Урок по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Помещённый материал включает  презентацию урока, план-конспект, задания для учеников, которые разработаны с целью подготовки к ГИА.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тире в бессоюзном сложном предложении

Слайд 2

Повторим изученное! 1 вариант Выпишите грамматические основы из предложений (задание типа В9) 2 вариант Укажите количество грамматических основ в данных предложениях (задание типа В12)

Слайд 3

Ответы 1 вариант 1) важно сохранить 2) он опустил и повернулся 3) никто не соприкоснулся 4) человек не может состояться 5) владеть значит владеть 6) многие умели и умеют 7) гудение и серебро 8) круги становятся слабее. 9) три опасности существуют 10) Москва показалась не безмолвной, а полной звуков. 2 вариант 1) три 2) две 3) три 4) пять 5) три 6) три 7) три 8) три 9) три 10) три

Слайд 4

Повторим изученное о БСП!

Слайд 5

Повторим изученное о БСП! 1. значение 2. значение двоеточие запятая точка с запятой

Слайд 6

Не забывайте! 1. значение перечисление ( и ) пояснение ( а именно ) 2. значение причина ( потому что ) дополнение( что ; увидел, что ) запятая точка с запятой двоеточие

Слайд 7

Какой пунктуационный знак следует поставить вместо скобок? 1. Я вошёл в хату( ) две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. 2. Я не мог заснуть( )передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. 3. Она была хороша( ) высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу. 4. Я взглянул на неё и испугался( ) её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы. 5. Вот мои условия( ) вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.

Слайд 8

Познакомимся с новым материалом! 1. Я гость, а вы хозяин. 2. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова. 3. Если любишь кататься , то люби и саночки возить. 4. Когда настанет утро, двинемся в путь. 5. Молвит слово, как будто соловей поёт. 6. Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать! ( противопоставление ) ( условие ) ( быстрая смена событий ) ( время ) ( сравнение ) ( следствие, вывод )

Слайд 9

Познакомимся с новым материалом! 1. Я гость ( ) вы хозяин. ( противопоставление? ) 2. Сыр выпал ( ) с ним была плутовка такова. ( быстрая смена событий ? ) 3. Любишь кататься ( ) люби и саночки возить. ( условие ? ) 4. Настанет утро ( ) двинемся в путь. ( время ? ) 5. Молвит слово ( ) соловей поёт. ( сравнение ? ) 6. Хвалы приманчивы ( ) как их не пожелать! ( следствие, вывод ? )

Слайд 10

Сформулируйте правило! 1. Я гость - вы хозяин. ( противопоставление ) 2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. ( быстрая смена событий ) 3. Любишь кататься - люби и саночки возить. ( условие ) 4. Настанет утро - двинемся в путь. ( время ) 5. Молвит слово - соловей поёт. ( сравнение ) 6. Хвалы приманчивы - как их не пожелать! ( следствие, вывод )

Слайд 11

Запишите опорную схему! противопоставление (а) быстрая смена событий значение условие (если) время (когда) сравнение (как будто) следствие (так что, поэтому, значит) ТИРЕ

Слайд 12

Запомните интонацию в БСП! 1. [ ] , [ ] . 2. [ ] ; [ ] . 3. [ ] : [ ] . 4. [ ] - [ ] .

Слайд 13

Закрепим изученное! Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. Я повторил приглашение – он ничего не отвечал. Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. Попробовал идти пешком – ноги подкосились. Выстрел раздался – дым наполнил комнату. Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.

Слайд 14

Выполните упр. 199 (стр.135)

Слайд 15

Проверим упражнение! 1) противопоставление 2) условие 3) условие 4) время 5) условие 6) условие 7) условие или время 8) условие 9) противопоставление

Слайд 16

противопо- ставление условие время следствие, вывод Начертите таблицу

Слайд 17

1. Источник удаляет жажду –доброе слово оживляет сердце. 2. Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 3. Наука даром не даётся – наука трудом берётся. 4. Азбуку учат – на всю избу кричат. 5. Есть терпение – будет и умение. 6. С глупым водиться – сам поглупеешь. 7. С умным поговорить – воды напиться.

Слайд 18

11. Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. 8. Прочёл хорошую книгу – встретился с другом. 9. Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай. 10. Не ищи безупречного друга – останешься один. 12. Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос. 13. Обидит друг – ляжет камнем слово. 14. Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.

Слайд 19

15. Будешь книги читать – будешь всё знать. 16. Утром не встанешь – день пропал. 17. Хвастун правду скажет – ему никто не поверит. 18. Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. 19. Ручка беленька – душа чёрненька. 20. Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье плачет. 21. Нет умного соседа – беседуй с книгой.

Слайд 20

противопо- ставление условие время следствие, вывод Проверим задание! 1,2,3,10, 11,14,17, 18,19,20 4 ,5,6,7, 8,12,13, 15,16, 17 , 21 4 9

Слайд 21

Подведём итоги! Постановка тире в БСП зависит от смысловых отношений между частями. При произнесении БСП со знаком тире голос повышается перед этим знаком и понижается в конце предложения.

Слайд 22

Запишите домашнее задание! Выучить схему в справочной тетради; правило на стр. 133-134; вспомнить случаи постановки тире в ПП (см. форзац учебника); упр. 200.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!



Предварительный просмотр:

Тема урока. Тире в БСП.

Цели урока. 1. Знакомить с постановкой тире в БСП.

2. Тренировать умение обосновывать постановку тире в БСП.

3. Повышать пунктуационную грамотность учащихся.

ХОД УРОКА 

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с постановкой знаков препинания в БСП. Прежде повторим изученное.

1 ученик - производит синтаксический разбор СПП у доски

В Пензенской области есть место, где родился великий русский поэт и где он провёл своё детство.

