Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok._prostoe_i_slozhnoe_predlozhenie._2.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык Класс: 5
Учебник: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.М.: Просвещение.2012 год.
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Тип урока: 1-й урок по данной теме, комбинированный.
Дата проведения: 16.11.2013 года.
Цели урока для учителя:
- Развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной, так и в устной речи.
- Читать и составлять схемы простых и сложных предложений
- Подбирать свои примеры к заданным схемам предложения
Цели для учащихся:
- уметь формулировать тему;
- уметь ставить перед собой цель, решать задачи по достижению намеченного;
- уметь работать с источниками (дидактический материал, словари), анализировать, сопоставлять, приходить к выводу;
- уметь слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов;
- уметь составлять схему простого и сложного предложения;
- давать определения простого и сложного предложения;
- уметь отличать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- узнать правила постановки знаков препинания;
- уметь работать в группе.
Представление о результатах:
- личностные:
- осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; умение работать в группе, в парах;
- освоение правил поведения, ролей и форм в группе;
- воспитание толерантности, умения слушать, принимать к рассмотрению другие точки зрения и приходить к общему решению вопроса;
- метапредметные:
- регулятивные:
- умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
- умело распределять рабочее время;
- объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои усилия.
- познавательные:
- самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;
- умение работать со справочным материалом;
- умение грамотно строить устное монологическое высказывание;
- коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение работать в группе, в парах, учитывать мнение других, выслушивать, менять своё мнение при необходимости;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками в процессе коллективной работы;
- воспитание толерантности, уважения к другим.
- предметные:
- умение слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов;
- умение составлять схемы простого и сложного предложений;
- умение давать определение простому и сложному предложению;
- умение различать простое предложение с однородными членами от сложного.
Оборудование урока:
Компьютер , телевизор с большим экраном.
Средства наглядности:
Карточки с простыми предложениями,
модели схем предложений,
карточки с заданиями,
листочки самооценки.
Этап урока | Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||||
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Организовать класс на урок. Создать проблемную ситуацию, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность | Учитель заводит в класс учеников. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Проверка домашнего задания.
1 человек идёт к доске и рисует схемы предложений домашнего упражнения. - Проверяем, сверяемся с доской. - Что связывает эти предложения? -Верно, тема. Подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову «Родина». Запишем их на доске и в тетрадях после даты, отмечая общий корень. - Ребята, посмотрите на эти предложения и скажите, что в них общего? Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока -Теперь посмотрите на доску. На доске написаны предложения . Разберем их и нарисуем схемы (на закрытой части доски записаны простые предложения. См. приложение 1). -А если соединить эти предложения? Что получится? Прочитайте, пожалуйста. -А эти получившиеся предложения тоже простые? -Значит, это уже не простые, а сложные предложения. Так какие предложения называются простыми? А какие сложными? - Сделайте вывод и назовите тему нашего сегодняшнего урока. - Запишите её в тетради, а также сложные предложения, получившиеся у нас. -Прочитайте первые простые предложения ещё раз. Скажите, они имеют интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями? -Хорошо, обобщите, пожалуйста, свои рассуждения и скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? -А чем ещё, кроме смысла и интонации, связаны предложении? -Верно, союзами. Давайте откроем учебник и прочитаем правило. -Мы прочитали то же, что и сами выяснили. | Подготовка класса к работе. Учащиеся слушают учителя, требования к работе, готовятся к проверке домашнего задания, настраиваются на работу в группах. Вызванный ученик рисует схемы, остальные проверяют. Приводят примеры однокоренных слов к слову «родина». Отмечают, что это простые предложения -приходят к пониманию того, что перед ними 2 вида предложений, - вспоминают определения простого предложения, - дают определение сложного предложения, -формулируют тему урока Вызванные учащиеся разбирают по одному предложению и рисуют схему. -Это предложения сложные. