Урок русского языка "Водные слова и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе с использованием интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вводные слова и знаки препинания при них».
Цели:
образовательные:
- познакомить учащихся с понятием “вводные слова” и их опознавательными признаками;
- выработать умение видеть вводные слова в предложении;
- формировать умение конструировать предложения с вводными словами;
- формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;
развивающие:
- развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;
- развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;
- развитие речи учащихся;
- развивать умение и навыки работы с интерактивной доской и компьютером.
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету и внимания к слову;
- воспитание любознательности, творческой активности;
- формирование осознанного интереса к чтению.
Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков.
Форма урока: с применением интерактивной доски, компьютера .
Оборудование к уроку: компьютерная презентация, тест.
Ход урока
- Оргмомент. Приветствие. Диагностика эмоционального состояния детей.
-Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Садитесь. В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок, покажите. (Палец вверх- отлично, вниз- плохое, ладонь- не определился). Надеюсь, что к концу урока отличное настроение будет у всех.
Запишите число, классная работа. Тема сегодняшнего урока «Вводные слова и знаки препинания при них». Но сначала мы повторим изученный ранее материал.
- Синтаксический разбор предложения (предложение без знаков препинания записано на доске). Слайд. По словам младшего брата Пушкин в детстве проводил бессонные ночи в кабинете отца «пожирая» все книги попадающие ему под руку. (определяя синтаксическую роль по словам младшего брата, ребята сталкиваются с проблемой). Совместное определение цели.
- Новый материал.
1) Знакомство с вводными словами.
- Прослушайте грамматическую сказку «Из жизни вводных конструкций», переведите ее на язык науки.
Из жизни Вводных конструкций
Жили-были в синтаксическом пространстве, в области Осложненных предложений, по соседству с Обособленными и Уточняющими, Вводные конструкции. Несмотря на то что они активно участвовали наряду со всеми в строительстве новых предложений, жили они сами по себе. Ни от кого не зависели, никому не подчинялись, но и сами никого не подчиняли. Да и чувствовали они себя вполне самостоятельными, говоря: «Почему это мы должны кому-то подчиняться? Да это предложения нам подчиняются! Захотим- и смысл предложения сразу изменится только от одного нашего шага. Вот пожалуйста:
Я, конечно, приду.
Я, вероятно, приду.
Или еще лучше:
К счастью, мы пришли вовремя.
К сожалению, мы пришли вовремя.
И это только вводные слова. Что уж о Вводных предложениях говорить! Царствуем, разрываем любые связи, занимаем самые почетные, самые значительные места в предложениях. Мы сами по себе! У нас и охрана собственная есть, Запятые с двух сторон, а в конце предложения мы и точку к себе притянем».
Предложения не обижались на Вводные конструкции, прекрасно понимая, что вне их, Предложений, вводные конструкции просто никому не нужны, так как весь смысл их вводной жизни- выразить отношение к сказанному в предложении.
- Что вы узнали о вводных словах?
- Давайте сверимся с материалом учебника. (Учащиеся читают в учебнике стр.183, 185 правило)
- Что такое вводные слова? Каким членом предложения являются? Как выделяются на письме?
2) Значения вводных слов.
Слово учителя: исходя из значений, выделяют несколько групп вводных слов и словосочетаний. Познакомьтесь самостоятельно с таблицей на стр. 184.
Сейчас я проверю, насколько внимательно вы читали материал учебника. Заставьте говорить молчащую таблицу.
Слайд.
значения | ………………………………. | примеры |
1. …………… ………………… | Конечно, разумеется Бесспорно, несомненно Без сомнения, безусловно действительно | ………………….. …………………. |
2……………………… ……………………… | Кажется, вероятно Возможно, очевидно Может быть, пожалуй | ……………………………………………………….. |
3………….. ………….. …………. | К счастью, к общей радости К несчастью, к сожалению На радость, к удивлению | ……………………………………… |
4…………….. ……………….. ……………….. | По сообщению, по-моему По словам, как говорят По мнению | ………………………………………. |
5……………………………… ……………….. | Во-первых, во-вторых В-третьих, наконец Следовательно. Значит, итак Напротив, наоборот Например, впрочем | …………………………………………………………………………………………………………. |
6……………………………………………….. | Одним словом, иначе говоря, лучше сказать, мягко говоря, как говорится. Прямо скажем, другими словами | ………………………………………………………………………………………………………. |
7. …………………………….. | Видишь(ли), понимаешь, пойми, вообразите, скажем, предположим, допустим, пожалуйста, простите | Он, видите ли, мог этого не знать. |
8…………………………………………….. | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере | По крайней мере, я сделал все, что мог. |
За страницами учебника:
7 группа. Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам.
- группа. Вводные слова, указывающие оценку меры того, о чем сообщается.
4. Закрепление изученного.
1) Слайд Включите данные вводные слова ( к счастью, по-моему, к сожалению, наверное) в начало предложения Дождь пойдет. Изменится ли смысл предложения в зависимости от использования вводных слов разного значения? Как?
! Вводные слова выполняют в речи важную роль: с их помощью можно ярко, точно, образно выразить свое отношение к тому, что сообщается.
