Правописание корней с чередованием гласных –лаг-//-лож, -раст -//-ращ-//-рос-. Повторение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Тема урока

Правописание корней с чередованием гласных –лаг-//-лож,
-раст -//-ращ-//-рос-. Повторение.

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Урок закрепления и повторения изученного материала

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Формирование: понятия о корнях с чередованием е-и путем наблюдения за словами; знаний об орфограмме «Корни с чередованием е-и»;

развитие умения находить изучаемую орфограмму, выделять ее, составлять кластер;

орфографической и пунктуационной грамотности;

мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники)

презентация

Материалы и оборудование

Мультимедиа, компьютер

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Предлагает учащимся задание, проецируемое на экран::

  1. Морфема — это (от греч. morphe — форма) — это наименьшая, далее неделимая часть слова, обладающая значением. Из морфем строятся слова.
  2.  В словах бумага/бумажный происходит чередование согласных в корне г//ж.
  3. Шо́мпол в корне под ударением пишется О (слово исключение).
  4. В слове сестрицин пишу суффикс –ИН-
  5. В слове сделал пишу приставку с- , потому что согласный д -звонкий.
  6. Корень содержит лексическое значение слова.

1. Определяют критерии оценивания работ, которые предстоит выполнить на уроке.

2.Выполняют задание в рабочих листах, заполняют таблицу. повторяют орфограммы. (да/нет). Самопроверка по ключу.

3. Вносят полученные баллы в таблицу оценивания (рабочий лист)

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Учитель выводит текст на доску первого задания.

- Какая из изученных орфограмм не встретилась в утверждениях?

Учащиеся формулируют цель урока.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3.Выявление места и причины затруднения. 

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

В рабочих листах учащихся (задание 2) написан текст, в котором пропущены слова.

1. Наш замечательный город________________ по берегам реки Невы. 2.  Его невероятно красивый архитектурный ансамбль радует туристов всех______________. 3. В самом сердце города_______________ жемчужина в мире искусства – Эрмитаж. 4. Мосты города неотделимы от гранитных набережных. И порою кажется, что город как бы_____________  из воды ровными рядами гранитных блоков . 5. Можно смело______________________, что любовь к  родному городу живет в сердце каждого петербуржца.

Слова для справок: возр…стов,         предпол…жить,     распол…жился, распол…гается,            выр…стает.

Учащиеся наблюдают, анализируют,  подбирают подходящее по смыслу слова. Вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы. Проверяют правильность выполненного задания по образцу на доске. Выставляют полученные баллы в таблицу оценивания.

.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Давайте говорить как петербуржцы»

  • Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться
  • Неправильно говорить:
  • «Ложу книгу на стол»
  • Правильно говорить:
  • «Кладу книгу на стол»
  • «Положу книгу на стол»

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.  Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: применение полученного знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает расформировать слова по типу орфограмм.

  • Вариант 1 – проверяемые безударные гласные.
  • Вариант 2 – чередующиеся гласные в корне слова.

Прил…гательное,     з…лёный, разр…слись,   пл…щадка,     изл…гать, выр…щивать,  х…трец,     отр…сль.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Проверяют правильность выполнения по эталону на доске. Вносят полученные баллы в таблицу оценивания.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют задание. Проверяют правильность выполнения задания по эталону на доске, вносят полученные баллы в таблицу оценивания.

 

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

  1. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает учащимся посчитать полученные баллы за урок и перевести их в оценку. Опрос по количеству учащихся получивших за урок 5, 4,3  и т. д.

Учащиеся в группах выполняют задание.

Общее количество баллов за урок:

Задание №1

Задание №2

Синтаксический разбор предложения

Задание №3 (взаимопроверка)

Задание №4

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание: Упр. Учебника №456

Для  учащихся дополнительно – варианты:

1.составить текст по картине (аналогичный заданию 2), используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

2. написать  лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."

Урок в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных. Повторение."...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

«Правописание корней с чередованием гласных а-о (раст-,ращ-,рос-,зар-,зор-,клан-,клон-)» урок русского языка в 5 классе

Урок предназначен для закрепления ЗУНов по теме "Чередующиеся гласные в корне" в 5 классе....