Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Грезнева Ольга Васильевна

Урок открытия «нового» знания

Цели урока:

 - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активное творческое усвоение учебного материала, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

 - содержательные: формировать  навык написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;  умения правильно подбирать проверочные и однокоренные слова, находить в тексте слова с заданной орфограммой; умение обрабатывать информацию, учить аргументировать свою точку зрения.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях «Русский язык» С.И. Львова,  В.В.Львов, Москва « Мнемозина», 2013. , карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grezneva_o.v._stsenariy.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Класс:  5

Автор УМК: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 5 класс. Учебник в 3 частях.  М., «Мнемозина», 2013 г.

Тема урока: Правописание безударных гласных в корнях слов

Урок открытия «нового» знания

Цели урока:

 - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активное творческое усвоение учебного материала, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

 - содержательные: формировать  навык написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;  умения правильно подбирать проверочные и однокоренные слова, находить в тексте слова с заданной орфограммой; умение обрабатывать информацию, учить аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях «Русский язык» С.И. Львова,  В.В.Львов, Москва « Мнемозина», 2013. , карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

 УУД

I.Мотивация к деятельности

Цель: создание положительного настроя на урок русского языка

- Прозвенел заливисто звонок,

Пригласил друзей на наш урок.

Тема интересная вас, ребята, ждёт

Включайтесь в работу, и смело вперёд!

Откройте тетради, запишите дату урока.

Слушают, настраиваются на урок

Записывают в тетради дату урока.

- формирование положительного отношения к  учебной деятельности (Л)                                                                - развитие познавательных интересов(Л)

-умение планировать свои действия (Р)                                                                                     - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К)

II.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового способа действий

На доске записан отрывок из стихотворения З.Александровой. (Слайд № 2)

Одуванчик  з…лотой                                                               Пост…рел и стал с…дой.                                                        А как только пос…дел,                                         Вместе с ветром ул…тел.

Запишите отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Проверьте себя (Слайд № 3)

Какая орфограмма объединяет все эти слова?

Какое вы знаете правило о правописании безударной гласной в корне слова?

Заранее подготовленный ученик читает его.

Списывают, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы.

Проверяют себя.

Безударная гласная в корне слова.

Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо

найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

(Слайд № 4)

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударение,

Чтоб развеять все сомнения!

- формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению (Л)

-  понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме (П)

-обобщать (выделять) ряд объектов по заданному  признаку(П)

 - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать(П)

- формулировать собственное мнение (К)

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение и выявление затруднения

Правописание каких слов вызвало затруднения? Почему?

Ребята, чтобы верно написать безударную гласную, нужно правильно подобрать проверочное слово. Рассмотрим примеры (слайд № 5 ) Постарайтесь подобрать правильно проверочные слова.

- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.

Запись на доске и в тетрадях: «Правописание безударных гласных в  корнях слов»

Называют слова.

-Правописание безударной  гласной в корне слова

- Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний (Л)

 - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков(П)

IV. Построение проекты выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способов и средств  реализации целей путем выбора нужной информации

(Слайд № 6)

Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)

Да, сегодня мы будем углублять  знания об орфограмме безударная гласная в корне слова,  проверяемая ударением,  и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.


Давайте обратимся к рубрике учебника  «Знай и применяй» и посмотрим, как нам советуют действовать лингвисты при выборе  безударной гласной в корне слова    ( стр. 63-64, рубрика « Знай и применяй»)

Итак, какой  способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам?

Предлагаю  составить алгоритма действия.

(Слайд № 8)

Задание для «слабых» учащихся: приведите примеры из  упражнения № 133 на данный алгоритм.

Задание для «сильных» учащихся: найдите в толковом словарике примеры  слов на данный алгоритм.

Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова

Читают текст на стр. 63-64 рубрика             «Знай и применяй»

Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение  слова через однокоренное слово.

Составляют алгоритм действия.

