « Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум». Саратов, «Лицей», 2006 г.) с выполненным  дома заданием № 293 и № 308 по этой же орфограмме сдают после урока.

3.

Повторение изученного на предыдущих уроках материала.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос с целью настроить учащихся на изучение нового материала.

1.В чём отличие БСП от других видов сложных предложений?

2. Какой делают нашу речь БСП, что вносят в неё? Где употребляются?

3. Какая может быть интонация в БСП?

4.Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

5.От чего зависит выбор знака?

6. В каких случаях в БСП ставится запятая? Точка с запятой? Двоеточие?

Отвечают на вопросы.

1. Части связаны смыслом и интонацией, без союзов.

2. Динамизм, стремительность.

Чаще – в разговорной речи, в диалогах.

3. Перечисления, противопоставления, обусловленности, пояснения, предупреждения, присоединения (добавочного сообщения).

4. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

5. От интонации, смысловых отношений между частями, распространённости простых предложений в составе сложного.

6.Отвечают правило.

4.

Этап мотивации

Задание: проанализируйте данные предложения, объясните постановку в них знака тире (простые предложения с разными случаями постановки тире)

(Презентация 1.Слайды 4 – 6).

Анализируют предложения. В случае затруднения обращаются к справочникам.

Объясняют знаки препинания (устно).

5.

Постановка учебной задачи.

Последние два предложения - БСП. Не смогли объяснить.

Следовательно, какая задача стоит перед нами?

Формулируют УЗ:

определить условия постановки тире между частями БСП.

6.

Операционно-исполнительный этап.

Задание исследовательского характера: на основе имеющихся знаний самостоятельно вывести правило постановки тире в БСП, проанализировав данные учителем примеры (Приложение 1). Учитель руководит процессом с помощью различных наводящих подсказок.

Учитель руководит процессом

Работа в группах (7 групп по 3 - 4  человека). Задание (Приложение 1) в группах дифференцировано по уровню сложности. Задания по группам:1)времени; 2)условия;3) следствие, результат, вывод; 4) противопоставление;                 5) сравнение; 6) неожиданное присоединение, быстрая смена событий;                            7) присоединительное значение и начинается словами (это) так, такой, только, таков).

Учащиеся работают в группах, обсуждают полученное задание и принимают решение.

7.

Защита гипотезы.

Цель данного этапа: сформулировать пунктуационное правило «Тире в БСП».

Выступает представитель каждой группы. На экране текст, по которому группа работала. (Презентация 2). Группа, а также любой ученик из другой группы  может дополнять ответ.

После обсуждения учащиеся записывают в справочники пунктуационное правило в виде схем.

(Приложение 2).

8.

Работа с учебником.

Цель данного этапа: отработка полученных результатов.

Задание: упражнение №199.

Выполняют упражнение в справочниках, записывая данные в упражнении предложения как примеры к схемам. Обозначают грамматические основы предложений, скобками выделяют части БСП, указывают значение частей.

9.

Дополнительная информация для учащихся о роли тире как средства выразительности речи.

Цель данного этапа: познакомить учащихся с понятием «интонационное тире», его ролью как средства выразительности речи.

Сообщение учителя.

В лингвистике существует понятие – интонационное тире – такое тире, к которому прибегают писатели и поэты как к средству выразительности речи, чтобы сосредоточить внимание на слове, важном для писателя, выразить эмоционально-экспрессивный настрой самого автора, создать особую ритмику произведения.

Например, любимые знаки Марины Цветаевой – тире и восклицательный знак. Только они в состоянии передать тот накал страстей, буйство чувств, которыми охвачена лирическая героиня цветаевской поэзии.

Индивидуально-авторское тире: сжатость речи, скупость на словесные средства выражения. Например, уплотнённый до предела текст Цветаевой часто содержит лишь смысловые ориентиры, те ключевые слова, которые не могут быть угаданы, все же другие элементы высказывания опускаются, так как в данном случае не несут главной мысли.

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы.

Делают записи в справочнике.

Выполняют задание (Презентация 1. Слайд 7). (Приложение 3).

 Примерный ответ: с помощью тире Цветаева выделяет эмоционально и семантически наиболее важные, значимые слова и выражения.

10.

Рефлексивно-оценочный этап.

Тест (Презентация 3.Проверим свои знания!) с целью оценить собственные знания       (оценку ученик ставит себе сам).

Выполняют тест, затем проверяют его с помощью листа ответов (Презентация 3.Проверим свои знания!). Оценивают уровень своих знаний. Выставляют оценки в оценочные листы по теме    (вложены в справочники).

11.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Учитель подводит итоги урока. Выставляет оценки за работу на уроке.

Выставляют оценки в дневники.

12.

Домашнее задание.

