Главные вкладки

    Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
    презентация к уроку русского языка (8 класс) на тему

    Кульмухаметова Эльвира Бикьяновна

    Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предложения по параграфу 29 "Характеристика человека".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkryt_urok.doc50 КБ
    Office presentation icon vneshnost_i_har.ppt943.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кульмухаметова Эльвира Бикьяновна

    Учитель русского языка и литературы 1 категории

    с.Ишей  Баймакского района Республики  Башкортостан.

    Разработка открытого урока по русскому языку.

    8 класс

    Тема: Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.

    Цели урока:

    1. Образовательные

    систематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения;  учить видеть, наблюдать,  учить их умению отделять существенное от несущественного.

    подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

    2. Развивающие:

    развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”;

    3.Воспитательные: повышать   речевую культуру школьников, воспитать  в них чувства уважения, толерантности.

    Оборудование: фотографии, портреты людей; героев из литературных произведений, компьютерная презентация .

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент, запись даты, темы урока.

    -Здравствуйте ,ребята! Сегодня на  нашем уроке  присутствуют  гости. Давайте пожелаем и гостям и друг другу удачного дня! Посмотрите, какие прекрасные люди окружают нас!Давайте скажем друг другу добрые слова, комплименты!

    А сейчас открыли тетради  записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво.Спину держим прямо.

    2. Вступительное слово учителя.

    - И запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.»

    (Рена́та Мура́товна Литви́нова (12 января 1967, Москва) — российская актриса, режиссёр, сценарист и телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2001). )

    На сегодняшнем уроке предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть  портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать  выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.

    2.Упражнение в учебнике 164 :

      А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

      Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

      В) Спишите, ,подчеркните второстепенные члены.

       Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?

    3. Работа над основной частью урока:

    Не случайно существует изречение “Внешность обманчива”. Зачастую люди только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере человека, о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.) Правильно ли это?Давайте убедимся в этом.

      Перед вами портрет: посмотрите внимательно на мальчика.Поделитесь со своим впечатлением.

    -  Какой этот мальчик?

    (Обычно дети говорят, что он смешной или веселый (жизнерадостный).

     -Здесь, ребята , , т.е. такой, который часто смеется и его легко рассмешить.

    - Какое же определение характера Генки более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостный?

    -  Из чего видно, что он смешливый?

     (Запишите  в тетради словосочетания смешной – это наше (зрителей) впечатление; если же мы говорим о характере, то это смешливый:смешной вид- смешливый характер)

    -В момент съемки он смеется, но можем ли мы обоснованно предполагать, что он вообще часто смеется?

    -«Веселый» же – это более узкое понятие, чем «жизнерадостный»: жизнерадостный – значит и веселый, и бодрый, и энергичный. Какое слово более подходящее, по-вашему?..

    -Запишем также : веселый ,жизнерадостный, бодрый, энергичный

    - Вообще по портрету легче догадаться о состоянии Генки в момент съемки или о его характере?..

     -В тот момент ему, конечно, было весело.

    -Что заставляет нас так думать? Существенные детали: веселая улыбка, ямочки на щечках, зажмуренные глаза.(в двух столбиках напишем портретную лексику:Существенные ,несущественные)

    существенные

    несущественные

    Зажмурить глаза он мог потому, что солнце слепит; а может быть, он татарин или казах и у него глаза узкие?

    - Посмотрим внимательно: почему он зажмурился?

    -Опишите мальчика (письменно )

    (У него светлые, возможно, рыжие (совсем не «татарские») волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо, не было, так как на лице мальчика нет резких теней – значит, мы правы: это он так смеется.)

     -А разве все люди так смеются?.. А какие люди смеются так?.. Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда?

     Значит, Генка очень любит посмеяться, это для него удовольствие: выходит, мы были правы, когда решили, что он веселый.

    Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть хоть одна такая деталь?.. (Есть: спутанные волосы – он, видимо, не любит расчесывать свои волосы.)

     А теперь скажите: что – какие детали – создает у нас впечатление, что Генка смешной? (Оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба.)

    - А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.)

     -Итак, мы догадались, что Генка – веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, – а так делают те, кто очень любит посмеяться; а еще мы догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны.

    4.Физминутка !!!!!!!!!!

    А теперь все  смотрим на следующий портрет

    5. Портрет «Старого доктора» (Януша Корчака).

    - Опишите Януша Корчака. Обратите внимание на взгляд, выражение глаз Януша Корчака? ( взгляд Старого доктора устремлен на зрителя, но если приглядеться повнимательней, то видно, что это не так: это тоже взгляд «в никуда». Но Корчак не мечтает, он думает, и, видимо, о чем-то тяжелом, невеселом) 

    - Как вы думаете, лицо  у него какое, какое состояние выражает оно? (Состояние Старого доктора: задумчивое, тревожное, озабоченное.)

    -Какие существенные детали говорят об этом?( нахмуренные брови, складки на лбу – видимо, мысли его действительно не самые веселые. О том же, какой он человек, позволяют догадаться: мешки под глазами ,видимо, он мало спит, устает; очень простая одежда, что-то вроде полотняной рубахи; резкие морщины. Это человек, проживший тяжелую жизнь, полную забот.

