Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Грезнева Ольга Васильевна

    Урок открытия «нового» знания

    Цели урока:

     - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активное творческое усвоение учебного материала, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

     - содержательные: формировать  навык написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;  умения правильно подбирать проверочные и однокоренные слова, находить в тексте слова с заданной орфограммой; умение обрабатывать информацию, учить аргументировать свою точку зрения.

     

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях «Русский язык» С.И. Львова,  В.В.Львов, Москва « Мнемозина», 2013. , карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grezneva_o.v._stsenariy.docx30.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебный предмет: русский язык

    Класс:  5

    Автор УМК: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 5 класс. Учебник в 3 частях.  М., «Мнемозина», 2013 г.

    Тема урока: Правописание безударных гласных в корнях слов

    Урок открытия «нового» знания

    Цели урока:

     - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активное творческое усвоение учебного материала, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

     - содержательные: формировать  навык написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;  умения правильно подбирать проверочные и однокоренные слова, находить в тексте слова с заданной орфограммой; умение обрабатывать информацию, учить аргументировать свою точку зрения.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях «Русский язык» С.И. Львова,  В.В.Львов, Москва « Мнемозина», 2013. , карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Действия учащихся

     УУД

    I.Мотивация к деятельности

    Цель: создание положительного настроя на урок русского языка

    - Прозвенел заливисто звонок,

    Пригласил друзей на наш урок.

    Тема интересная вас, ребята, ждёт

    Включайтесь в работу, и смело вперёд!

    Откройте тетради, запишите дату урока.

    Слушают, настраиваются на урок

    Записывают в тетради дату урока.

    - формирование положительного отношения к  учебной деятельности (Л)                                                                - развитие познавательных интересов(Л)

    -умение планировать свои действия (Р)                                                                                     - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К)

    II.Актуализация и пробное учебное действие

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

    подготовка учащихся к изучению нового способа действий

    На доске записан отрывок из стихотворения З.Александровой. (Слайд № 2)

    Одуванчик  з…лотой                                                               Пост…рел и стал с…дой.                                                        А как только пос…дел,                                         Вместе с ветром ул…тел.

    Запишите отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

    Проверьте себя (Слайд № 3)

    Какая орфограмма объединяет все эти слова?

    Какое вы знаете правило о правописании безударной гласной в корне слова?

    Заранее подготовленный ученик читает его.

    Списывают, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы.

    Проверяют себя.

    Безударная гласная в корне слова.

    Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо

    найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

    (Слайд № 4)

    Безударный хитрый гласный:

    Слышим мы его прекрасно.

    А в письме какая буква?

    Здесь поможет нам наука:

    Гласный ставь под ударение,

    Чтоб развеять все сомнения!

    - формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению (Л)

    -  понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме (П)

    -обобщать (выделять) ряд объектов по заданному  признаку(П)

     - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать(П)

    - формулировать собственное мнение (К)

    III. Выявление места и причины затруднения

    Цель: обсуждение и выявление затруднения

    Правописание каких слов вызвало затруднения? Почему?

    Ребята, чтобы верно написать безударную гласную, нужно правильно подобрать проверочное слово. Рассмотрим примеры (слайд № 5 ) Постарайтесь подобрать правильно проверочные слова.

    - Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.

    Запись на доске и в тетрадях: «Правописание безударных гласных в  корнях слов»

    Называют слова.

    -Правописание безударной  гласной в корне слова

    - Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний (Л)

     - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков(П)

    IV. Построение проекты выхода из затруднения

    Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способов и средств  реализации целей путем выбора нужной информации

    (Слайд № 6)

    Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)

    Да, сегодня мы будем углублять  знания об орфограмме безударная гласная в корне слова,  проверяемая ударением,  и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.


    Давайте обратимся к рубрике учебника  «Знай и применяй» и посмотрим, как нам советуют действовать лингвисты при выборе  безударной гласной в корне слова    ( стр. 63-64, рубрика « Знай и применяй»)

    Итак, какой  способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам?

    Предлагаю  составить алгоритма действия.

    (Слайд № 8)

    Задание для «слабых» учащихся: приведите примеры из  упражнения № 133 на данный алгоритм.

    Задание для «сильных» учащихся: найдите в толковом словарике примеры  слов на данный алгоритм.

    Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова

    Читают текст на стр. 63-64 рубрика             «Знай и применяй»

    Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение  слова через однокоренное слово.

    Составляют алгоритм действия.

    («Сильный» ученик получал опережающее задание и демонстрирует свой  алгоритм) (Приложение № 1)

    (Слайд № 7)

     - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале (Р)

    – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме (П)

    – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (П)

    – формулировать собственное мнение и позицию (К)

    -понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале (Р)

     -последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (Р)

    V.Реализация построенного проекта

    Цель: Усвоение учащимися  алгоритма

    Применяем наш алгоритм. Правильно оформим запись, выделяем  орфограмму и условия выбора гласной в  корне  слова.