§ 33 – 35. Записи в справочниках.№ 201. Найти в 1 действии комедии «Недоросль» бессоюзные предложения. Выписать их и объяснить постановку знаков препинания.

Повторяют изученный материал. Выполняют упражнение. В  электронном  дневнике они получат главу «БСП» электронного учебника, где вместе со мной ещё раз повторят тему.

Приложение 1. Задания для групповой работы.

Группа 1. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать?

  1. Зайдешь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет.
  2. Ехал сюда – рожь начинала желтеть.
  3. Увидел грача -  весну встречай.
  4. Гуляли по лесу – дядя восхищался лесом.
  5. Папа вернётся с работы – он вам почитает.
  6. Взойдёт солнце – отправимся в путь.

__________________________________________________________________________

Группа 2. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать?

  1. Кошки грызутся – мышам приволье.
  2. Будет дождик – будут и грибки.
  3. Май холодный - год хлебородный.
  4. Сам земле не поклонишься -  она к тебе не придет.
  5. С лодырем поведешься - горя наберешься.
  6. Есть терпенье - будет и уменье.
  7. Увидел грача -  весну встречай.
  8. Хочешь поймать рыбу -  не взбирайся на дерево.
  9. Пропадет какой лист — Сережа ищет его.

__________________________________________________________________________

Группа 3. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать?

  1. Я умираю – мне не к чему лгать.
  2. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат.
  3. Натаскала белка орехов в дупло -  будет ей в зиму тепло.
  4. Не делай зла -  не будешь в вечном страхе.
  5. Сильный напрягся -  сильнее стал, слабый напрягся -  хребет сломал.
  6. Воробьи затихли и спрятались под крышу -  приближается гроза.
  7. Еще выстрел — кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.

Группа 4. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать?

  1. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
  2. Он гость – я хозяин.
  3. Не сушит человека работа - сушит забота.
  4. Осень хвастлива -  зима справедлива.
  5. Старший начинает -  младший продолжает.
  6. Благородный человек предъявляет требования к себе -  низкий человек предъявляет требования к другим.
  7. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло.

______________________________________________________________________

Группа 5. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать?

  1. Молвит слово – соловей поёт.
  2. Посмотрит - рублём подарит.
  3. Мимо пройдет — солнцем одарит.
  4. Посмотрит ласково – солнышко пригреет.
  5. Посмотрит гневно – тучки на небо набегут.
  6. Раскричится – гроза разразится.
  7. Травой зарастают равнины – временем зарастает боль.
  8. Ученый без трудов – дерево без плодов.

___________________________________________________________________________

Группа 6. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать?

  1. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  2. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось.
  3. Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай.
  4. Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы.
  5. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
  6. Игнат спустил курок – ружьё дало осечку.
  7. Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

Группа 7. Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения. Определите смысловые отношения между частями. Сформулируйте правило постановки тире в БСП. Какие слова – подсказки можно использовать?

  1. Алена вздохнула прерывисто — так вздыхает наплакавшийся ребенок.
  2. Приказ есть приказ – так его воспитали.
  3. Луну точно на веревке спускали сверху — такая она была близкая, большая.
  4. Вдруг он услышал пение — это пела бабушка.
  5. На стене ни одного образа – дурной знак.
  6. Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.
  7. Никитич может рассуждать таким манером хоть всю ночь — только развесь уши.

___________________________________________________________________________

Приложение 2.Что записано в справочники.

  1. (Когда) [1   время] – [2     ].
  2.  (Если) [1 условие] – [  2     ]. [1   время] – [2     ].
  3. [1       ] – [  2 следствие  ].
  4. [1   ]    (а, но)    [2     ].

противопоставление                                                               + пример из № 199

  1. [1   ] ( словно, как будто) [2   ].

          сравнение

  1. [1  ](и вдруг ) – [2     ].

   быстрая смена событий, неожиданное присоединение

  1. [1   ] – [2 (это)  так, такой, таков, только  присоединительное значение].

Приложение 3. Презентация 1. Слайд 7.

Прочитайте предложения, объясните постановку тире.

В огромном городе моем - ночь.

Из дома сонного иду - прочь

И люди думают: жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому - вслед,

-И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,

Ночного листика во рту - вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам - снюсь.          

                                                                   М. Цветаева.1916 г.

Презентация 1. Дефисное написание различных частей речи («разминка»).

Презентация 2. Слайд 4.

  1. Арзамас – наш родной город.
  2. Биться в одиночку – жизни не перевернуть.
  3. Задача номер один – понять самого себя.
  4. Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал.
  5. Чтение – вот лучшее учение.
  6. Выполнить работу в срок – это очень важно.

Слайд 5.

