Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Дубровская Евгения Аркадьевна

Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Русский язык  

Технологическая карта  урока

 

Тема

 Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Цели

Создать условия для формирования  навыка написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ-.

Научить использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности.

Основное содержание темы

Формирование навыка написания слов с приставками - ПРИ-, ПРЕ-. Актуализация умений определять вид орфограммы:

-правописание приставок со словами;

- слова с приставками, оканчивающимися на З, С.;

- слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-;

Термины и  понятия

Приставка; алгоритм; орфограмма; лексическое значение

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять орфограмму  и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- определять орфограмму в слове;

- обозначать орфограмму в слове;

- составлять и писать предложения  со словами, имеющими данную орфограмму.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература, культура речи

Информационный материал

Учебник «Русский язык» 6 класс

Дидактический  материал

Карточки с учебными заданиями

Презентация

  фронтальная

   парная  

   групповая  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности /постановка учебной задачи/

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

На слайде 1 написаны слова:

Сшить, бесполезность, беспокойство, преумный, исписать, расчёт, рассвет, восход, приплыть, пришить, слепить, беззаботность, приморский, пристроить, сжечь, беззвездный, преломить, сделать, расписание.

Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам. Слайд 2

Учащиеся предлагают объединить слова в три группы, но дискуссия показывает,  что им не хватает знаний и  умений для объяснения правописания слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-.

Почему трудно выполнить это задание? Какой вопрос возникает при выполнении этой работы?

Что нам требуется, чтобы разрешить спор?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.  Слайд 3              

 Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Слайд 4

   

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы.

П этап. Учебно-познавательная деятельность

/учебные действия/

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З),    «понимание» (П),    «умение» (У)

Планируемый  результат

Цели:

• Подвести учащихся к решению проблемы : когда в словах пишутся приставки пре-, при-.

• Актуализировать умения:

- формулировать задание к упражнению;

- находить данную орфограмму в словах, обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

Задание 1 (З)

Обратимся к словам, записанным в 4 столбика.

прибыть       прилепить             приусадебный (участок)         приоткрыть

приплыть       пришить              пригородный (маршрут)        притронуться

прискакать    приклеить            приморский (городок)             прилечь

Слайд 5

Сравните слова в каждом столбике. Что объединяет слова в каждом столбике?

Общее лексическое значение.

Какое значение имеют слова в 1, 2, 3, 4 столбиках?

Приближение, присоединение, близость к предмету, неполное действие. Слайд 6

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с приставкой ПРИ ?    

Определить их лексическое значение.

Какие значения имеют слова с приставкой ПРИ?

    Обратимся к словам с приставкой ПРЕ-. Слайд7

Прескучный (человек)                                преградить

пренеприятный (поступок)                       претерпевать

преинтересный (рассказ)                          преодолеть

Что объединяет слова в этих двух столбиках?    

Общее лексическое значение.  

Какое общее значение имеют  слова в каждом столбике? Слайд 8

Чтобы не допускать ошибок в написании слов с приставками пре-, при-,  необходимо выработать алгоритм действий.

                                                                                                             

 Вырабатывание алгоритма действия. (Работа в группах). Слайд 9

1. Произнеси слово.

  1. Определи  лексическое значение приставки.

                 при-                         пре-                                            

1 приближение

прибежать

1 пре = очень

предобрый

2 присоединение

примазать

3 неполное действие

Приоткрыть

4 близость к предмету

Пришкольный

2 пре = пере

прервать - перервать

  1. Запиши слово, выделяя орфограмму.

Задание 2  (П)

Выборочный диктант.  Используя алгоритм, выписать   слова с приставками пре-, при- . Слайд 10

1 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение присоединения.

2 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение приближения.

3ряд - слова с приставкой пре-, близкой по значению со словом очень.

Пр..ближаться, пр..спокойный, пр..ползти, пр..шить, пр..смешной, пр..крепить, пр..красный, пр..плыть, пр..винтить, пр..добрый. Слайд 11

Проверка: Слайд 12

Задание 3  (У) 

Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно. Слайд 13

Прикусить язык, прЕвстать со стула , прибежать быстро, прИвкусное пирожное, преодолеть прИпятствия, прИкрасный сад, прелестная девушка, прИстегнуть ремень, прИзлой волк, прилететь утром.

Объясните написание приставок во исправленных словах. Проверка: слайд 14

Познавательные умения:

- определять слова с данной орфограммой  и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

- формулировать задание к упражнению;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- выполнять задание в рамках учебного диалога.

- правильно и уместно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм определения орфограммы;

- находить слова с приставками при-, пре-, объяснять их написание.;

Диагностика качества освоения темы

Цели -  установить степень усвоения темы, а именно:

- определять орфограмму;

- определять верное написание приставок;

- выполнять задания в соответствии с целью.

Выполните контрольное задание, затем обменяйтесь с товарищем тетрадями и   проверьте  друг друга.

Замените  словосочетание одним словом с приставкой при- или пре-. Слайд 15

Расположенный у берега (прибрежный); слегка задуматься (призадуматься); участок около школы (пришкольный); слегка открыть (приоткрыть); слегка задеть что-либо (прикоснуться); Расположенный у дороги (придорожный), спуститься с неба на землю (приземлиться),очень длинный (предлинный), соединить при помощи клея (приклеить).

Проверка: Слайд 16

Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью; 

проверять написание слов, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять орфограмму;

- определять верное написание приставки;

-объяснять написание приставки

III этап. Рефлексивная деятельность

/самоконтроль и самооценка/

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ. Слайд 17

Закончите предложения:

1. Я хочу научиться правильно писать слова с приставками пре-, при-, потому что……..

2. Чтобы правильно написать слова  с приставками пре-, при-, надо……..

II. Задание на самооценку. Слайд 18

Закончите предложения:

Я (очень, не очень)  доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать правильно слова самостоятельно.

Домашнее задание. Слайд 19. Упр. 250(для  слабых учащихся);

Упр. 251 (для средних и сильных учащихся

Личностные умения:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) 6 класс. Правописание приставок при- и пре-.

Учебный  предмет:  русский языкКласс:6Автор  УМК:  Львова С.И.Тема урока: Правописание приставок при- и пре-.Тип урока:Урок «открытия» нового знания.Цели урока.Содержат...