Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Ленская Татьяна Эдуардовна

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok._prostoe_i_slozhnoe_predlozhenie._2.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Предмет: русский язык                                                                Класс:      5    

                   

Учебник: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.М.: Просвещение.2012 год.

Тема урока:  «Простые и сложные предложения»

Тип урока:  1-й урок по данной теме, комбинированный.

Дата проведения: 16.11.2013 года.

Цели  урока для учителя: 

  • Развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной, так и в устной речи.
  • Читать и составлять схемы простых и сложных предложений
  • Подбирать свои примеры к заданным схемам предложения

Цели для учащихся:

  • уметь формулировать тему;
  • уметь ставить перед собой цель, решать задачи по достижению намеченного;
  • уметь работать  с источниками (дидактический материал, словари), анализировать, сопоставлять, приходить к выводу;
  • уметь слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов;
  • уметь составлять схему простого и сложного предложения;
  • давать определения простого и сложного предложения;
  • уметь отличать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  •  узнать правила постановки знаков препинания;
  • уметь работать в группе.

Представление о результатах:

  1. личностные: 
  • осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; умение работать в группе, в парах;
  • освоение правил поведения, ролей и форм в группе;
  • воспитание толерантности, умения слушать, принимать к рассмотрению другие точки зрения и приходить к общему решению вопроса;
  1. метапредметные:
  • регулятивные:
  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
  • умело распределять рабочее время;
  • объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои усилия.
  • познавательные:
  • самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; 
  • умение работать со справочным материалом;
  • умение грамотно строить устное монологическое высказывание;
  • коммуникативные:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • умение работать в группе, в парах, учитывать мнение других, выслушивать, менять своё мнение при необходимости;
  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками в процессе коллективной работы;
  • воспитание толерантности, уважения к другим.

  1. предметные: 
  • умение слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов;
  • умение составлять схемы простого и сложного предложений;
  • умение давать определение простому и сложному предложению;
  • умение различать простое предложение с однородными членами от сложного.

Оборудование урока:

                       

                        Компьютер , телевизор с большим экраном.

Средства наглядности:

                       

                        Карточки с простыми предложениями,

                        модели схем предложений,

                        карточки с заданиями,

                        листочки самооценки.

                 

Этап урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

личностные

метапредметные

предметные

1.Самоопределение

к деятельности.

Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Организовать класс на урок.

Создать проблемную ситуацию, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность

Учитель заводит в класс учеников.

Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя.

Проверка домашнего задания.

 

1 человек идёт к доске и рисует схемы предложений домашнего упражнения.

- Проверяем, сверяемся с доской.

-  Что связывает эти предложения?

-Верно, тема. Подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову «Родина». Запишем  их на доске и в тетрадях после даты, отмечая общий корень.

- Ребята, посмотрите на эти предложения и скажите, что в них общего?

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока

-Теперь посмотрите на доску. На доске написаны предложения . Разберем их и нарисуем схемы (на закрытой части доски записаны простые предложения. См. приложение 1).

-А если соединить эти предложения? Что получится?  Прочитайте, пожалуйста.

-А эти получившиеся предложения тоже простые?

-Значит, это уже не простые, а сложные предложения. Так какие предложения называются простыми? А какие сложными?

- Сделайте вывод и назовите тему нашего сегодняшнего урока.

- Запишите её в тетради, а также сложные предложения, получившиеся у нас.

-Прочитайте первые простые предложения ещё раз. Скажите, они имеют интонацию конца предложения?

Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?

-Хорошо, обобщите, пожалуйста, свои рассуждения и скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

-А чем ещё, кроме смысла и интонации, связаны предложении?

-Верно, союзами.

Давайте откроем учебник и прочитаем правило.

-Мы прочитали то же, что и сами выяснили.

Подготовка класса к работе.  

Учащиеся слушают учителя, требования к работе, готовятся к проверке домашнего задания, настраиваются на работу в группах.    

Вызванный ученик рисует схемы, остальные проверяют.

Приводят примеры однокоренных слов к слову «родина».

Отмечают, что это простые предложения

-приходят к пониманию того, что перед ними 2 вида предложений,

- вспоминают определения простого предложения,

- дают определение сложного предложения,

-формулируют тему урока      

Вызванные учащиеся разбирают по одному предложению и рисуют схему.    

-Это предложения сложные.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Записывают тему, предложения в тетради.

Отвечают на вопросы.

Читают правило в учебнике.