  1. Береги платье снову, а честь — смолоду.
  2. Я не слишком люблю это дерево – осину.
  3. Мой приход – я это мог заметить – вначале несколько смутил гостей.
  4. Спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колёс – всё мокро и блестит на солнце.

Слайд 6.

  1. «Какое число у нас сегодня?»- воскликнул он.
  2. - Что, есть у тебя книжка? – спросил он вдруг.

 - Есть.

 - Почитаешь мне?

  1. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт.
  2. Давно наступили сумерки – она всё ещё сидела в гостиной.

Презентация 3. Проверим свои знания! (Тест.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выберите слова с дефисным написанием. Выпишите, раскрыв скобки. Тёмно(бордовая) шаль, свеже (выкрашенный) пол, кое(как) выполнено, железно(дорожный) вокзал, жить на юго(западе), горько(солёный), точь(в)(точь) такой(же), сизо( крылый ) голубь, слышать из(редка), по(дружески) подшутить, скажи(ка) правду, отстал из(за) (не)погоды, всё(таки) опоздал, как(будто) нарочно, так(же) хорошо учится, как и я, затопило пол(Европы), пробираться в(слепую),налить в пол(литровку), объехал пол(города), наконец(то) дождался, один киловатт(час), поймать жар(птицу), кое(в)(чём) сомневаться, съесть пол(лимона), физико(математический) факультет.

Слайд 2

Выполнение задания Тёмно-бордовая, кое-как, на юго-западе, горько-солёный, точь-в-точь , по-дружески, скажи-ка, из-за, всё-таки, пол-Европы, наконец-то, киловатт-час, жар-птицу, пол-лимона, физико-математический.

Слайд 3

Оцениваем свою работу. 1 – 2 ошибки – « 4» 3 – 4 ошибки – « 3» > 4 - « 2» И безошибочная работа – « 5»

Слайд 4

Арзамас – наш родной город. Биться в одиночку – жизни не перевернуть. Задача номер один – понять самого себя. Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал. Чтение – вот лучшее учение. Выполнить работу в срок – это очень важно.

Слайд 5

7. Береги платье снову , а честь — смолоду. 8. Я не слишком люблю это дерево – осину. 9. Мой приход – я это мог заметить – вначале несколько смутил гостей. 10. Спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колёс – всё мокро и блестит на солнце.

Слайд 6

11. «Какое число у нас сегодня?»- воскликнул он. 12. - Что, есть у тебя книжка? – спросил он вдруг. - Есть. - Почитаешь мне? 13. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт. 14. Давно наступили сумерки – она всё ещё сидела в гостиной.

Слайд 7

Прочитайте предложения, объясните постановку тире . В огромном городе моем - ночь. Из дома сонного иду - прочь И люди думают: жена, дочь,- А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет - путь, И где-то музыка в окне - чуть. Ах, нынче ветру до зари - дуть Сквозь стенки тонкие груди - в грудь. Есть черный тополь, и в окне - свет, И звон на башне, и в руке - цвет, И шаг вот этот - никому - вслед, И тень вот эта, а меня - нет. Огни - как нити золотых бус, Ночного листика во рту - вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам - снюсь . М. Цветаева.1916 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Группа 1 1. Зайдешь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет. 2. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. 3. Увидел грача - весну встречай. 4. Гуляли по лесу – дядя восхищался лесом. 5. Папа вернётся с работы – он вам почитает. 6. Взойдёт солнце – отправимся в путь.

Слайд 2

( Когда) [ 1 время] – [ 2 ].

Слайд 3

Группа 2. Кошки грызутся – мышам приволье. Будет дождик – будут и грибки. Май холодный - год хлебородный. Сам земле не поклонишься - она к тебе не придет. С лодырем поведешься - горя наберешься. Есть терпенье - будет и уменье. Увидел грача - весну встречай. Хочешь поймать рыбу - не взбирайся на дерево. Пропадет какой лист — Сережа ищет его.

Слайд 4

(Если) [1 условие] – [ 2 ].

Слайд 5

Группа 3. Я умираю – мне не к чему лгать. Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат. Натаскала белка орехов в дупло - будет ей в зиму тепло. Не делай зла - не будешь в вечном страхе. Сильный напрягся - сильнее стал, слабый напрягся - хребет сломал. Воробьи затихли и спрятались под крышу - приближается гроза. Еще выстрел — кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.

Слайд 6

[ 1 ] – [ 2 следствие, вывод, результат ].

Слайд 7

Группа 4. Служить бы рад – прислуживаться тошно. Он гость – я хозяин. Не сушит человека работа - сушит забота. Осень хвастлива - зима справедлива. Старший начинает - младший продолжает. Благородный человек предъявляет требования к себе - низкий человек предъявляет требования к другим. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло.

