Главные вкладки

    конспект урока-путешествия по русскому языку "Сложные предложения" 5 класс
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Глазкова Елена Александровна

    урок по ФГОС с использованием ЭОР.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организационная структура (сценарий) урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Формируемые умения (универсальные учебные действия)

    1

    2

    3

    1. Организационный момент

    Звучит музыка на песню «Голубой вагон»

    Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

    Познавательные: осознают поставленную задачу.

    Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

    2. Сообщение темы и целей урока

    - Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране « Синтаксис». « Синтаксис»- одна из самых красивых и богатых стран в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. И отправимся в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой « Колобок»

    Актуализация знаний:

    - Итак, в добрый путь, ребята! Передвигаться по дороге без нарушений нам поможет светофор.

    - Колобок нас спрашивает: « А что за страна под названием

    « Синтаксис»?

    Ответ учащихся:

    - Синтаксис ( греч. «составление»)- раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

    - А с какой страной он тесно связан?

    Ответ учащихся:

    - С пунктуацией.

    - Что изучает пунктуация?

    - Пунктуация ( от лат. пунктум- «точка»)- собрание правил постановки знаков препинания)

    - Что такое простое предложение? Каковы его признаки?

    ( Дети перечисляют признаки простого предложения)

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

    Коммуникационные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

    3. Изложение нового материала

    - Итак, перед нами город « Сложное предложение»

    - Какие задачи мы должны решить, исходя из названия города?

    Ответы учащихся:

    Задачи:       

    1. Из чего состоит сложное предложение? Чем отличается от простого предложения?

    2. Как соединены между собой части сложного предложения?

    3. чем разделяются?

    4. Какие бывают сложные предложения?

    Появляется запись на экране:

    1. Признаки сложного предложения.

    2. Средства связи.

    3. Знаки препинания.

    4. Виды сложного предложения.

    ( Смотри слайд)

    - Решить сегодня все задачи мы не сможем, так как город очень велик, и на каждую задачу нужно определенное время. Попробуем ответить на несколько вопросов. Но главное, что должно нам помочь в решении вопроса, что такое « сложное предложение»?- это ваша творческая работа, ваше умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

    - Чтобы легко было путешествовать по городу, нам нужно попытаться ответить на вопрос, который вы совместно сформулируете, сопоставив два предложения, появившихся на вашем пути.

    Наблюдение над предложениями. (Смотри слайд)

    Задание: Сопоставьте два предложения. Подчеркните основы в обоих предложениях. Начертить их схемы. Объяснить постановку знаков препинания; дать характеристики предложениям.

    1. Снег на улицах лежит плотным ковром.

    2. По обе стороны улицы зажигались фонари, и в окнах домов показались огни.

    По очереди работают 2 ученика

    ( индивидуальный опрос):

    1-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, распр., двусоставное, грамматическая основа- снег лежит.

    Схема: [- =].

    2-е предложение имеет 2 грам.основы, значит 2 простых предложения, т.е. 1-ое простое, 2-ое простое.

    1-е предложение- повест., распр., полное.

    2-е предложение- простое., повест., распр.

    Схема: [- =], и [- =].

    Так на какой же вопрос мы должны ответить, сопоставив эти два предложения? ( Чем же сложное предложение отличается от простого?)

    Ответы учащихся:

    - В 1-ом предложении- одна грамматическая основа. Это простое предложение; во 2-ом – две грамматические основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили.

    Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических основ.

    -Ответили ли мы на первый вопрос « Колобка»? ( Да!)

    Физкультминутка.

    Руки кверху поднимаем,

    А потом их опускаем.

    А потом их разведем (развернем)

    И к себе скорей прижмем.

    А потом быстрей быстрей

    Хлопай, хлопай веселей.

    Целеполагание: работа в парах по карточкам. 

    - Вам Колобок предложил карточку.

    - Вы должны выбрать:

    1 вариант- только простые предложения, записать по одному в тетрадь, доказать, что оно простое; перечислить номера простых предложений.

    2 вариант- только сложные предложения, доказать, что оно сложное; перечислить номера сложных предложений.

    Выступают по одному ученику ( 2 выступления) с доказательством, а остальные проверяют при помощи ключа.

    Простые: 1,3,4,5,7

    Сложные: 2,6,8

    Карточка.

    1. Удивительная по своему своеобразию и красоте природа Тульской области.

    2. Россия- священная наша держава, Россия- любимая наша страна.

    3. Город Кемерово по праву считается столицей Кузбасса.

    4. Гремел гром, и шел дождь.

    5. наша гимназия расположена в Центральном микрорайоне.

    6. Только иволги кричат, да кукушки на перебой отсчитывают годы.

    7. У берега Дона поблескивает под скудными лучами солнца скудный ледок.

    8. Иногда мы кукушонка выпускали, и он летал по комнате.

    - У всех варианты ответов совпадают с записанными на доске ранее.

    - Почему?

    -Так какая задача требует своего решения, исходя из ваших наблюдений? ( Как связываются между собой простые предложения в составе сложного)

    - Что бы решить её, давайте еще раз обратимся к сложным предложениям и посмотрим, как соединяются между собой простые предложения?

    - Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные).

    - А при помощи интонации? (Бессоюзные)

    - Так ли уж важна роль интонации? ( проблемный вопрос)

    Ответ на этот вопрос вы дадите, выполнив следующее задание:

    Задание: расставить знаки препинания в стихотворной шутке, отделив одно предложение от другого, записать в тетрадь. (Смотри слайд)

    Кисель там варят из резины

    Галоши делают из глины

    Кирпич там жгут из молока

    Творог готовят из песка

    Стекло там плавят из бетона

    Плотины строят  из картона

    Обложки там из чугуна

    Там варят сталь из полотна

    Кроят рубашки из пластмассы

    Посуду делают из мяса

    Котлеты стряпают из сажи

    Там ваксу делают из пряжи

    Прядут там нитки из сукна

    Костюмы шьют.

    - Чему помогает интонация, для чего она служит?

    ( Определяет границы предложений, помогает отделить одно предложение от другого.)

    Работа в группах.

    Задание:

    1,2 ряд- записывают предложения с союзной связью;

    3 ряд- бессоюзная связь.

    Объясняют свой выбор.

    ( Смотри  слайд)

    Карточка № 2

    1. Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом.

    2. Нынче жарко парит, на дворе тепло.

    3. Небосклон, на котором горели звезды, казался выше.

    4. Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.

    5. Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.

    6. Сад выл и шумел, в воздухе кружились желтые мокрые листья.

    - Какую задачу мы помогли решить « Колобку»?

    ( Выяснили, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов- союзные предложения, при помощи интонации- бессоюзные предложения).

    Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

    Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

    Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действую по плану.

    Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.

    4. Закрепление темы урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    - Анализируя изученный на уроке материал сделать обобщение на тему «Сложное предложение».

    Работа в группах ( 4 человека) с использованием приёма кластера: в центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

    а) На доске записываются слова «Сложные предложения».

    б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этими словами (3-5 минут).

    в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по назначению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).

    г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

    На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему. ( Смотри слайд).

    Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

    Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    5. Подведение итогов

    - Наше путешествие подходит к концу.

    - А сейчас последнее задание «Закончи предложение»

    (Смотри слайд).

    « Сегодня я узнал, что…»

    « Теперь я умею…»

    « Я знаю, что…»

    Выставление оценок. Райтинг ( ученик сам ставит себе отметку)

    Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

    Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение  мотивированно организовывать свою деятельность.

    Регулятивные: оценивают свою работу.

    6. Домашнее задание

    1) Параграф № 64, упр. 516 (- для всех).

    2) Составить кроссворд по изучаемой теме (2 уровень).

    3) Составить предложения на все виды сложных предложений, дать им развернутую характеристику (3 уровень).

            

    Конспект открытого урока- путешествия по русскому языку в 5 классе на тему: «Сложное предложение»

    Учитель: Глазкова Елена Александровна

    Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-ом классе

    По теме: «Сложное предложение». (Урок-путешествие).

     

    Цели урока:

    • Познавательные цели: познакомить учащихся с основными признаками сложного предложения ( интонационной целостностью, наличием более одной грамматической основы); научить приему распознавания сложного предложения (нахождение его грамматических основ) и пунктуационному оформлению на письме; познакомить обучающихся с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.
    • Развивающие цели: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы детей; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассматриваемую проблему; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.
    • Воспитательные цели: воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, интерес к изучению русского языка; учить детей работать в группе, общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

    Оборудование урока:

    • Компьютер, проектор, экран для презинтации.
    • Карточки с заданиями
    • Сказочный герой «Колобок»
    • Цветные кружки («Светофор»)
    • Листы бумаги для составления кластеров
    • Учебник Русского языка для 5 класса ( авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова). 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Путешествие классом по Германии"

    Здесь представлен конспект урока по немецкому языку в 6 классе по учебнику И.Л. Бим. Данный материал может быть использован и при изучениии темы "Германия" в 8 классе....

    План-конспект урока "Путешествие вдоль реки Темза" 10 класс

    Использование на уроке онлайн-энциклопедий как основного информационного ресурса...

    Конспект урока "Путешествие по всем действиям обыкновенных дробей". 5 класс.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок - путешествие. Раздел: обыкновенные дроби. УМК: Г.В.Дорофеев....

    План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."

    Урок-путешествие  по русскому языку в 7  классе  по теме   "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия.          Учитель:...

    Конспект урока - путешествия по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное"

    Урок  - путешествие в 5 классе по теме "Имя существительное"  - это обобщение и систематизация знаний по данной теме в игровой форме.  Сценарий урока возможно использовать как на этапе ...

    Урок - путешествие по Вене для учащихся 9 класса по учебнику О.А.Радченко Немецкий язык "Alles klar" (Конспект урока + презентация)

    Конспект урока и презентация к уроку в 9 классе общеобразовательных школ, будет интересна всем тем, кто хочет разнообразить уроки и провести их в нетрадиционной форме. Урок проводится  при изучен...