    (Слайды 9-10)

    Каждый ученик записывает по одному примеру  у доски, применяет правило, выделяет орфограмму (Остальные работают в тетрадях)

    - применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова (П)

    -осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя  (Р)

    - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами (К)

    VI.Первичное закрепление учебного действия

    Цель: проговаривание во внешней речи, парная работа

    Отгадаем загадки, запишем отгадки,   проверочное слово (форма слова)  и однокоренное.

    (Слайды 11 -18)

    1.Есть у каждого лица

    Два красивых озерца.

    Между ними есть гора.

    Назови их, детвора.

     

    2.Она под осень умирает

    И вновь весною оживает.

    Иглой зелёной выйдет к свету,

    Растёт, цветёт всё лето.

     3. В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать,

    На землю падает опять.

    4.Всю ночь летает -

    Мышей добывает.

    А станет светло -

    Спать летит в дупло.

    В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята читают загадку и  отгадывают её. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных, объясняя лексическое значение слова.

    Глаза - глаз - глазки

    Трава - травы, травка

    Вода - воды – водный

    Сова - совы - совушка

    - принимать и сохранять учебную задачу (Р)

    - сохранять интерес к учебному материалу (Л)

    -подбор проверочных слов для определения  написания буквы в корне слова.(П)

    Физминутка

    Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

    Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы:

    К.рмушка(корм),  маслёнок(масло),  кр.ль-чиха( кролик),   см.льчак (смелый),   б.глец ( бег), старичок ( старый),  ц.почка             (цепь),     д.чурка ( дочь),   с.сновый                             ( сосны),   д.тишки ( дети).

    (Слайд № 19)

    Коллективно выполняют упражнения

    VIII. Самостоятельная работа   с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

    Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

     - Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, ведь вы уже многому научились.

    Раздаёт карточки (в 2 вариантах) с заданием для самостоятельной работы. (Приложение № 2)

    ( в карточку – заготовку запишите только буквы корня слова) (Приложение № 3)

    - Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок?

    - Обменяйтесь карточками, поработайте учителем, сверьте с ответом  на слайде.

    Проверим результаты вашей работы

    (Слайд № 20)

    - Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 и более ошибок, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.

    (Слайд № 21)

    Выполняют самостоятельно   на карточках- заготовках.

    Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем обмениваются карточками, сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.

    - принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков (Р)

    - применять правила правописания безударных гласных в корне  слова (П)

    - оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).(Р)

    - осуществлять действие взаимоконтроля(К)

    - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища) (Л)

    VIII.Включение в систему знаний и повторение

    Цель:

    формирование орфографичекой зоркости, самооценка результатов деятельности своей группы

    Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки. Он в тетрадке написал :

    Зема  ухадить не хочет. Прячет  последний  снижок  в лису.  Воздух   день от дня типлее.  Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила  трапинки.  Звенит висёлая копель.
     Вот и верба нарядилась в белые  сирёжки.  На солнечной палянке появилась  молодая трова.

    Быстро Пете помогайте и ошибки исправляйте!  (Слайд № 22)

    Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки.

    Почему Петя допустил так много ошибок?

    Какое же правило не знал ученик?

    Давайте поможем Пете и еще раз объясним ему  правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением! (Предлагает ответить слабым учащимся)

    Ребята, обратите внимание, что некоторые слова на эту орфограмму  Петя все – таки написал правильно. Назовите их.

    Учащиеся записывают слова, в которых Петя допустил ошибку, применяют правило, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова,  оформляют орфограмму.

     

    - понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале (Р)

     - последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности (Р)

    - принимать участие в работе группами (К)

    -договариваться, приходить к общему решению (К)

      IX. Рефлексия.Итоги. Домашнее задание.

    Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

    Какая цель была поставлена на уроке?

    Как вы считаете, она достигнута?

    Выберите нужную фишку : (слайд № 23)

    КРАСНУЮ - Я умею проверять безударные гласные. 
    ЖЁЛТУЮ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
    ЗЕЛЁНУЮ– Я сегодня не смог, но завтра научусь.

    Сегодня на уроке я:  (Слайд № 24)

    И научился…..                                                               Т было интересно…                                                               О было трудно ….                                                                     Г мои ощущения….

    - Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов.

    представление о причинах успеха в учебе (Л)

    -оценивать совместно

    с учителем или одноклассниками результат

    своих действий (Р)

    -обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

    проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом (Р)

     -формулировать собственное мнение и позицию;

    строить устные высказывания (К)

    Выставляет оценки за урок, комментируя их

    Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения.

    (Слайд № 25)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"

    Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"

    Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....

    Технологическая карта урока русского языка по теме"Правописание приставки пре и при"

    Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Правописание приставки пре и при"....