Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Толмачева Светлана Евгеньевна

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Повторение».

Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных в корне слова.

Задачи:

-научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

-активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий;

-воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном городе, чуткое отношение к слову.

Оборудование: раздаточный материал, изображение древа познания, проектор.

Ход урока.

I. Организационно – психологический момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Поздоровайтесь с гостями, которые пришли сегодня познакомиться с вами.

- А теперь садитесь, улыбнитесь, начинаем урок.

II. Вступление.

- Взгляните на этот красивый цветок и скажите, из каких частей он состоит (Цветы, листья, стебель, корень).

- Без каких из этих частей цветок и другие растения существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть без семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будет совершенно одиноким.

- Слова как люди. В них главной частью является именно корень. Почему? (В корне содержится главное, что есть в слове, - его лексическое значение).

- Прочтите слова, написанные на доске, найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ.

Излагать, росток, собираю, роскошный.

III. – Попробуйте сформулировать тему урока. Запишем число, тему урока в тетрадь. («Правописание корней с чередованием гласных»).

- А какова цель урока?

IV.  Работа по теме. Обобщение и повторение материала.

– Вначале нам необходимо обобщить теоретический материал. Скажите, от каких условий зависит выбор о-а в корнях -раст-, -рос-? (От написания согласных корня).

- Сформулируйте правило, когда гласная зависит от суффикса после корня.

- Молодцы. Я убедилась, что вы знаете правила чередования гласных в

корне. А теперь проверим, как вы умеете применять свои знания на практике.

2. Закрепление правописания слов.

- Ребята, проверьте слова, которые написал для вас Незнайка, графически выделите орфограмму:

Прилагательное, слажение, подростать, врзложить, застелать, поджигал, вытиреть.

- Молодцы, помогли Незнайке исправить ошибки. Надеюсь, что он теперь будет писать слова правильно.

3. Проверочная работа.

- У вас на парте лежат листочки с заданием. Вставьте пропущенные буквы в словах, а затем обменяйтесь работами и проверьте друг друга. ( Работа в парах).

Физминутка.

4. Выборочный диктант с последующей взаимопроверкой.

- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма – чередующиеся гласные в корне слова, а теперь перейдем к тексту.

(Панорама города Минеральные Воды)

Перед вами панорама нашего любимого города. Это наша родина, наши исторические корни.

- Я буду читать текст. Вы внимательно послушайте его и выпишите только слова с чередующимися гласными в корне .

Над городом Минеральные Воды заблестело утреннее солнце. Первые лучи, ярко блистая, осветили золотые купола церкви. Легкий туман еще клубился в зарослях кустарников, когда подрастающие тополя замерли, греясь под солнышком. Чудесной растительностью блистают горы, поля, луга. На растениях сверкают капельки росы. Город, освещенный солнцем, представляет собой удивительное сочетание красок. Сердце замирает от восторга.

- О чем этот текст?

(О красоте нашего города).

- Наш город небольшой, но очень уютный и зеленый. А чтобы он стал лучше, вы должны заботиться о нем, беречь и преумножать его ценности.

- А что для этого нужно делать?

5. Как можно одним словом назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

(На экране статья из словаря С.И.Ожегова)

- А как называется человек, который любит Родину искренней любовью? (Патриот)

6. Творческая работа

а) – Вы видите одну из достопримечательностей нашего города – сквер «Надежда».

Составьте отдельные предложения или связный текст по фотографии, включая слова с чередующимися гласными в корне. (Работа в группах)

  Сквер расположен в живописном месте города. Если стать на покрытые плиткой дорожки, слева можно увидеть блистающие на солнце купола храма, справа – вершину горы Змейки, покрытой редкой растительностью. По бокам расстилаются лужайки с окрепшими после суровой зимы деревцами…

Чтение текстов, нахождение слов с чередующейся гласной. Запись этих слов на доске.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Беседа о ПДД в сквере и на улицах города  

Правила пешехода.

– не переходить улицу на красный свет, даже если не видно машины;

– переходить дорогу, предварительно  посмотрев в обе стороны , сначала налево, потом направо

– не выбегать на дорогу из-за препятствий, так как водители не успеют затормозить при неожиданном появлении;

– ходить только по тротуару, если же тротуара нет, выбрать ту сторону дороги, по которой машины идут тебе навстречу;

– никогда не рассчитывать на внимание водителя, надейся только на себя!

б) Перед вами еще одна фотография города. Это мемориал «Огонь вечной славы» - памятник воинам-минераловодцам, героям Великой Отечественной Войны. Это самое уникальное, величественное место, сердце, душа, корень нашего города.

Совсем скоро мы будем отмечать очередную годовщину победы над фашистскими захватчиками, наш великий и скорбный праздник, потому что в каждой семье были герои, отдавшие свою жизнь за победу над фашизмом, за то, чтобы вы жили счастливо, береги свою землю, родину, делали ее лучше и чище.

-Как  можно одним словом назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм). (На экране словарная статья из словаря С.И.Ожегова).

-А как называют человека, который любит свою Родину искренней любовью?

 (Патриот).

-Запишите эти слова в свой словарик,запомните их.

- Я предлагаю вам послушать стихотворение, написанное нашей землячкой, поэтессой Р.Н.Котовской (читает ученик)

Все у нас, говорят, не годится.

Нет, в России у нас – не житьё.

А в пословице говорится:

Та худая и глупая птица,

Что марает гнездо своё.

При любом – повторяю – режиме

Низость – хаять родные края.

Сыт не будешь хлебами чужими.

Лучше – корка, да все же своя.

-Можно ли назвать поэтессу патриотом? Почему?

-Если у вас в душах появятся ростки добра, вы вырастете добрыми, любящими людьми, настоящими патриотами, но для этого нужно прилагать усилия. Может ли возраст быть помехой для добра?

7.Домашнее задание

Написать миниатюру «Моя малая Родина», включая слова с изученными корнями.

8. Итог урока. Рефлексия

 - Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

- Оцените свои знания, полученные на уроке, сами, приклеивая на древо познания листочки

зеленые - +

желтые -

красные -  –  

– Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его написание, то все слова можно произносить и писать грамотно.

– Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

Ведь

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

– Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке.

        Урок окончен.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ГОРОДА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Правописание корней

с чередованием гласных. Повторение.»

Учитель: С.Е. Толмачева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

Открытый урок по теме "Закрепление правописания корней с чередованием гласных а-о"

урок на повторение правил написания изучаемых корней...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...