Слайд 8

[1 ] (а, но ) - [2 ]. противопоставление

Слайд 9

Группа 5 Молвит слово – соловей поёт. Посмотрит - рублём подарит. Мимо пройдет — солнцем одарит. Посмотрит ласково – солнышко пригреет. Посмотрит гневно – тучки на небо набегут. Раскричится – гроза разразится. Травой зарастают равнины – временем зарастает боль. Ученый без трудов – дерево без плодов.

Слайд 10

[ 1 ] ( словно, как будто ) - [2 ]. сравнение

Слайд 11

Группа 6. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай. Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы . Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Игнат спустил курок – ружьё дало осечку. Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

Слайд 12

[ 1 ](и вдруг ) – [2 ]. быстрая смена событий, неожиданное присоединение

Слайд 13

Группа 7. Алена вздохнула прерывисто — так вздыхает наплакавшийся ребенок. Приказ есть приказ – так его воспитали. Луну точно на веревке спускали сверху — такая она была близкая, большая. Вдруг он услышал пение — это пела бабушка. На стене ни одного образа – дурной знак. Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака. Никитич может рассуждать таким манером хоть всю ночь — только развесь уши.

Слайд 14

[ 1 ] – [2 (это ), так, такой, таков, только ]. присоединительное значение

Слайд 15

(Когда) [ 1 время] – [ 2 ]. (Если) [ 1 условие] – [ 2 ]. [ 1 ] – [ 2 следствие, вывод, результат ]. [ 1 ] (а, но) - [ 2 ]. противопоставление 5. [ 1 ] ( словно, как будто ) - [ 2 ]. сравнение 6. [ 1 ] (и вдруг ) – [ 2 ]. быстрая смена событий, неожиданное присоединение 7. [ 1. ] – [ 2 (это) так, такой, таков, только ]. присоединительное значение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверим свои знания!

Слайд 2

В каком предложении ставится тире ? Степь как море. Сосна дерево долговечное. Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. Ничего не видно в тумане ни скал ни лесов. А 1

Слайд 3

В каком предложении ставится тире? Много снегу много хлеба. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. Учитель сказал Прочитайте статью и составьте план. Жутко выйти на дорогу непонятная тревога под луной царит. А2

Слайд 4

В каком предложении ставится тире ? Стволы берез будто кружевные ворота очаровывали путника. Все сливалось в непроницаемый мрак и вода и берег и тучи. Я смотрела на небо над городом шло не меньше десяти самолетов. Не делай зла не будешь в вечном страхе. А3

Слайд 5

Между частями какого сложного бессоюзного предложения нужно поставить тире? Поленово дивный уголок Средней России. Толстой Тургенев Достоевский все эти великие люди России признавали Пушкина своим родоначальником. Поднесли спичку огонь запылал. Я верил он вернется. А4

Слайд 6

Как объяснить постановку тире в предложении: Хочешь есть калачи - не лежи на печи. 1.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2.Вторая часть бессоюзного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в 1 части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во 2 части. 4.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чем говорится во 2 части. А5

Слайд 7

Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении: Клёст соскочил с жердочки, взмахнул клювом ( ) семечко разлетелось на две половинки . 1.Двоеточие, т.к. вторая часть сложного предложения имеет значение причины. 2 . Тире, т.к. во 2 части сложного предложения говорится о действии, происшедшем вследствие действия, описанного в 1 части. 3.Двоеточие , т.к. во 2 части сложного предложении конкретизируется значение 1 части. 4. Тире, т.к. в 1 части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во2 части. А6

Слайд 8

В каком предложении нет тире? Он шутил я злобствовал. Контора начальника помещалась на набережной, очень недалеко, не стоило брать автомобиль. А распустит волосы золото рассыпается по плечам. К экзаменам я готовился сам помогать было некому . : А7

Слайд 9

Ответы А1 - 2 А2 - 1 А3- 4 А4 -3 А5 - 3 А6 -2 А 7- 4

Слайд 10

Оцените свои знания Если у вас … 8 правильных ответов, то вы заслуживаете оценки «5» 6-7 правильных ответов – «4» 4-5 правильных ответов – «3» меньше – увы, вы не усвоили тему . Совет: вернитесь к началу наших уроков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Помещённый материал включает  презентацию урока, план-конспект, задания для учеников, которые разработаны с целью подготовки к ГИА....

открытый урок по русскому языку по теме"Тире в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка урока в 9 классе с презентацией...

Урок в 9 классе по теме: «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Урок разработан для среднего класса общеобразовательной школы с дифференцированным обучением по программе С.И.Львовой....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

Урок и презентация по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"

В папке - конспект урока, презентация и рабочий лист к уроку....

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении" - урок изучения нового материала, целью которого является усвоение обучающимися 9 класса особенностей постановки тире в бессоюзном сложно...