умение настроиться на совместную работу с учителем со сверстниками;

умение самостоятельно определять учебную задачу,

планировать и осуществлять понимание актуальности данного учебного материала;

формирование целостного мировоззрения;

волевая мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на  поставленный вопрос;

волевая мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на  поставленный вопрос;

умение самостоятельно определять учебную задачу,

планировать и осуществлять понимание актуальности данного учебного материала;

коммуникативные:

умение слушать;

осуществлять речевой контроль;

оценивать собственную речь с точки зрения её содержания и языкового оформления;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение совместно с учителем и сверстниками определять тему, цели урока.

регулятивные:

умение создать условия для успешной работы.

регулятивные:

целеполагание; постановка и формулирование цели, планирование действий;

коммуникативные: 

 постановка         вопросов;

познавательные: 

самостоятельное формулирование познавательной цели

видеть учебную задачу

формулиро-вать  правила,

давать определения

3.Первичное закрепление.

Развивать умения, применять новые знания.

Устанавливает  осознанность ситуации. Здоровьесберегающая технология.

-Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах. Прочитайте упражнение и сформулируйте задание к нему (см.приложение № 2).

-Запишите эти сложные предложения.

-Давайте посмотрим внимательно на эти предложения. Все ли они одинаковы по своему строению? Прочтите предложение, не похожее на остальные. Чего в нем нет?

-Верно, в третьем предложении нет союза. Такие предложения называются бессоюзными.

Здоровьесберегающая пауза.

-А теперь давайте отдохнем немного и узнаем, все ли научились отличать простое предложение от сложного. Если я говорю простое предложение, громко хлопаем в ладоши, если сложное – поворачиваемся вокруг себя один раз.

-Садитесь.

- Скажите, какие союзы соединяют предложения?

-Но эти союзы мы уже встречали, когда говорили об однородных членах предложения. Давайте сделаем упражнение 223, чтобы научиться различать сложные предложения и предложения с однородными членами.

Решают типовую задачу.

Определяют на слух вид предложения.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в учебнике, объясняют, что они делают.

умение самостоятельно определять учебную задачу;

понимание актуальности данного материала;

мобилизация мыслительной деятельности

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение цепи рассуждений

Коммуникативные: речевое взаимодействие  со сверстниками, учителем

формиро-вать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформ-ления, работа с учебником

4.Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.

Выяснить, что усвоено на уроке, что – нет, с какими трудностями столкнулись учащиеся во время работы

Осуществляет контроль понимания темы. Организует  беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных задач. Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке.

-Ребята, вы видите схемы простых и сложных предложений, а также ряд однокоренных слов  с корнем «род». Я предлагаю первому варианту придумать простые предложения, а второму варианту – сложные предложения, используя эти однокоренные слова (см. приложение № 3).Кто быстрее справится?

-Молодцы, хорошо справились. А теперь возьмите в руки таблички, которые лежат у вас на столах с самого начала урока и заполните их, ставя в строчках «+» или «-», а в последней строчке поставьте себе оценку (см.приложение № 4).

Придумывают предложения по данным схемам с использованием слов по теме «Родина», делают обобщающий вывод о  сложном и простом предложении, о связи простых предложений в составе сложного, о достижении поставленных задач, заполняют табличку самооценки.

Учащиеся придумывают предложения по заданным схемам.

Дети заполняют табличку и ставят оценку.

Оценивать результат учебной деятельности

Коммуникативная: взаимодействуют с учителем, формулируют конечный результат, строят высказывания, понятные для партнеров. Рефлексия своих действий

Регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся, выбирают подготовленный смайлик, соответствующий настроению, демонстрируют его

5.Домашнее задание

Объясняет сущность задания.

-Придумать загадку в форме сложного предложения, записать, найти грамматические основы, составить его схему.

Выучить теоретический материал в учебнике,  §45.

-Урок подошёл к концу. Спасибо вам, до свидания!

Записывают в дневник домашнее задание.

Стремление к самосовершен-ству

Регулятивная: саморегуляция

Творческая работа


   Приложение № 1.

Наступила поздняя осень.                                           Журавли улетели на юг.

Приходит весна.                                                           Они возвращаются на родину.

  Приложение № 2.

Приближался конец с..нтября                                     а  ..ктябрь пахнет к..пустой.

Небо зат..нулось обл..ками                                         а х..л..да еще не наступили.

Сад был густой и в..твистый                                      пошел тихий серый дождь.

С..нтябрь благоухает ябл..ками                                  но листья уже опали.

Приложение №3.

Природа, родник, Родина, родители, родной, родинка, народ.

Приложение № 4.

у меня получилось

работать активно

выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок

узнать что-то новое

я бы себе поставил оценку




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс

технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс...

Урок русского языка простые и сложные предложения 5 класс

Урок русского языка в 5 классе.Методическая разработка.«Простые и сложные предложения»Разделы: Преподавание русского языка.Тема:  Простые и сложные предложения.Цели урока:1)...