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Записывают тему, предложения в тетради. Отвечают на вопросы. Читают правило в учебнике. | умение настроиться на совместную работу с учителем со сверстниками; умение самостоятельно определять учебную задачу, планировать и осуществлять понимание актуальности данного учебного материала; формирование целостного мировоззрения; волевая мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на поставленный вопрос; волевая мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на поставленный вопрос; умение самостоятельно определять учебную задачу, планировать и осуществлять понимание актуальности данного учебного материала; | коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль; оценивать собственную речь с точки зрения её содержания и языкового оформления; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение совместно с учителем и сверстниками определять тему, цели урока. регулятивные: умение создать условия для успешной работы. регулятивные: целеполагание; постановка и формулирование цели, планирование действий; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели | видеть учебную задачу формулиро-вать правила, давать определения |
3.Первичное закрепление. | Развивать умения, применять новые знания. | Устанавливает осознанность ситуации. Здоровьесберегающая технология. -Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах. Прочитайте упражнение и сформулируйте задание к нему (см.приложение № 2). -Запишите эти сложные предложения. -Давайте посмотрим внимательно на эти предложения. Все ли они одинаковы по своему строению? Прочтите предложение, не похожее на остальные. Чего в нем нет? -Верно, в третьем предложении нет союза. Такие предложения называются бессоюзными. Здоровьесберегающая пауза. -А теперь давайте отдохнем немного и узнаем, все ли научились отличать простое предложение от сложного. Если я говорю простое предложение, громко хлопаем в ладоши, если сложное – поворачиваемся вокруг себя один раз. -Садитесь. - Скажите, какие союзы соединяют предложения? -Но эти союзы мы уже встречали, когда говорили об однородных членах предложения. Давайте сделаем упражнение 223, чтобы научиться различать сложные предложения и предложения с однородными членами. | Решают типовую задачу. Определяют на слух вид предложения. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопросы. Выполняют задание в учебнике, объясняют, что они делают. | умение самостоятельно определять учебную задачу; понимание актуальности данного материала; мобилизация мыслительной деятельности | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение цепи рассуждений Коммуникативные: речевое взаимодействие со сверстниками, учителем | формиро-вать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформ-ления, работа с учебником |
4.Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия. | Выяснить, что усвоено на уроке, что – нет, с какими трудностями столкнулись учащиеся во время работы | Осуществляет контроль понимания темы. Организует беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных задач. Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке. -Ребята, вы видите схемы простых и сложных предложений, а также ряд однокоренных слов с корнем «род». Я предлагаю первому варианту придумать простые предложения, а второму варианту – сложные предложения, используя эти однокоренные слова (см. приложение № 3).Кто быстрее справится? -Молодцы, хорошо справились. А теперь возьмите в руки таблички, которые лежат у вас на столах с самого начала урока и заполните их, ставя в строчках «+» или «-», а в последней строчке поставьте себе оценку (см.приложение № 4). | Придумывают предложения по данным схемам с использованием слов по теме «Родина», делают обобщающий вывод о сложном и простом предложении, о связи простых предложений в составе сложного, о достижении поставленных задач, заполняют табличку самооценки. Учащиеся придумывают предложения по заданным схемам. Дети заполняют табличку и ставят оценку. | Оценивать результат учебной деятельности | Коммуникативная: взаимодействуют с учителем, формулируют конечный результат, строят высказывания, понятные для партнеров. Рефлексия своих действий Регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся, выбирают подготовленный смайлик, соответствующий настроению, демонстрируют его | |
5.Домашнее задание | Объясняет сущность задания. -Придумать загадку в форме сложного предложения, записать, найти грамматические основы, составить его схему. Выучить теоретический материал в учебнике, §45. -Урок подошёл к концу. Спасибо вам, до свидания! | Записывают в дневник домашнее задание. | Стремление к самосовершен-ству | Регулятивная: саморегуляция | Творческая работа |
Приложение № 1.
Наступила поздняя осень. Журавли улетели на юг.
Приходит весна. Они возвращаются на родину.
Приложение № 2.
Приближался конец с..нтября а ..ктябрь пахнет к..пустой.
Небо зат..нулось обл..ками а х..л..да еще не наступили.
Сад был густой и в..твистый пошел тихий серый дождь.
С..нтябрь благоухает ябл..ками но листья уже опали.
Приложение №3.
Природа, родник, Родина, родители, родной, родинка, народ.
Приложение № 4.
у меня получилось | |
работать активно | |
выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок | |
узнать что-то новое | |
я бы себе поставил оценку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение"
План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс
технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс...
Конспект урока по русскому языку "Простые и сложные предложения" в 5 классе.
Урок - исследование нового материала...