2) А сейчас давайте выясним, влияет ли место вводного слова в предложении на смысл фразы? Слайд
- Поставьте вводное слово конечно в начало, конец, середину предложения Дождь пойдет.
Изменился ли смысл высказывания?
3) Потренируемся использовать вводные слова в речи. Ситуативные упражнения. Слайд
- Представьте себе, что вы хотите сообщить своему товарищу, что ваш класс закончит четверть без отстающих. Однако вы не вполне в этом уверены. Передайте при помощи вводного слова свою неуверенность (Наш класс, вероятно, закончит эту четверть без отстающих).
- Сообщите то же самое, указав, откуда взята передаваемая вами информация, сошлитесь на источник.(Наш класс, как говорят учителя, закончит эту четверть без отстающих).
- Вы хотите сказать своему товарищу то же самое, но на этот раз вы вполне уверены в том, что сообщаете: вам сказал об этом классный руководитель. Передайте свою полную уверенность при помощи вводного слова. (Наш класс, бесспорно, закончит эту четверть без отстающих).
- Сообщите, что вам не удалось записаться в библиотеку и передайте при помощи вводного слова или словосочетания свое огорчение, сожаление по этому поводу. (Мне, к сожалению, не удалось записаться в библиотеку).
- Сообщите данную информацию как бы между прочим, попутно, кстати: до этого шла речь о трудностях подготовки к сочинению, о недостатке свободного времени и др. С помощью вводного слова укажите на то, что ваша мысль была высказана в нужный, удобный, подходящий момент. (Я с большим трудом собрал материал для сочинения. Пришлось выполнять много домашних заданий по другим предметам. Не сразу нашел нужные цитаты. Кстати, мне так и не удалось записаться в библиотеку).
Физминутка для глаз. Слайд.
4) Решите задачу: Слайд
Один ученик, работая над домашним сочинением по комедии А.Грибоедова «Горе от ума» выписал в свою тетрадь в качестве цитаты слова старухи Хлестовой о Чацком:
На свете дивные бывают приключенья!
В его лета с ума спрыгнул!
Чай пил не по летам.
-Чем исказил ученик последний стих в цитате? Исправьте ошибку.
- Как выделяются вводные слова на письме?
5) Найдите вводные слова, определите значение, расставьте знаки препинания. Слайд
- Книги как извес..но издавн.. почитались на Руси. Как утв..рждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сож..лению сейчас ее следы потеряны. Может быть когда(нибудь) она будет найдена.
- По мнению Николая Рериха отсутствие книг в доме- красноречивое св..детельство пустоты сер..ца и духа. На Востоке писал он самым благовидным подарком считается книга.
- Что значит слово благовидный?
-Почему такую большую роль люди отводят книге?
6) Прочитайте стихотворение А.Кушнера «Вводные слова» (упр.363)
-О какой роли вводных слов говорит поэт? Во всем ли вы согласны с ним?
7) – Иногда в речи вместо вводных слов малограмотные люди используют совершенно неоправданные, ненужные, лишние слова, засоряющие речь. Найдите слова-паразиты, вычеркните их. (В это время 7 человек выполняют тест на компьютерах) Слайд
Иду я, значит, по улице, думаю, как бы мне, это, не опоздать в школу, ну, на физику, то есть. И вдруг, представляешь, вижу, вот, прямо перед собой такой, понимаешь, блестящий, как бы это сказать, яркий такой, круглый предмет, как это, во, вспомнил: НЛО ,ну, я, ясное дело, испугался, бежать, думаю, надо бы, а куда убежишь, сам подумай, оно, это, на дороге стоит. Вздохнул я поглубже, значит, и как рванул вправо, так сказать, ноги спасли. Вот такие-то дела, понимаешь, это, на свете происходят.
5.Подведение итогов.
Слайд
- Расскажите все, что вы узнали о вводных словах, используя слова во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, таким образом, итак.
Тест.
1.Вводные слова- это
А) слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью;
Б) слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания;
В) слова, словосочетания и предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.
2. Вводные конструкции в предложении
А) могут являться любым членом предложения;
Б) могут являться только второстепенными членами,
В) не являются членами предложения.
3. Вводные конструкции
А) не выделяются запятыми;
Б) всегда выделяются запятыми- или запятой, в зависимости от места в предложении;
В) на письме выделяются запятыми, если стоят в начале предложения.
4. Вводные слова
А) не имеют дополнительного значения;
Б) имеют разные лексические значения;
В) имеют грамматическое значение.
5. Вводные слова
А) могут стоять только в начале предложения;
Б) только в конце предложения;
В) в любом месте.
6. Домашнее задание
№ 33, на «4»- упр. 365(1-2, 3-4)
На «5»- составить по два предложения со словами кажется, видно, возможно, чтобы в одном случае они были членами предложения, а в другом- вводными словами.
7.Выставление и комментирование отметок.
- Покажите, какое настроение у вас сейчас. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-268345-1592898118.jpg)
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-535776-1639889493.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"
Цель: Систематизировать изученное по теме. Развивать практические умения и навыки работы с тестами...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-831784-1476627594.jpg)
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119458-1550640600.jpg)
Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"
Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"...