(«Сильный» ученик получал опережающее задание и демонстрирует свой  алгоритм) (Приложение № 1)

(Слайд № 7)

 - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале (Р)

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме (П)

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (П)

– формулировать собственное мнение и позицию (К)

-понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале (Р)

 -последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (Р)

V.Реализация построенного проекта

Цель: Усвоение учащимися  алгоритма

Применяем наш алгоритм. Правильно оформим запись, выделяем  орфограмму и условия выбора гласной в  корне  слова.

(Слайды 9-10)

Каждый ученик записывает по одному примеру  у доски, применяет правило, выделяет орфограмму (Остальные работают в тетрадях)

- применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова (П)

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя  (Р)

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами (К)

VI.Первичное закрепление учебного действия

Цель: проговаривание во внешней речи, парная работа

Отгадаем загадки, запишем отгадки,   проверочное слово (форма слова)  и однокоренное.

(Слайды 11 -18)

1.Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора.

 

2.Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

 3. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

4.Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята читают загадку и  отгадывают её. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных, объясняя лексическое значение слова.

Глаза - глаз - глазки

Трава - травы, травка

Вода - воды – водный

Сова - совы - совушка

- принимать и сохранять учебную задачу (Р)

- сохранять интерес к учебному материалу (Л)

-подбор проверочных слов для определения  написания буквы в корне слова.(П)

Физминутка

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы:

К.рмушка(корм),  маслёнок(масло),  кр.ль-чиха( кролик),   см.льчак (смелый),   б.глец ( бег), старичок ( старый),  ц.почка             (цепь),     д.чурка ( дочь),   с.сновый                             ( сосны),   д.тишки ( дети).

(Слайд № 19)

Коллективно выполняют упражнения

VIII. Самостоятельная работа   с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

 - Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, ведь вы уже многому научились.

Раздаёт карточки (в 2 вариантах) с заданием для самостоятельной работы. (Приложение № 2)

( в карточку – заготовку запишите только буквы корня слова) (Приложение № 3)

- Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок?

- Обменяйтесь карточками, поработайте учителем, сверьте с ответом  на слайде.

Проверим результаты вашей работы

(Слайд № 20)

- Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 и более ошибок, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.

(Слайд № 21)

Выполняют самостоятельно   на карточках- заготовках.

Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем обмениваются карточками, сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.

- принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков (Р)

- применять правила правописания безударных гласных в корне  слова (П)

- оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).(Р)

- осуществлять действие взаимоконтроля(К)

- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища) (Л)

VIII.Включение в систему знаний и повторение

Цель:

формирование орфографичекой зоркости, самооценка результатов деятельности своей группы

Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки. Он в тетрадке написал :

Зема  ухадить не хочет. Прячет  последний  снижок  в лису.  Воздух   день от дня типлее.  Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила  трапинки.  Звенит висёлая копель.
 Вот и верба нарядилась в белые  сирёжки.  На солнечной палянке появилась  молодая трова.

Быстро Пете помогайте и ошибки исправляйте!  (Слайд № 22)

Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки.

Почему Петя допустил так много ошибок?

Какое же правило не знал ученик?

Давайте поможем Пете и еще раз объясним ему  правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением! (Предлагает ответить слабым учащимся)

Ребята, обратите внимание, что некоторые слова на эту орфограмму  Петя все – таки написал правильно. Назовите их.

Учащиеся записывают слова, в которых Петя допустил ошибку, применяют правило, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова,  оформляют орфограмму.

 

- понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале (Р)

 - последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности (Р)

- принимать участие в работе группами (К)

-договариваться, приходить к общему решению (К)

  IX. Рефлексия.Итоги. Домашнее задание.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Выберите нужную фишку : (слайд № 23)

КРАСНУЮ - Я умею проверять безударные гласные. 
ЖЁЛТУЮ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
ЗЕЛЁНУЮ– Я сегодня не смог, но завтра научусь.

Сегодня на уроке я:  (Слайд № 24)

И научился…..                                                               Т было интересно…                                                               О было трудно ….                                                                     Г мои ощущения….

- Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов.

представление о причинах успеха в учебе (Л)

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий (Р)

-обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом (Р)

 -формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания (К)

Выставляет оценки за урок, комментируя их

Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения.

(Слайд № 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"

Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"

Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...

Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....