    А какие  несущественные детали?( густые брови, небольшие уши, голый череп, прямой нос )

    Продолжим работу над заполнением таблицы понятий «существенное-несущественное»

    -Лицо Старого доктора очень худое, щеки впалые – что это: следствие изнурения или такая комплекция? Вы найдете ответ на этот вопрос после выступления вашей одноклассницы.

    - Сейчас  Гулия  вкратце расскажет  вам о Януше Корчаке.

    Вот каким замечательным был человек Януш Корчак. Значит, ребята  не одежда красит человека, а его внутренний мир, духовная красота. Неважно: высокого он роста, красавец, милашка или наоборот, низкого роста, полного или худощавого телосложения, может быт лицо у него не такое уж привлекательное…Это совершенно неважно.

    -А Что важно ?

    -Как вы думаете?

    -Что мы должны ценить в людях: внешний вид или внутренний мир?

    Это было лирическое отступление.

    А теперь творческая работа: перед вами портрет американского писателя Хемингуея.Опишите его.Постарайтесь увидеть  его внутренний мир.

    (Дети могут сказать:что у писателя  смелый взгляд. Дети работают самостоятельно; учитель критикует и направляет.

     Наиболее точная характеристика: умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым. Грубый вязаный свитер, видимо, говорит о том, что он человек неизнеженный.

     Несущественные детали: темные глаза, густые волосы аккуратно подстрижены, морщины на лбу, густые брови и пр. Нужно им объяснить, что смелым в буквальном смысле слова может быть человек или поступок, но смелый взгляд – это идиома, слово смелый здесь употреблено в переносном значении: взгляд не совершает подвигов, не заступается за слабого и пр. Это наше субъективное впечатление, что взгляд Хемингуэя смелый, – нам так кажется, но доказать это нельзя. Это гипотетическое знание.

     А вот то, что Хемингуэй смотрит прямо на нас, – это действительно так: это мы знаем точно.)

    Вам помогут словарные слова :  (слайд)

     Чтение и  оценивание работ.

    6.Подведение итогов урока : Итак, ребята, мы сегодня на уроке активно поработали. Будьте  прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть  у вас хорошего – развивайте. Живите так,  чтобы вам не бросали в лицо:

     «Родилась пригожа, да по нраву негожа»

    Оценки:

    7 Домашнее задание : Напишите сочинение миниатютру

     «Моя мама»

    Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

    Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок развития речи Описание внешности человека. Внешность и характер.

    Слайд 2

    Рена́та Мура́товна Литви́нова «Твоя красота это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.»

    Слайд 3

    Внешность обманчива

    Слайд 4

    Красота спасет мир… А война начинается из-за стремлений к красоте… Владимир Борисов Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать. Аврелий Августин Всё красивое делается страшно медленно. Георгий Александров

    Слайд 5

    Генка-фото 1987 года

    Слайд 6

    смешной вид смешливый характер

    Слайд 7

    C оставим таблицу; Существенные несущественные Не имеющий существенного значения

    Слайд 8

    Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмидт

    Слайд 9

    Хемингуэй – американский писатель

    Слайд 10

    Лицо. Смуглое, круглое; загорелое; белое как снег; загорелое золотистым загаром; продолговатое; улыбающееся; заросшее щетиной; широкое, большеносое; краснощекое; конопатое; усеянное веснушками. Глаза, взгляд, взор. Ясный, умный взор; небольшие, темные глаза; бегающие, карие; длинные ресницы; любящий взгляд; прямой добрый взгляд; светлые, добрые, широко расставленные, прищуренные, голубые глаза; испуганные; бутылочного цвета с рыжеватым отливом; пушистые рыжие ресницы. Брови. Нависшие; сморщенные; тонкие, высокие; белесоватые, насупившиеся; вечно нахмуренные. Лоб. Белый, как слоновая кость; высокий с двумя буграми. Улыбка. Расплылась по морщинкам, необычная, смущенная. Нос. Слегка вздернутый; прямой, с легкой горбинкой. Волосы. Черноволосые; темно-русые с проседью, густые; русые; белокурые, пепельного цвета; тщательно причесанные; длинные; растрепаны; гладко причесаны; черноголовый; огненно, ярко-рыжие. Осанка, фигура, рост. Важная осанка; худощавый, стройный; длинный; высокий, толстый; небольшого роста, изящно сложенная, как выточенная; приземистый; худенький; долговязый. Походка. Медлительная; слегка прихрамывающая. Руки. Мягкие, белые. Одежда. Одевающаяся по моде; в туфлях на босу ногу; пиджак; распахнутый ворот рубашки; измятая фуражка, ботинки не чищены, хлястик оторван... Общее впечатление, вид, оценка. Приятное (лицо), ослепительная (красота), довольно красивый; ничего не выражающее лицо; недурна собой; выражение лица было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоумения перед собственной грустью; отталкивающий вид.

    Слайд 11

    Словарные слова устремлены прямо на зрителя лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких людей взгляд внимательный волосы седые

    Слайд 12

    Родилась пригожа, да по нраву негожа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

    Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

    Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

    Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

    План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

    Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

    открытый урок "Развитие эмоциональности ученика на уроке специальности при работе над пьесой"

    Разработка открытого урока, ход урока, методы и приемы, применяемые на уроке....

    Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)

    Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)...

    Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"

    В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...

    Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

    Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...