Конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

                Тема:  «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Цель: Систематизировать изученный материал по данной теме, повторить постановку знаков препинания в БСП.  Формировать пунктуационные навыки. Развивать речь обучающихся, навыков слушания и говорения.  Воспитывать бережное к другу и дружбе.

Задачи урока:

1) актуализировать знания обучающихся по теме «Знаки препинания в БСП»;

2) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;

3) организовать самостоятельную работу в группах;

4) организовать самоконтроль  и взаимоконтроль обучающихся на уроке.

Тип урока: урок систематизации и обобщения.

Оборудование: доска, проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Оргмомент: Приветствие, проверка готовности к уроку.  
  2. Актуализация опорных знаний.

Прочитайте предложения, какой общей темой объединены данные высказывания? Как вы понимаете данные высказывания? (обучающиеся по очереди объясняют высказывания)

  1. В здании человеческого счастья дружба возводит стены (,) а любовь образует купол. (Козьма Прутков) (ССП)
  2. Друзья на то и существуют (,) чтобы помогать друг другу. (Ромен Роллан) (СПП)
  3. Выбирать друзей не спеши(,) менять их – тем более. (Бенджамин Франклин) (БСП)

Задание: Определите вид сложных предложений, расставьте знаки препинания.

Вопрос: вспомните, какие предложения называются бессоюзными? (Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонацией, называются сложными бессоюзными предложениями)

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (варианты ответов обучающихся)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Слайд с темой урока)

- Какие цели вы сегодня для себя ставите? (Варианты ответов обучающихся) далее цель урока выводится на слайде: повторить условия выбора знаков препинания при БСП.

3. Повторение (СЛАЙД 5)

- К уроку должны были повторить теоретический материал по расстановке знаков препинания в БСП. (2-3 обучающихся проговаривают правила, опираясь на материал, представленный на слайдах)

- Запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей, тесно связанных друг с другом (между ними можно поставить союз и) и обозначающих одновременно или последовательно происходящие события.

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (А.Пушкин)

- Точка с запятой ставится в том случае, когда части бессоюзного сложного предложения менее связаны между собой (по смыслу и интонации они близки к самостоятельным предложениям), а также когда части уже распространены (имеют запятые) или группируются по смыслу (в этом случае употребление запятой между частями бессоюзного сложного предложения является знаком недостаточным).

Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце невысоко. (И.Гончаров) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.Тургенев)

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:

1. Если между частями причинные отношения (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении), в этом случае перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как.

Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)

2. Если между частями пояснительные отношения (вторая часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части), в этом случае перед второй частью можно поставить пояснительно-присоединительные союзы а именно, то есть.

Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)

3. Если вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов (обычно сказуемое). В первой части в этом случае можно вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышать, увидеть, почувствовать и подобные). Проверочные союзы: что, как.

Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.

Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:

1. Если содержание одной части резко противопоставляется содержанию другой части. Эти отношения можно проверить, вставив союзы а, но, зато.

Ноги носят – руки кормят. (Пословица)

2. Если в первой части указывается на время или условие того, о чем говорится во второй части. Проверочные союзы: времени – когда, условия – если.

1) Настанет вечер – загорятся на небе звезды. 2) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Пословица)

3. Если вторая часть заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в первой части. Эти отношения можно проверить союзами так что, поэтому.

Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К.Паустовский)

4. Если части бессоюзного сложного предложения имеют значение сравнения. Проверочные союзы: словно, будто, как.

Посмотрит – рублем подарит. (Пословица)

5. Если части бессоюзного сложного предложения рисуют быструю смену событий.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)

6. Если части бессоюзного сложного предложения связаны уступительными отношениями. Проверочные союзы: хотя, несмотря на то что.

Я говорил правду – мне не верили. (М.Лермонтов)

  1. Обобщение и систематизация

1.Работа у доски. К доске выходят трое обучающихся. Получают карточку с заданием, необходимо записать предложение, выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему, объяснить знаки препинания, дать характеристику предложения.

  1. В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)
  2. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержатся крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] : [причина].)
  3. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)

Каждый обучающийся комментирует выполненную работу. Осуществляется самоконтроль, оценку выставляет обучающийся.