3-е учеников – выполняют индивидуальные задания на местах.

  1. Однажды, когда гуляющий ветер уносил шапки и прятались птицы, рухнула старая ель, стоящая на краю поляны.
  2. Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.
  3. Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления.

Класс в это время выполняет задания, аналогичные экзаменационным.

1 вариант выполняет задание по типу В9 (выписать грамматическую основу).

2 вариант выполняет задание по типу В12 (указать количество грамматических основ).

Оба задания на умение видеть грамматическую основу предложения.

1 вариант

Выпишите грамматические основы из следующих предложений (В9) 

  1. Вот почему так важно сохранить исторический образ города.
  2. Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
  3. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.
  4. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
  5. Владеть этим – значит владеть всем.
  6. Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют.
  7. В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.
  8. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее.
  9. Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры.
  10. С высоты Москва показалась юнкеру Лермонтову не безмолвной, а полной чудесных звуков.

2 вариант

Укажите количество грамматических основ (В12)

  1. Надо видеть, видеть, надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.(три)
  2. Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птолемея составил фразу «подобно мёду», а из имени царицы Арсинои –«фиалки Геры».(две)
  3. Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи, и, когда нет этой полноты, оно улетучивается.(три)
  4. И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.(пять)
  5. Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.(три)
  6. Многие думают, что интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.(три)
  7. Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.(три)
  8. А раз бывают – значит, не всё пропало и можно жить дальше.(три)
  9. Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек.(три)
  10. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.(три)

3. Повторение изученного о БСП.

  1. Что такое БСП?
  2. Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?
  3. Когда ставится двоеточие в БСП?
  4. Какие пунктуационные знаки необходимо поставить в следующих предложениях вместо скобок?

1) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

2) Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

3) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу.

4) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы.

5) Вот мои условия: вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.

Какие литературные герои скрываются под личными местоимениями в данных предложениях?

4. Изучение нового материала.

- Сегодня мы узнаем, когда в БСП ставится тире.

Определите, вид СП.

1. Я гость - вы хозяин.(противопоставление а)

2.Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(быстрая смена событий)

3. Любишь кататься – люби и саночки возить.(условие , если)

4.Настанет утро - двинемся в путь (время, когда)

5.Молвит слово – соловей поёт. (сравнение , как будто)

6. Хвалы приманчивы – как их не пожелать! (следствие, вывод так что, поэтому)

-Уберите союзы. Значения останутся?

Вывод: в БСП с указанными смысловыми отношениями, ставится тире

-Начертите опорную схему в тетради!

Противопоставление (а)

Быстрая смена событий

Значение Условие (если)

Время (когда)

Сравнение (как будто)

Следствие (так что, поэтому)

Работа с интонацией.

Бессоюзие усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряжённость и динамичность, живость, лёгкость, простота, изящество, экспрессия.

Александр Матвеевич Пешковский говорил: «Тире - знак отчаяния».

В чём же особенность произнесения предложений со знаком тире?

5. Закрепление.

А) Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих БСП?

  1. Я был готов любить весь мир - меня никто не понял.
  2. Он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытости характера.
  3. Я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
  4. Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе.
  5. Попробовал идти пешком – ноги подкосились.
  6. Выстрел раздался – дым наполнил комнату.
  7. Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл.
  8. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.
  9. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.

- Из какого произведения эти предложения.

Упр. 199.

Запишите номера предложений и значение.

В) Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки. Сгруппируйте пословицы и афоризмы по смысловым отношениям частей.

1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце.

2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.

4) Азбуку учат – на всю избу кричат.

5) Есть терпение - будет и умение.

6) С глупым водиться – сам поглупеешь.

7) С умным поговорить – воды напиться.

8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

10) Не ищи безупречного друга – останешься один.

11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.

12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.

13) Обидит друг - ляжет камнем слово.

14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.

15) Будешь книги читать – будешь всё знать.

16) Утром не встанешь – день пропал.

17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.

18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.

19) Ручка беленька – душа чёрненька.

20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.

21) Нет умного соседа - беседуй с книгой.

22) Вершины достигаются не сразу - мастерство приобретается постепенно.

6. Подведение итогов.

- Сегодня мы узнали, когда в БСП ставится тире. Постановка этого знака зависит от смысловых отношений между частями БСП. Эти отношения следует выучить наизусть.

7. Домашнее задание.

Схему в справочной тетради учить, вспомнить случаи постановки тире в ПП, правило стр. 133-134, упр. 200.



Предварительный просмотр:

1 вариант

Выпишите только грамматические основы из следующих предложений (В9)

  1. Вот почему так важно сохранить исторический образ города.
  2. Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
  3. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.
  4. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
  5. Владеть этим – значит владеть всем.
  6. Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют.
  7. В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.
  8. Но круги на воде, расширяясь,  становятся всё слабее.
  9. Три опасности уничтожения  человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры.
  10.  С высоты Москва показалась юнкеру Лермонтову не безмолвной, а полной чудесных звуков.

2 вариант

Укажите количество грамматических основ в предложениях  (В12)

  1. Надо видеть, видеть, надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.
  2. Изобретателем данной затеи  считают греческого  поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птолемея составил фразу «подобно мёду», а из имени  царицы Арсинои –«фиалки Геры».
  3. Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи, и, когда нет этой полноты, оно улетучивается.
  4. И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.
  5. Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
  6. Многие думают, что интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
  7. Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.
  8. А раз бывают – значит, не всё пропало и можно жить дальше.
  9. Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек.
  10. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной  звездой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Урок по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения"

Урок изучения новой темы. Не оставлен без внимания и вопрос подготовки учащихся к ГИА....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Урок в 9 классе Бессоюзные сложные предложения

Урок изучения нового материала с применением технологии дифференцированного обучения....

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...