Урок русского языка в 5 классе Правописание чередующихся гласных О-А в корне – раст-, -ращ-. –рос-.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Калимуллина Галия Зинуровна

Технологическая карта с рефлексией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_dlya_pechati_-_kopiya.docx212.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока по русскому языку в 5-ом классе учителя русского языка и литературы

Калимуллиной Галии Зинуровны

ГБОУ школа №62 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методические материалы, 2017

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №62

Выборгского района  Санкт-Петербурга

Правописание чередующихся гласных О-А в корне – раст-, -ращ-. –рос-.

Методическая разработка        урока

по русскому языку

учителя русского языка и литературы

Калимуллиной Галии Зинуровны

Санкт-Петербург

2016/2017


Технологическая карта урока

 Урок: русский язык

Тема урока: правописание чередующих гласных О - А в корне -раст-, - ращ-, рос-.

Класс: 5

ОУ: ГБОУ СОШ № 62

Учитель-предметник: Калимуллина Г.З.

УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.

Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга

Цели для ученика

Обучающие:

  • изучение правила правописание чередующих гласных О-А вкорне –раст-, -ращ-,- рос-,
  • формирование практического умения по написанию чередующих гласных в корне –раст-, -ращ-,- рос-, совершенствование орфографических навыков.
  • формирование практических умений и навыков  по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

  • развитие критического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие:

  • воспитание уважительного отношения к другим, положительного отношения к знаниям.

Цели для учителя

Образовательные:

  • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой темой;
  • формировать навык написания чередующих гласных О-А в корне –раст-, -ращ-,- рос-
  • ,Развивающие:
  • создать условия для развития познавательной активности и критического мышления детей;
  • способствовать развитию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;
  • создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям.

Тип урока:


урок усвоения новых знаний

Форма урока:


урок-практикум с элементами технологии  развития критического мышления

Опорные понятия, термины:


чередующие гласные в корне –раст-. ращ-, -рос-.

Новые понятия:

чередование

Формы контроля:

диктант с заменой;

учебный диалог;

самоконтроль;

рефлексия.

Домашнее задание:

На выбор:

  1. составить словарный диктант на изученную орфограмму (10 словосочетаний)

  или:

  2. написать сочинение любого типа, используя слова на изученную орфограмму (4-5 предложений). Озаглавить текст.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационный

этап

1 минута

Включает в деловой ритм.

Проверяют готовность к уроку, записывают число.

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Самопроверка.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Включение учащихся в деловой ритм.

II. Мотивация учебной деятельности

 

2 минуты

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

(Приложение 1)

Зарядка позитивного мышления.

(Ученики слушают или повторяют вслед за учителем)

(Приложение 2)

Отвечают на вопрос учителя, начинают формулировать тему урока.

Поворачиваются лицом к соседу, жмут соседу руку: «Желаю большого успеха всегда и во всем!»

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Игровой приём.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.  Постановка целей и задач

8 минут

Организует повторение ранее изученного материала.  (Приложение 3)

Создаёт проблемную ситуацию.

Работают в парах, распределяя слова по группам и объясняя правописание слов с изученными ранее орфограммами.

Презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку.

Формулируют тему и задачи урока.

Групповая и индивидуальная форма.

Практический метод.

Составление кластера или схемы.

Личностные:

самопроверка, оценивание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Повторение об уже известных суффиксальных способах образования прилагательных.

.

IV. Первичное усвоение новых знаний
4 минуты

Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила. (Приложение 4)

Самостоятельно знакомятся с правилом.

Работают в парах, составляя кластер или графическую схему изученного правила, презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку.

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы.

Исследовательский метод.
Составление графической схемы правила.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила.

V. Первичная проверка понимания

2 минуты

Организует первичную проверку понимания знаний, формирует алгоритм рассуждения при применении нового правила. (Приложение 5)

Объясняют правописание подчёркнутых слов из предыдущего упражнения.

Фронтальная форма.

Словесно-исследовательский метод.

Решение орфографической задачи.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила.

VI. Лингво-физкультминутка

2 минуты

Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения. (Приложение 6)

Выполняют задания, объясняют свои ошибки.

Фронтальная форма.

Здоровьесберегающая технология.

Игровой приём.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся.

VII.  Первичное закрепление

Формирование алгоритма различения одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

6 минут

Организует работу по первичному  применению новых знаний.

Комментирует совместно с учащимися коллективное письмо. Проверяет усвояемость средств художественной изобразительности.

(Приложение 7)

Записывают предложения и сравнивают их, делают вывод о постановке одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Находят и зачитывают изобразительные средства в предложениях.

Фронтальная форма.

Практический, исследовательский методы.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания,  анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка условий написания чередующих гласных О-А в корне –раст-, -ращ-, -рос-.

2) Самостоятельная  практическая работа с последующей самопроверкой

 

10 минут

 Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует. (Приложение 8)

Выполняют разноуровневые  задания, производят самопроверку.

Индивидуальная форма.

Практический метод.

Решение орфографических задач, творческая работа.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка умения правильно писать одну и две Н в суффиксах прилагательных..

3) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой

5 минут

Диктует слова для проверочной работы. (Приложение 9)

Выполняют задание учителя, производят взаимопроверку.

Фронтальная форма.

Практический метод.

Диктант с заменой.

Личностные:

 оценивание.

Регулятивные:

контроль, оценка.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками.

Самопроверка усвоения темы, коррекция.

VIII. Домашнее задание

1 минута

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

 На выбор:

  1. составить словарный диктант на изученную орфограмму (10 словосочетаний)

  или:

  2. написать сочинение любого типа, используя слова на изученную орфограмму (4-5 предложений). Озаглавить текст.

Регулятивные: саморегуляция, планирование.

Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

4 минуты

Организует рефлексию.

(Приложение 10)

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Индивидуальная форма.

Творческий метод.

Приём «Акрослово».

Личностные:
смыслообразование.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самооценка результатов учебной деятельности.

Приложение 1

Зарядка позитивного мышления.

Задание

  • Слушайте, думайте, чувствуйте.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приложение 2

Зарядка позитивного мышления.

Задание

  • Слушайте, думайте, чувствуйте и повторяйте за мною.

 Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

Приложение 3

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

 (орфограмма).

 Что такое орфограмма?

 (ошибкоопасное место)

. А для чего мы должны изучать орфограммы?

 (чтобы быть грамотными людьми).

  Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

 (да, конечно).

 Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?

(перечисляют).

Приложение 4

Алгоритм.

 Чтобы никогда не ошибаться в написании чередующих гласных О-А в корне –раст-, -ращ-,-рос- давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

 - выделить корень;

 - подчеркнуть согласную корня:

 - в корне рос \ раст \ращ перед  С  пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –

 В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных  гласных корня зависит от последующих согласных)

2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите  и запомните слова-исключения.

 слайд         росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.

C:\Users\user\Desktop\303406124.jpg

Приложение 5

Работа в парах

- Вставьте буквы карандашом в текст

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!

Приложение 6

Лингво-физкультминутка

Задание

  • Выполните следующее условие: «Если в корне буква А, поднимаем простой карандаш горизонтально, если О – вертикально».

Подр…стать, выр…сший, зар…сти, отр…сль, выр…щенный, ср…слись, р…стение, р…сток, ср…слись, Р…стислав.

Приложение 7.

Комментированное письмо

Задание

Наверняка все вы смотрели мультфильм «Заколдованный мальчик», в основу которого положен сюжет книги шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (Сельма Лагерлёф
1858-1940 гг. шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909)). Перед вами текст с пропущенными словами. Заполните эти пропуски, используя слова для справок (в словах пропущены О-А в корнях) и объясните выбор гласной.

(Текст на экране и в распечатанном виде на партах. По ходу ответов с места пропуски на интерактивной доске заполняются.)

ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК

Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил его в маленького человечка. Нильс очень хотел __________________ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные _________________ , подняться в звездное небо, потеряться в густых _________________ .

И только когда в душе мальчика появились ______________ добра, он______________ и стал таким, как прежде. Расскажи, что случилось с Нильсом, и ответь на вопрос: «Могут ли _____________ или рост быть помехой для добрых дел?»


Слова для справок: выр…сти, р…стениях , зар…сли, р…стки, возр…ст, выр…с.

Приложение 8.

5.1 Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

Самопроверка, выставление отметки.

Разноуровневые задания.

  1. (для слабых) Вставить пропущенные буквы в слова: выр…щенный, выр…сла, отр…сль, р…стение, Р…стов, р…сток, выр…сти.
  2. (для сильных) Распределить словосочетания в 2 столбика: с А и с О в корнях -раст- - -ращ- - -рос-.

Возр…ст ребенка, молодой р…сток, быстро выр…сла, домашнее р…стение, густые зар…сли, промышленная отр…сль, выр…щенный в тепле, морские водор…сли, скупой р…стовщик, тропическая р…стительность, выр…щу заботливо, быстро ср…слись.

Приложение 9.

Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом по рядам)

Задание на доске: 

Измените слова так, чтобы в корне стояла буква А. с полученными словами придумайте предложения.

 1ряд: подросли, срослись;

 2ряд: выросли, обросли:

 3 ряд: росли, заросли.

Приложение 10.

Ответы на вопросы

Задание

  • Ответьте на вопросы.
  1. Вспомните задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Решили ли мы их?
  2. – С каким корнем вы познакомились сегодня?
  3. – В чем сложность правописания этого корня?
  4. – Расскажите о правописании корня –раст-, -ращ-, -рос- по опорным схемам.

– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученный корень?


Рефлексия

1) Примеры домашнего задания

Написать сочинение любого типа, используя слова на изученную орфограмму (3-5 предложений). Озаглавить текст.

Вид из окна.

   За моим окном красивый сад. В нем растут различные цветы. Их с любовью выращивает моя бабушка. Я помогаю ей поливать, чтобы они поскорее выросли.

 

                    Дыдыкина Юля

Случай с цветком.

  Однажды я увидел, как посреди дороги растет неизвестный цветок с тонким стебельком. Я решил его полить, чтобы он поскорее вырос и стал приходить сюда каждый день. Как приятно было видеть, как он подрастает.

Авдеева Альбина

«Маленький принц»

Мне очень нравится сказка «Маленький принц». Там я прочитал, что на планете маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Но один цветок пророс 

из зерна. Он был такой красивый, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки.

Дворецкий Игорь

       

2) Результаты тестового задания, предложенных учащимся на следующем уроке с целью проверки усвоения знаний по теме «Правописание чередующих О-А в корне –раст-, -ращ-, -рос-.».

Тестовое задание с взаимопроверкой и коррекцией (ответы на доске).

Критерии:

16-15 слов – «5»

14- 11слов – «4»

10-7 слов – «3»

Меньше 7 слов – «2»

1. выр…сту

5. растут

9. росток

13. росток

2. подрасту

6. обросли

10. зарастают

14. выращенный

3. срослись

7. проросли

11. приросли

15. срастаться

4. отрасль

8. заросли

12.Ростислав

16. выросли


Литература и Интернет-ресурсы

  1. Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.-М.: Просвещение, 2013г.
  2. (ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014.
  3. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
  4. 4. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://rus.1september.ru/rusarchive.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...