2.Работа с классом. Раздаточный материал.

После грозы (Читает выразительно учитель)

Ночью я видел:

Ломались березы!

Видел: метались цветы!

Гром, рассылающий

Гибель и слезы,

Всех настигал с высоты!

Как это странно

И все-таки мудро:

Гром роковой перенесть,

Чтоб удивительно

Светлое утро

Встретить, как светлую весть!

Вспыхнул светящийся

Солнечный веер,

Дышат нектаром цветы,

Влагой рассеянной

Озеро веет,

Полное чистой воды!

(Н. Рубцов)

- Объясните смысл названия стихотворения.

- сколько бессоюзных сложных предложений в стихотворении? Назовите предложение, которое соответствует 1, 2, 3 схемам. (схемы заранее составлены в раздаточном материале)

- Как вы можете объяснить: почему в этом тексте так много бессоюзных предложений?

- Как это связано с содержанием стихотворения? Что достигается благодаря использованию бессоюзной связи?

- Почему автор часто использует двоеточие в стихотворении?

- Назовите слова, которые употребляются в переносном значении? (цветы метались, солнечный веер, дышат цветы). Как называются средства выразительности, которые создает автор на основе переносного значения? (олицетворения)

- В каких значениях употребляется многозначное слово светлый (светлое утро, светлая радость). Что достигается благодаря употреблению в тексте одного и того же слова в переносном значении? (?)

3.Задание по группам:

1группа (СЛАЙД 16): В данных предложениях исправьте допущенные пунктуационные ошибки. Найдите слово, которое соответствует схеме приставка + корень+суффикс+ суффикс+ окончание + постфикс

  1. День выдался слякотный, с утра пошел мокрый снег вперемежку с дождем... (Б.Можаев)
  2. Фомич осмотрел свои ветхие кирзовые сапоги и решил привязать резиновые подошвы сыромятными ремнями; дорога до Тиханова дальняя. (Б.Можаев) 
  3.  Туман рассеялся,  вершины вновь засверкали на солнце. (М.Ю.Лермонтов)

2 группа (СЛАЙД 17): Объясните постановку двоеточия в тексте.

Басня

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?». Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

Раскройте смысл басни.

3 группа (СЛАЙД 18): Преобразуйте СПП в БСП. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

  1.  Когда занялась заря, стало видно, что погода будет хорошая. (В. Арсеньев)
  2. Яков был прозван Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки. (И. С. Тургенев)
  3. Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов)

Группы представляют результаты работы, осуществляют взаимоконтроль.  

4. Контроль. Слуховой диктант. Обучающиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания.
Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Товарищ, верь: взойдет она.
Звезда пленительного счастья.

2) Вы грозны на словах – попробуйте на деле!

3) Ты сам, поэт, свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь.

5) Поведай мне: в сей казни что сокрыто?

6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает 
Последние листы с нагих своих ветвей.

7) Теперь моя пора: я не люблю весны.

8) И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь.

  1. Рефлексия.(СЛАЙД 19)

- На партах имеются листочки, оцените, пожалуйста, работу на сегодняшнем уроке. «плюс-минус-интересно».

+

-

интересно

+ запишите все, что вам понравилось на уроке

- запишите, что не понравилось, показалось скучно, что вы не поняли

Интересно – вопросы к учителю, что вы не знали, но вам обязательно хотелось бы это узнать.

  1. Информация о д\з (СЛАЙД 20)

Из произведений художественной литературы приведите примеры употребления тире в простом и сложном бессоюзном предложениях. Запишите по три предложения, в которых тире ставится: а) между подлежащим и сказуемым, б) в неполном предложении, в) в предложении с прямой речью перед словами автора, г) между частями сложного бессоюзного предложения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс

Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...

Конспект урока "Понятие о сложном предложении в 9 классе

Урок русского языка с применением современных технологий...

План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения,  педагогики сотрудничества, индивидуальн...

Конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по рускому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи" ....

План-конспект урока по бессоюзным сложным предложениям

Комплексное  применение знаний и умений на уроке русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения"...

Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс

Урок в 11 классе  с использованием Сингапурских структур с презентацией....

План-конспект урока "Простые и сложные предложения"

Приводится план-конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ...