Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Шабурина Наталья Николаевна

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирования VOTUM.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17193_uld.rar438.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Шабурина Н.Н.

МОУ СОШ № 33

Г.Комсомольск-н/А.

Цели:

  1. Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых  ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
  2. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
  3. Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.

Задачи:

  1. выяснить, когда в словах с корнями –лаг-, -лож-, -кас-, -кос- пишется а и о;
  2. научиться видеть и выделять в слове орфограмму;
  3. уметь отличать слова с чередованием в корне от одинаково звучащих и пишущихся слов, не связанных по лексическому значению.

_____________________________________________________________

ХОД УРОКА:

I этап. Актуализация прежних знаний и способов действий.

  1.  Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Но сначала повторим то, что нам уже известно.

Повторение правописания слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Презентация. Слайд 1.

- Какая орфограмма объединяет все эти слова? 

  1. хв…стун
  2. запл…тить
  3. сл…зать сметану
  4. зак…пать в землю
  1. к…ртофель
  2. п…л…клиника
  3. м…раж
  4. ф…нтастика

(Безударная гласная в корне)

На какие две группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой?

(Проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная)

ЗАДАНИЕ: Вставьте буквы в слова, с непроверяемой безударной гласной.

Интерактивный режим. 

- Как мы называем такие слова, как проверяем их написание?

Презентация. Слайд 2.

- Выберите для каждого слова проверочное.

Интерактивный режим

Хв…стун (хвост, хвастаться),

запл…тить (заплата, плата),

сл…зать сметану (лижет, слезет),

зак…пать в землю (капать, окоп).

_____________________________________________________________

- На сегодняшнем уроке будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов.Презентация. Слайд3.

– Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих слов: излагать, изложение, касаться, коснуться.

Излагать точку зрения

Работать над изложением

Касаться проблемы

Коснуться вопроса

- Являются ли однокоренными слова ИЗЛАГАТЬ, ИЗЛОЖЕНИЕ?

- А КАСАТЬСЯ, КРСНУТЬСЯ?

– Как видите, это однокоренные слова, но пишутся по-разному: то с буквой О, то с А. Что же происходит в корнях этих слов? (ЧЕРЕДОВАНИЕ).

- Итак, тема нашего урока :

Презентация. Слайд 4.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА.( Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня.)

– А как же быть с такими случаями, как их писать? Чтобы ответить на этот вопрос, распределите однокоренные слова

 по столбикам .

Презентация. Слайд5.

-о-

-а-

II этап. Формирование новых знаний и способов действий.

- От чего же зависит выбор гласной в корнях этих слов?

Давайте вместе произведем частичный морфемный разбор этих слов. Сравните их  морфемное строение.

- А сейчас попробуйте сформулировать правило правописания гласных  О-А в корнях с чередованием  –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-.

- Так от чего же зависит условие выбора буквы в корнях –лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?(От наличия или отсутствия  суффикса –а- после корня).

- Как мы будем действовать, чтобы выбрать , какую букву писать в этих словах?

__________________________________________________________________

III этап.   Закрепление и совершенствование знаний и умений.

  1. Заполните колонки таблицы недостающими сведениями.
  2. При  возникновении трудностей,  обратитесь к  «Теории» (стр.68-69).

Результат работы  –  восстановление содержания колонок деформированной таблицы. Презентация. Слайд6.

Правило проговаривается  2 – 3 раза по желанию отдельными учениками.

Презентация. Слайд7.

- А теперь познакомимся с графическим обозначением орфограммы  «Правописание корней с чередованием  –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-».

IV этап. Применение знаний и формирование умений и навыков.

  1. Выполнение упр. № 566. (Упражнение выполняется по методике «Вызови соперника».)

1).К данным глаголам подберите однокоренные существительные. Запишите слова, обозначая орфограмму. Поясните, что и как выделено при ее обозначении.

2).С записанными сущ. составьте с/с гл.+сущ. Какие значения слова предложение могут обнаружиться в разных с/с?

Предлагать – предложение (внести предложение, записать предложение);

Предполагать – предположение (высказать предположение);

Слагать – сложение (произвести сложение);

Прилагать – приложение (напечатать приложение);

Соприкасаться – соприкосновение (почувствовать соприкосновение);

Касаться – касание (произвести касание).

  1. Презентация. Слайд 8.

Распределительный диктант с взаимопроверкой.

- а -

- о -

  1. Задание: «3-е лишнее» Презентация. Слайд10, 11.

лёгкое прик..сновение

неприк..сновенный запас

к..сательная линия

вас не к…снется

к..снуться вопроса

к..сой заяц

нал…гать штраф

прил…гать усилия

возл…жить ответствен-

ность

л…гичный вывод

прил…жил усилия

изл…жил суть

- - Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в написании этих слов?  От слов с чередованиями  следует отличать слова с другими значениями,  имеющие в корнях близкие сочетания звуков.

С двумя любыми словосочетаниями, в состав которых входят слова с чередованием гласных в корне, составить предложения, записать, выделить изученную орфограмму.

  1. Презентация. Слайд12.
  1. К…саться, к…сынка, иск…са, прик…сновение, к…сарь;
  2. Низл…жить, возл…гать, л…гичный, предл…жение,.

Вывод:  Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.

5. Тестирование Votum.

 

VII этап. Самоанализ урока (рефлексия).

Друзья мои! Я очень рада

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

  1. -Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне ? Презентация. Слайд13
  2. - Что нового узнали мы сегодня на уроке?

2. Вопросы в режиме голосования VOTUM

- Интересно ли было?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- С каким настроением пойдете с урока?

- Кто испытывал затруднения?

Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно!

Д\з: «Т» параграф  51 , «П» упр.№571.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

Тема:  «Гласные в корнях с чередованием».Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся г...