Главные вкладки

    Урок по русскому языку "Сложное предложение" 5 класс
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Материал приурочен к Дню космонавтики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.36 МБ
    Файл urok_sp_2.docx17.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Пр (…) дложение , ш(…)пот, ц(…)ганский, зам(…) реть , заст (…)лить, бр (…)л(…)ант, лес(…) ница , и(…)ку(…) тво , (…) дание , бе (…) совес (…) ный , тысяч(…) летие , пар(…)воз, р(…)кета, г(…) лактика , м(…) теорит , к(…)мета, к(…)см(…) навт . Словарный диктант

    Слайд 2

    (в языке ) — это единица языка , которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. ПРЕДЛОЖЕНИЕ -я, ср. 1. см. предложить. 2. То, что предложено, предлагается. Внести п. Рационализаторское п. 3. Просьба стать женой. Сделать, принять п. 4. Поступление товаров на рынок. Законы спроса и предложения. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ² -я, ср. В грамматике: синтаксически и интонационно оформленная конструкция, выражающая сообщение. Простое, сложное п. Главное, придаточное п. Личное, безличное п. Главные и распространяющие члены предложения. («Толковый словарь Русского языка» Сергея Ивановича Ожегова) ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Слайд 3

    Без чего не может существовать предложение? - без второстепенных членов - без однородных членов - без грамматической основы

    Слайд 4

    Идея космических путешествий возникла давно. Идея космических путешествий возникла давно, и все страны мечтали покорить космос.

    Слайд 5

    [– =], [– =]. [– =], и [– =]. потому что почему? 1) Юрий Гагарин отправился в космос первым, потому что он был отлично подготовлен физически. 2) Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур, корабль выполнил один оборот вокруг Земли. 3) Человек покорил космос, и многовековая мечта людей сбылась. 1) 2) 3) 2 1

    Слайд 6

    2) Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур, корабль выполнил один оборот вокруг Земли. [– =], [– =]. 3) Человек покорил космос, и многовековая мечта людей сбылась. [– =], и [– =]. Юрий Гагарин отправился в космос первым, потому что он был отлично подготовлен физически . 1 2 ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СПП) БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (БСП) СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ССП)

    Слайд 7

    В 2017 году во всём мире отметят 56-летие со дня полёта человека в космос. В 1961 году русский космонавт Юрий Гагарин первым из землян "дотронулся" до Вселенной. 56 лет назад русский человек произнёс на весь мир: "Поехали!" Его улыбка тронула сердца миллионов, его смелость потрясла многих, его подвиг возвысил авторитет, всколыхнул интерес к стране. Люди захотели изучать историю, культуру СССР, а также русский язык. Этот язык стал общим для многих людей планеты. И космос, и весь мир заговорили по-русски! Как это важно! В мире появился язык, который любили все! Я очень хочу, чтобы и сейчас, и через 100 лет в России совершались такие поступки, которые вновь и вновь вызывали бы интерес к России, к русскому языку. Думаю, что Юрий Алексеевич Гагарин даже не задумывался, на каком языке произнести первые слова на космической орбите. Он произнёс их на своём родном русском языке! Этот язык и останется первым языком космоса!

    Слайд 8

    День космонавтики и авиации



    Предварительный просмотр:

    Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»

    Цели урока:

    Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения(ССП, СПП, БСП) ; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном предложении; подготовка к ВПР

    Развивающие: развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, умение работать в группе, формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образное мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания, умение работать в группе;  

    Воспитательные: привить интерес к русскому языку как предмету и средству общения; расширить и пополнить лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка; привить любовь к Родине, вспомнить про великих космонавтов.

                                                      Ход урока

    1) Организационный момент.

    2) Повторение изученного.

    (СЛАЙД)

    Словарный диктант.

    Пр(…)дложение, ш(…)пот, ц(…)ганский, зам(…)реть, заст(…)лить, бр(…)л(…)ант, лес(…)ница, и(…)ку(…)тво, (…)дание, бе(…)совес(…)ный, тысяч(…)летие, пар(…)воз, р(…)кета, г(…)лактика, м(…)теорит, к(…)мета, к(…)см(…)навт.

    Предложение.

    (СЛАЙД)

     Дайте определение: что такое предложение?(СЛАЙД)

    Какие еще значения данного слова вы можете назвать?(СЛАЙД)

    3) Актуализация знаний.

    Без чего не может существовать предложение?

    (СЛАЙД)

    -без второстепенных членов;

    -без однородных членов

    -без грамматической основы

    (СЛАЙД)

    Прочитайте предложения.

    Идея космических путешествий возникла давно.

    Идея космических путешествий возникла давно, и все страны мечтали покорить космос.

    В каждом предложении выделите грамматическую основу.

    (СЛАЙД)

    Что вы заметили? Верно во втором предложении - две грамматические основы. Сложными называют предложения, состоящих из двух или нескольких грамматических основ (частей, предикативных единиц), соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы.

    (СЛАЙД)

    Запишите тему урока «Сложное предложение»

    4.Определение целей урока.

    Исходя из темы урока, определите цель  нашего урока?

    Целью нашего урока будет узнать, что такое сложное предложение, а также познакомиться с видами  сложных предложений, научиться ставить в сложном предложении  знаки препинания.

    5) Изучение новой темы.

    Простые предложения  соединяются в сложное при помощи интонации  и союзов. Составим схемы сложных предложений.

    (СЛАЙД)

    На доске вы видите предложения и их схемы, они долгое время находились в космосе, под влиянием невесомости они перемешались, давайте попробуем найти и восстановить пары!

    (5 минут! ученик выполняет упражнение на доске, остальные в тетради)

     [–  =], [–  =].

    Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур, корабль выполнил один оборот вокруг Земли. (Бессоюзное сложное предложение)

    [–  =], и [–  =].

    Человек покорил космос, и многовековая мечта людей сбылась. (Сложносочинённое предложение)

     [–  =], (потому что –  =).

    Юрий Гагарин отправился в космос первым, потому что он был отлично подготовлен физически.(Сложноподчинённое предложение)

    РАССКАЗАТЬ ПРО ВИДЫ СП, ВСПОМНИТЬ ПРО ЗП!

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Я хочу стать космонавтом,

    (руки вверх)

    Надеваю я скафандр,

    (присесть и постепенно вставать)

    Полечу я на ракете

    (соединить руки над головой)

    И открою все планеты!

    (обвести руками большой круг)

    6) Закрепление изученного.

    А)№559       

    Б) Работа с текстом.

    На экране м\медиа открывается текст. Прочитайте. Докажите, что это текст. Что называется текстом?

    В 2017 году во всём мире отметят 56-летие со дня полёта человека в космос. В 1961 году русский космонавт Юрий Гагарин первым из землян "дотронулся" до Вселенной. 56 лет назад русский человек произнёс на весь мир: "Поехали!" Его улыбка тронула сердца миллионов, его смелость потрясла многих, его подвиг возвысил авторитет, всколыхнул интерес к стране. Люди захотели изучать историю, культуру СССР, а также русский язык. Этот язык стал общим для многих людей планеты. И космос, и весь мир заговорили по-русски! Как это важно! В мире появился язык, который любили все! 
    Я очень хочу, чтобы и сейчас, и через 100 лет в России совершались такие поступки, которые вновь и вновь вызывали бы интерес к России, к русскому языку. Думаю, что Юрий Алексеевич Гагарин даже не задумывался, на каком языке произнести первые слова на космической орбите. Он произнёс их на своём родном русском языке! Этот язык и останется первым языком космоса! 

    В)  Работа в тетрадях по рядам.

    Ребята, как мы помним, в предстоящей ВПР нас ждет задание на определение главной мысли текста. Давайте попробуем записать ее одним предложением, но не простым, а сложным. Мы будем работать по рядам. 1 ряд записывает основную мысль текста сложносочиненным предложением, 2 ряд – сложноподчиненным, 3 ряд – бессоюзным.         

    7) Рефлексия

    Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. Помните игру «слова»? в этой ракете находятся термины, которые мы с вами использовали на уроке, давайте разместим их на доске. Я закрепляю первое слово – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    (бессоюзное, сложное, сложноподчиненное, сложносочиненное, союз, запятая, пунктуация, космос, космонавт, язык)

    Может, кто-то из вас догадался, какую тему (кроме СП) мы затронули на уроке? Верно, тема первого полета в космос, ведь 12 апреля – памятная дата России, ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ!

    8) Домашнее задание

    9) До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

    Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

    Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

    Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

    Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

    Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

    Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

    План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

    Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

    Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока " Имя прилагательное. Интересная часть речи"

    Конспект урока  по повторению темы: имя прилагательное. в 5 классе с целями и задачами, творческим материалом и карточками  для  индивидуальной работты....